Программа утилизации автомобилей в 2022 и 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа утилизации автомобилей в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2022 году. Бюджет, выделенный на 2022 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.

Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин

Категория транспортного средства При сдаче на утилизацию, т. р. при сдаче по Trade-In, т.р.
Легковой сегмент 50 тысяч руб. 40 тысяч руб.
Внедорожники 90 тысяч руб. 75 тысяч руб.
Грузовики 2,5- 3,1 тонны 120 тысяч руб. 100 тысяч руб.
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны 175 тысяч руб. 145 тысяч руб.
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны 200 тысяч руб. 165 тысяч руб.
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн 350 тысяч руб. 300 тысяч руб.

Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.

Список моделей авто с предоставляемыми скидками

В таблице ниже приведены максимальные размеры скидок по программам утилизации и трейд-ин для различных моделей автомобилей:

Марка автомобиля Максимальная скидка при утилизации, тыс. руб Максимальная скидка в программе трейд-ин, тыс. руб
1. ВАЗ — все модели 50
2. ГАЗ — все коммерческие модели 175
3. ГАЗ грузовики 350
4. УАЗ

Patriot

Hunter

90
5. УАЗ

Pickup

Cargo

и коммерческие модели

120
6. Opel

Corsa

Insignia

Meriva

40
7. Opel

Astra

Zafira Tourer

80
8. Opel Mokka
9. Opel

Astra Famil

Zafira Family

130
10. Peugeot

408

4008

Boxer

50
11. SsangYong

Actyon

Kyron

120
12. Ford

Focus

Mondeo

S-Max

Galaxy

Kuga FWD

Ecosport FWD

50 50
13. Ford Kuga AWD 90 75
14. Ford Ecosport AWD 90 90
15. Ford

Kuga 2.5 Trend

Edge

Explorer

100 100
16. Volkswagen

Polo седан

Jetta

50 40
17. Volkswagen Tiguan 2014 90 75
18. Renault

Logan

Sandero

25 25
19. Renault

Megane хетчбэк

Fluence

Koleos

Duster

50 000 40 000
20. Nissan ALMERA 60 50
21. Nissan TEANA 100 90
22. Nissan TERRANO 50 40
23. Citroen C4 Sedan 50 40
24. Skoda Fabia 60 50
25. Skoda Rapid 80 70
26. Skoda

Octavia

Yeti

90 80
27. Skoda Yeti 4×4 130 115

Плюсы и минусы утилизации транспортного средства

На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.

Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.

Читайте также:  И открыли врата для нас: зачем МВД амнистирует часть невъездных мигрантов

К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.

К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.

Что подразумевает утилизация автомобиля?

Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.

Еще в 2010 году в Российской Федерации была одобрена и запущена программа по утилизации автомобилей. Ее главная задача заключается не только в том, чтобы избавить людей от ненужного транспорта, но и популяризовать отечественный автопром.

При утилизации своей старой машины, какого бы года выпуска или страны происхождения она не была, каждому положена скидка на покупку нового транспортного средства. Правда, только отечественных заводов или тех, которые собираются непосредственно в России.

Скидка зависела не только от исходного автомобиля, но и от официального дилера, у которого вы планируете купить новую машину. В среднем, этот показатель варьируется от сорока до трехсот пятидесяти тысяч. Всего в программе участвовало девять производителей, в том числе некоторые модели марок Volkswagen, Opel, Nissan, Ford, SsangYong, Renault. В 2021 году программу полностью отменили, однако для россиян утилизация все-равно остается надежным способом экономии средств. Только после этого процесс за автомобиль не нужно платить транспортный налог.

Требования к автомобилю

Условия программы касаются еще транспортного средства кандидата:

  1. Если заявление подается в рамках действия – «Trade-In», тогда срок владения ТС одним человеком должен быть минимум 10 месяцев.
  2. Сдается по стандартной схеме – срок владения машиной 6 месяцев (последних).
  3. Отсутствие оформления под лизинговые услуги, только частная собственность.
  4. Отсутствие любых кредитных обременений и других ситуаций, когда сторонние лица вправе потребовать автомобиль себе, риска перепродажи или возможной передачи собственности.

Касается всех моделей ТС, вне зависимости от технических характеристик.

Необходимые документы

Участнику процедуры нужно предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина (физлицам, лизинговым компаниям или юрлицам – лицензию);
  • доверенному лицу – нотариально подтвержденную доверенность;
  • правоустанавливающие на ТС документы;
  • техпаспорт ТС (ПТС копия) с указанием срока нахождения в собственности;
  • бумага о снятии регистрации МРЭО (ПТС со специальной отметкой / карта учета / справка от ГИБДД)
  • оригинальный акт / нотариально заверенная копия передачи ТС.

Список универсальный, касается всех марок, включая грузовые и специализированные авто.

Как снять машину с учета для утилизации, обязательно ли наличие самого автомобиля, номеров и документов для процедуры?

Снять с учета автомобиль на утилизацию можно в отделении ГИБДД. Потребуются следующие бумаги:

  1. письменное заявление;
  2. паспорт РФ;
  3. ПТС (если есть);
  4. Свидетельство, подтверждающее регистрацию (если есть);
  5. регистрационные знаки (если есть);
  6. генеральную доверенность и ее нотариально заверенную копию, если авто сдает в утиль доверенное лицо.

После того, как все необходимые документы предоставлены, автовладелец получает квитанцию на уплату госпошлины, оплачивает ее и ждет выписки о снятии с учета.

Из данного перечня понятно, что наличие номерных знаков и документов на машину не обязательно, чтобы осуществить снятие авто с учета по программе утилизации. Это так же реально, как утилизировать автомобиль без автомобиля. Достаточно представить в МРЭО вместе с заявлением пояснительную записку о том, что машина уже утилизирована.

Если автомобиль непригоден для дальнейшего использования, чтобы снять его с учета нужно:

  1. Приехать в ближайший межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД со всеми необходимыми документами.
  2. Заполнить заявление на утилизацию, в котором указать необходимость снятия авто с учета в связи с его списанием в утиль.
  3. Написать объяснительную записку по образцу примеров, висящих на доске информации МРЭО.
  4. Сдать бумаги.
  5. Получить справку о снятии с учета.
Читайте также:  Зарплата за декабрь 2022 года: когда выплачивать и как отразить в 6-НДФЛ?

Если при утилизации машины некоторые элементы планируется снять для последующей продажи, необходимо написать в МРЭО соответствующее заявление о выдаче акта на них, предъявить элементы для осмотра и сдать заявку с пояснениями в приемное окно. Сотрудники МРЭО выдадут свидетельство на изъятый агрегат вместе с выпиской о снятии с учета.

Сдача ТС в утиль через дилеров

Утилизировать автомобиль можно самостоятельно и через автодилеров. В первом случае нужно самому искать организацию, занимающуюся приемом таких ТС. Это обойдется недорого, но зато хлопотно. Если действовать через дилера, придется оплатить его услуги. Но никаких беспокойств и беготни, всё законно.

В общем виде утилизация через дилера представляет собой следующий процесс:

  • ТС владельцем передается дилеру, который проверяет полноту комплектации автомобиля. Стоить напомнить, что только имеющие на месте все необходимые элементы, вроде руля, КПП, сидений и двигателя, машины принимают участие в госпрограмме;
  • если все в порядке дилерский центр заключает договор с клиентом, а клиент оплачивает услуги дилера;
  • в перечень обязательных услуг входит не только поиск компании для утилизации, но и доставка машины туда. Это выполняется за счет дилера, его усилиями;
  • по итогам заказчик получает на руки свидетельство об утилизации автомобиля (или, как его иначе называют, сертификат), а уже потом – право на скидку, которой можно воспользоваться при покупке новенького авто;
  • последний этап – договор на приобретение машины с использованием сертификата;

Чтобы пройти все указанные этапы, от автовладельца потребуется не только автомобиль, но и определенные документы, в частности:

  • паспорт автовладельца – для заключения договора с дилером и оформления иных бумаг;
  • ПТС на сдаваемое транспортное средство, подтверждающее владение машиной в течение последних шести месяцев.

Перечень обязательных документов стоит предварительно уточнить у того автодилера, к которому планируется обращение. Что касается документального подтверждения снятия ТС с учета в ГИБДД, то статья 19 (пп.2 п.1) закона №283-ФЗ от 03.08.18г. указывает, что снять с регистрации авто разрешено по заявлению автовладельца либо уполномоченной на утилизацию организации, но лишь после самой утилизации ТС.

Сколько стоит сдать машину в утиль через дилера? В среднем по стране вознаграждение составляет 10000 рублей. Но все зависит от «аппетита» автоцентра и от региона его пребывания.

Какие налоги нужно заплатить с утилизации физическому лицу?

Согласно п.37.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ не облагается НДФЛ размер частичной оплаты, произведенной за счет средств федерального бюджета при покупке нового авто. Данная льгота распространяется только на сделки в рамках госпрограммы утилизации старых автомобилей.

Если сдать ТС в утиль без участия в программе, передать для разбора либо продать по системе трейд-ин, придется заплатить НДФЛ. Но здесь важно учесть следующее:

  • если продаваемая машина находилась в собственности меньше 3-х лет, ее владелец после продажи имеет право на имущественный вычет от суммы дохода в размере 250 тысяч рублей (пп.1 п.2 ст.220 НК РФ);
  • если ТС было в собственности 3 года и дольше, то продажа такой машины освобождена от налогообложения вообще (п.17.1 ст.217 НК РФ).

Причем при реализации авто, которым владели свыше 3 лет, не придется даже сдавать декларацию 3-НДФЛ (п.17.1 ст.217 НК РФ). В случае владения продаваемым авто меньше трехлетнего срока, по факту его продажи (в любой форме) отчитываться обязательно. Исключение составляет государственная программа утилизации автомобилей (не трейд-ин): декларацию подавать не придется вообще, даже если ТС в собственности было менее 3 лет.

Альтернативная история

Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.

Читайте также:  Допустимая норма алкоголя за рулем в 2022 году: сколько промилле разрешено

Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.

Страна стихийных свалок

У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».

А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпро­грамма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.

Программа утилизации возвращается?

На прошедшей вчера встрече с представителями «Деловой России», Президент России Владимир Путин ответил на вопрос по поводу перезапуска госпрограммы по утилизации старых автомобилей. С такой идее выступил один из участников организации, а глава государства попросил первого вице-премьера Андрея Белоусова дать соответствующее поручение Минпромторгу.

При этом сам Андрей Белоусов прокомментировал само предложение. В целом чиновник поддержал возобновление программы, но напомнил о двух моментах:

  • нужно избежать ошибок, которые были сделаны раньше (то есть, когда действовала прошлая программа утилизации) – позаботиться о том, чтобы хватило мощностей по разделению этих ресурсов;
  • сейчас весь автопром, включая российский, находится в сложной ситуации – ограничения пока накладывает дефицит новых автомобилей, а не сниженный спрос на них. Из-за нехватки электронных компонентов не удается покрыть спрос на автомобили, из-за чего они дорожают.

Тем не менее, Белоусов считает, что программа сыграла «яркую роль» в поддержке спроса на автомобили в 2014-2015 годы. В Минпромторге сообщили, что подготовят соответствующие предложения для обсуждения.

Что за справка об утилизации по новому закону?

Согласно введённым 10 июля 2017 года изменениям в порядок снятия с учёта транспортных средств, для утилизации на сегодняшний день необходима специальная справка (свидетельство) об этом:

66. Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией производится на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
При прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 32.1, 32.2, 32.4, 32.7 и 32.9 пункта 32 настоящего Административного регламента.

Ранее в заявлении о снятии с учёта достаточно было указать утилизацию как основание для прекращения регистрации. Теперь для этого нужна справка об утилизации. Внесены такие изменения, чтобы предовтратить использование автомобиля после снятия с учёта по причине утилизации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *