Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Новые правила для СИМ

Какие ограничения ввели для электросамокатов?

С 1 марта 2023 года электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и аналогичные им устройства получат статус средства индивидуальной мобильности (сокращённо — СИМ). Максимально разрешённая скорость для них составит 25 км/ч. При этом если водитель СИМ создаёт помехи для пешеходов, он обязан спешиться или снизить скорость. Пешеход имеет перед ним приоритет.

Водителям СИМ запрещено:

— управлять транспортным средством не держась за руль хотя бы одной рукой;
— возить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине;
— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
— перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на трассах, имеющих более одной полосы для движения (кроме случаев, когда из правой полосы можно повернуть налево, и за исключением дорог в велосипедных зонах);
— буксировать СИМ или буксироваться ими самому. Буксировать можно будет только специальные прицепы для СИМ;
— ездить в зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».

Нужны ли водительские права для СИМ?

Согласно нормам, для управления СИМ не понадобятся водительские права. Однако инспекторы могут направлять водителей на медосвидетельствование в случае подозрения на алкогольное опьянение. Поэтому ездить на электросамокатах и других СИМ пьяным будет нельзя.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

За нарушения ПДД, которые связаны с пешеходным переходом, водитель понесёт наказание в виде штрафа:

  1. Парковка или наезд на пешеходный переход – 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка его на штрафстоянку.
  2. Невыполнение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 рублей.

Помимо ответственности водителя машины, пешеходы тоже могут понести наказание за несоблюдение ПДД и создание помех при движении автомашин:

  1. Нарушение правил движения пешеходом – 500 рублей или предупреждение.
  2. Нарушение правил движения, что повлекло помехи движения машин – 1000 рублей.
  3. Нарушение правил движения пешеходом, что повлекло помехи движения машин или причинение лёгкого или среднего вреда здоровью физическому лицу – от 1000 до 1500 рублей.

Не пропустил пешехода: штраф и нюансы

С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.

Читайте также:  Можно ли вернуть шторы в магазин?

В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам.

В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.

Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.

Регулируемый перекресток

На профессионально регулируемых пешеходах человек обязан руководствоваться сигналами стоящего на перекрестке регулировщика или установленного светофора. Если такого нет, опираться потребуется на стандартный транспортный светофор.

Регулируемый перекресток и пешеходные переходы на них тщательно регулируются. Если на территории стоит профессиональный регулировщик, правила перехода дороги пешеходами предусматривают, что при переходе дороги должны опираться именно на его сигналы.

Вот самые основные из них:

  1. Поднятая над головой правая рука – для пешеходов движение запрещено.
  2. Вытянутая вперед правая рука – движение пешеходов допустимо со стороны спины профессионала.
  3. Обе руки вытянуты в стороны, придавая человеку вид буквы Т. Движение для пешеходов разрешено от груди специалисты и со стороны спины.

По той причине, что немногие пешеходы знают правила движения такого плана, регулировщики применяют более простые и понятные жесты. Например, разрешение на передвижение может выглядеть, как простой взмах рукой в требуемом направлении.

Пешеходные переходы являются зоной повышенного внимания со стороны сотрудников ГИБДД. Ведь именно на этом участке дороге случается наибольшее количество дорожных аварий, в которых гибнут люди. По этой причине, при несоблюдении ПДД, правил пропуска пешеходов, водителей ждет немалый штраф.

В прежней редакции КОАП его сумма была 1500 рублей. В настоящее время все изменилось. С начала ноября текущего года данный штраф увеличился и теперь составляет от 1500 до 2500 рублей. Таким образом, если водитель не уступил дорогу пешему участнику движения в случаях, когда последний пользовался преимуществом, то ему придется отвечать за это по закону.

Необходимо также отметить, что минимальный штраф в 1500 рублей получит за такое правонарушение только тот автолюбитель, который ранее не привлекался к ответственности за то, что не пропустил человека на зебре. В противном случае, инспектор ему выпишет штраф на сумму 2500 рублей. Иными словами, все будет зависеть от тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, минимальная сумма штрафа за то, что водитель не пропустил пешехода, осталась прежней, а вот максимальная возросла на тысячу рублей. Поэтому не нужно нарушать правила, и все будет в порядке.

Если автомобилист нарушил правила уступки дороги пешему человеку в отведенной для перехода зоне, ему грозит наложение штрафа. Сумма взыскания зависит от тяжести правонарушения и составляет от 1500 до 2500 руб. Водитель имеет право обжаловать штраф, если видимость была снижена другими авто, и он просто не заметил человека. Но если будет доказано, что обзор не был нарушен, санкции придется оплатить.

Важно: Несмотря на то, что права пешеходов защищены законом, эта категория лиц обязана удостовериться в безопасности пересечения дороги.

Таким образом, новые правила ПДД о пешеходных переходах создают еще большую безопасность для пеших граждан. И автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать внимательность на дороге – это создаст безопасные условия для их передвижения.

Пешеход и переход: что изменилось?

В 2021 году ужесточились штрафы для обеих сторон за нарушение правил ПДД. Претерпели изменения и некоторые понятия.

Традиционно под пешеходом понимался человек, идущий пешком. Теперь же к пешеходам относят также мотоциклистов и велосипедистов, которые идут пешком и катят рядом с собой ТС. Помимо этого, пешеходами считаются также люди, едущие на роликовых коньках, лыжах, досках, самокатах и в инвалидных креслах.

Пешеходный переход – это участок дороги, предусмотренный для безопасного перехода людьми проезжей части. По новым правилам к пешеходным переходам относят и трамвайные пути, расположенные на этом участке.

Так что теперь трамвай обязан уступить дорогу движущемуся человеку, а не наоборот. Как известно, зона перехода обозначается дорожными знаками или разметкой.

Правила ПДД: уступи дорогу пешеходу

Почти каждый автомобилист уверен в том, что, увидев пешехода на дороге, должен давить по тормозам и пропускать его.

Но по новым правилам пешехода не пропускают, ему «уступают дорогу», то есть не мешают завершить манёвр и дают спокойно перейти дорогу без изменения направления и скорости движения.

Читайте также:  Как сдается многоквартирный дом в эксплуатацию застройщиком

В старой редакции п. 14.1 ПДД отмечено, что водитель обязан притормозить либо остановиться перед «зеброй», если пешеход шагнул на проезжую часть.

В обновлённой версии правил допускается проезд машины через «зебру», если траектории обоих участников движения не пересекаются, а количество полос позволяет сделать это. В противном случае преимущество отдаётся пешеходу, а водитель обязан притормозить.

К примеру, если водитель движется по крайне левой полосе четырёхполосной дороги, а в это время пешеход только начал переходить дорогу, то машина может спокойно проехать, так как не создаёт помех движению человека.

Водителям на заметку! На многополосной дороге руководствуйтесь правилом «двух полос»; это означает, что между ТС и пешеходом должно оставаться как минимум 2 полосы.

Даже если светофор загорелся зелёным, водитель должен дождаться, пока пешеход спокойно дойдёт до конца перехода (п. 14.3 ПДД). При этом он не обязан пропускать стоящих на тротуаре людей, которые намереваются перейти дорогу.

Они не являются участниками движения, но могут таковыми стать через секунду, шагнув прямо перед машиной.

Совет водителям: всегда перед пешеходом снижайте скорость, даже если вы не замечаете людей. Переход — это потенциальная опасность, и расслабляться здесь нельзя.

Обратите внимание! Если раньше на переходе нельзя было обгонять другой автомобиль при наличии там пешехода, то новые правила запрещают обгон на переходе в любом случае. Иначе штрафа не миновать.

На дороге не всегда обозначены участки для перехода. Тем не менее, водитель обязан пропустить:

  • слепых (держат в руках белую трость);
  • людей, идущих к автобусу или трамваю;
  • детей, выходящих из транспорта с включённой «аварийкой» и знаком «Перевозка детей».

Двор — это зона пешехода. Здесь преимущество всегда остаётся за пешим человеком.

Как избежать штрафа за непропуск пешехода?

Чтобы избежать наказания в денежном выражении за непредставление приоритета пешеходам в 2021 году, нужно четко следовать предписаниям с п. 14.1. по п.14.6. ПДД и прогнозировать будущую ситуацию. Особенно это касается штрафов, оформленных на основании записей с камер видеонаблюдения, механизм работы которых не способен оценить положение пешехода на проезжей части и степень риска приближающегося автомобиля так, как это мог бы сделать обычный человек.

В случаях, когда за правонарушение привлечь к ответственности намеревается инспектор ГИБДД, нужно стараться доказать свою правоту всеми доступными методами: привлекать свидетелей, требовать показать видеозапись либо предоставить запись с личного регистратора и т.д.

Новые правила проезда

Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.

До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.

Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.

Если переход пересекает трамвайные пути

До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.

Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.

Особенно внимательно следует следить за знаками, которые тем или иным образом регулируют использование пешеходного перехода. Причем это касается как водителей, так и самих пешеходов – которые осуществляют перемещение.

На данный момент существует сразу несколько различных знаков, которые обозначают факт наличия пешеходного перехода.

Основное назначение знака «Пешеходный переход» — извещать водителя о том, что начинается движение по участку, где будет иметь место пересечение дорожного полотна пешеходами. Причем данный знак представлен одновременно в двух основных вариантах.

Таковыми являются в первую очередь следующие:

5.19.1 передвижение пешехода осуществляется справа на лево
5.19.2 человек на знаке движется слева на право

Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД

  • совершать переход можно только по специально обозначенным для этой цели местам. Речь идет об обычных переходах – подземным и наземным;
  • при отсутствии переходов, перемещаться нужно по тротуару или при отсутствии такового, по обочине;
  • на регулируемых перекрестках можно пересекать полотно только на специальный знак указателя или регулировщика;
  • если на дороге нет зебры, пересечение требуется осуществлять под прямым углом к направлению трассы, но не по диагонали;
  • во всех без исключения обязан оценить общую дорожную обстановку и только после удостоверения в полной безопасности и отличной гарантированной видимости его всем проезжающим водителям можно продолжать движение;
  • переходить дорогу не по разметке допускается только в том случае, если дорога очень хорошо видна, то есть обзор не загораживается рядом расположенной спецтехникой, припаркованными машинами, а также какими-либо постройками;
  • пересечение проезжей части допустимо только после адекватной оценки расстояния между человеком и рядом передвигающимся транспортом;
  • нельзя создавать разные помехи для иных участников перемещения по дороге, категорически запрещено своими действиями провоцировать разные аварийные ситуации;
  • в процессе пересечения дороги не нужно останавливаться без уважительных на то причин. Довольно часто на трассе можно встретить нерешительных людей, которые своими движениями или попытками не показывает своего четкого намерения, вводя водителей в заблуждение. Подобное поведение не допустимо, так как вводит водителей в заблуждение и довольно часто становится причиной возникновения аварийной ситуации;
  • в процессе перехода дороги в темное время суток за границей города, на пешеходе должны присутствовать специальные светоотражающие элементы;
  • отдельные условия предусмотрены по прекращению пешеходом движения. В массе своей это распространяется на ситуации, связанные с приближением автомобилей, оснащенных специальными сигнальными знаками. Если человек увидел подобное транспортное средство, будучи уже на дороге, он должен незамедлительно вернуться на тротуар.
  1. Поднятая над головой правая рука – для пешеходов движение запрещено.
  2. Вытянутая вперед правая рука – движение пешеходов допустимо со стороны спины профессионала.
  3. Обе руки вытянуты в стороны, придавая человеку вид буквы Т. Движение для пешеходов разрешено от груди специалисты и со стороны спины.

Юридические советы как доказать невиновность

Доказать отсутствие причастности к правонарушению поможет запись с установленного на машине видеорегистратора. Особенно когда имел место наезд на пешехода.
Если вас обвиняют в наезде на велосипедиста, который пересекал зебру на двухколёсном транспорте, ссылайтесь на пункт правил, указывающий, что велосипедист не признаётся пешеходом. Пункт 24.8 ПДД гласит, что лицам, управляющим мопедами и велосипедами запрещено пересекать проезжую часть по переходу.

Правила требуют таких граждан поспешить и перевозить транспорт через зебру вручную. Положительным моментом будет привлечение свидетелей происшествия, которые подтвердят, что правила нарушил пешеход, выскочивший неожиданно на дорогу. Это будет доказательством невозможности совершить остановку вовремя. Отличным доказательством невиновности будут следы, оставшиеся от экстренного торможения.

Требуйте от сотрудника ГАИ соблюдения необходимых действий во время составления протокола:

  • сотрудник обязан представиться, назвав должность и фамилию;
  • должен показать служебное удостоверение;
  • объяснить причину остановки;
  • собрать показания с виновника и пешехода;
  • записать результаты опроса в протоколе.

Лучше зафиксировать диалог с помощью видео или аудиозаписей. Потребуйте составить протокол ещё и на пешехода, если он нарушил правила. Это поможет снять часть вины с автомобилиста.

Но невиновность автомобилиста при наезде на человека доказать тяжело. Потому что именно человек, управляющий машиной обязан предусматривая такие ситуации заранее понизить скорость и удостовериться, что нет желающих перейти дорогу. Машина имеет уровень высокой опасности и может стать причиной травматизма.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *