Консультация: актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация: актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Считаем выгоду на калькуляторе накопительной пенсии

Чтобы справится с этой задачей, необходимо выбрать сколько лет осталось трудится до выхода на заслуженный отдых, указать размер своей заработной платы и процент, который вы, как работник, готовы отчислять в пользу накопительной пенсии – он может быть от 1 до 10%. Соразмерный вклад от нанимателя калькулятор подставит автоматически – в этом случае цифра варьируется от 1 до 3%. Также для проведения расчетов необходимо выбрать срок ежемесячных выплат – желаете вы получать «вторую» пенсию в течение 5 или 10 лет.

Лично мне (автору статьи – прим. ред.) до выхода на заслуженный отдых трудиться еще лет 15. Решила на своем примере оценить, выгодно ли заключить подобный договор со «Стравитой» и делать отчисления на дополнительную пенсию. Итак, предположим, что средняя зарплата составляет 1 тыс. руб., я готова отчислять 3% от своего заработка в счет будущей пенсии в течении ближайших 15 лет.

На основании этих данных калькулятор автоматически рассчитал прибавку к пенсии в месяц: на протяжении 5 лет я могла бы получать дополнительно 440 рублей, в течение 10 лет – 220 рублей.

Почему пенсии такие маленькие…

В Беларуси пенсия назначается исходя из трудового и страхового стажа. И каждый год она индексируется. Но если один получает 300 рублей, а второй — 600 рублей, то после индексации у одного пенсия растёт меньше, а у другого — больше. Но ведь цены повышаются для всех одинаково. Почему повышение пенсий после индексации у всех разное?

— По законодательству, перерасчёт пенсий происходит в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь либо в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (тогда пересматривают минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Поскольку размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности трудового стажа, размера среднемесячной зарплаты перед обращением за пенсией, наличия надбавок, повышений и возрастных доплат, то соответственно и после перерасчёта размер пенсии у каждого свой.

Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).

В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2021 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.

Трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством) рассчитываются по-другому. Они зависят от средней зарплаты в стране и от возможностей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).

Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении

Пенсии являются важнейшей составляющей социальной защиты. В настоящий момент выплаты получают около 2,5 млн человек.

Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими законодательными актами.

У нас есть два вида пенсий – трудовые и социальные. К ним могут полагаться надбавки, повышения и доплаты.

Перерасчет пенсий проводят в связи с ростом средней заработной платы не реже одного раза в год, а также в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – эта сумма влияет на минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, а также на доплат к пенсиям лиц в возрасте старше 75 лет. В каких случаях можно остаться без «возрастных» надбавок к пенсии мы уже рассказывали.

Главное о трудовых пенсиях

Существует несколько видов трудовых пенсий:

Данные выплаты назначают лицам, которые в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали обязательные страховые взносы в установленном законодательством порядке.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. В 2021 году, к слову, мужчины уходят на пенсию в 61 года 6 месяцев, женщины – в 57 лет 6 месяцев. В 2022 году возраст выхода на пенсию увеличится для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).

Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

В общий стаж, кроме периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов, включают также:

Важно помнить, что продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии: максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

При исчислении пенсии за периоды работы учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались страховые взносы, а за периоды иной деятельности, которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Главное о социальных пенсиях

Социальные пенсии назначают нетрудоспособным гражданам, которые не получают трудовую пенсию и пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального обеспечения.

Социальная пенсия положена:

Социальные пенсии рассчитывают из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

Белорусский закон предусматривает установление минимальных пенсионных гарантий, по которым размер назначенной пенсии не может быть ниже установленного минимального размера.

Напомним, с 1 сентября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 августа 2021 г. № 317 «О повышении пенсий» выплаты по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца выросли на 7 %.

Получается, что средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в сентябре составит почти 545 рублей. Но, поскольку у каждого пенсионера свои показатели стажа и заработка, увеличение номинального размера пенсии у каждого свое.

Пенсии по-новому: как изменились правила начисления и когда обращаться за денежным обеспечением

— Чтобы уйти досрочно на пенсию в 55 лет, вы должны отработать водителем городского транспорта не менее 20 лет, имея при этом общий стаж не менее 25 лет. Это предусмотрено статьей 12 (пункт «ж») Закона «О пенсионном обеспечении». Льготная пенсия назначается на основании справки, которую представляет работодатель. Скорее всего, раз вам засчитали в стаж всего 12 лет и 2 месяца, остальное время вы работали на маршрутах, которые не относились к городскому транспорту. Соответственно, данный период не пошел в зачет. Чтобы более детально разобраться с ситуацией, советую обратиться к нанимателю.

Главное требование, которое предъявляется к получателю пособия, — осуществление постоянного ухода за своим подопечным. Под ним подразумевается помощь при проведении процедур личной гигиены, одевании и раздевании, употреблении пищи (кормление).

Назначении пенсий: практические ситуации

Предприятия, имеющие задолженность по платежам в фонд социальной защиты населения, представляя работника на пенсию, как правило, изыскивают средства для погашения задолженности в отношении этого работника. Это позволяет при назначении пенсии зачесть весь трудовой стаж и заработок, из которого уплачены взносы.

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, начиная с 2000 г. увеличивается ежегодно на 1 год. В 2022 г. заработок исчисляется уже за последние 24 года подряд стажа работы. Увеличение периода заработка, учитываемого при исчислении пенсии, позволяет более полно увязать размер пенсии с заработком, из которого уплачены взносы на пенсионное страхование, т.е. с участием конкретного лица в финансировании пенсионной системы.

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Как получить вычет за обучение в 2021 году

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Бела��уси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года

При этом стоит дельное внимание уделить тому, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет постепенной, то есть проводить ее планируют в несколько этапов, один из которых запланирован на лето, а второй на зиму (последний месяц года), при этом сначала пенсионные пособия будут индексироваться на больший процент, а потом на тот, который останется (вероятнее всего, 11 и 4 %).

Если брать размеры пенсионных выплат за промежуток около 20 лет, то самые низкие выплаты в Белоруссии были в 2021 году, тогда они составляли всего 17,5 долларов. В дальнейшем ситуацию можно было охарактеризовать стабильным, но медленным увеличением роста пенсий, спустя много лет пенсия уже перевалила за отметку в 100 долларов, испортила весь график девальвация 2021 года, а затем и 2021 когда сумма снизилась до 79 долларов. В 2021 году пенсия сделала максимальный скачок вверх, тогда она составляла 230 долларов. Не смогло правительство удержать подобный уровень и снова в 2021 году показатель выплаты упал до отметки в 118 долларов, впрочем это еще не самое дно. В 2021 году на каждого пенсионера в среднем выплачивалось по 140 долларов, государство немного стабилизировало положение после резкого падения рубля.

Расчет размера страховой пенсии 2021 году производится по традиционной балльной системе, которая действует в России с 2021 г. Формула расчета пенсии по старости, инвалидности или потере кормильца в 2021 г. осталась прежней, никаких изменений в результате реформы 2021 года внесено не было. Величина пенсионного обеспечения по-прежнему зависит от стоимости фиксированной выплаты к страховой пенсии (ФВ), стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК), а также от количества накопленных за годы работы пенсионных баллов (ИПК).

Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

Отметим, что законом устанавливается сумма ФВ к пенсии по старости, а в зависимости от нее уже определяется ФВ и для других видов пенсионного обеспечения. По закону для выплат по инвалидности или случаю потери кормильца ее величина отличается. Перечислим ниже размеры ФВ, которые будут использоваться при расчете в 2021 году для неработающих пенсионеров:

Существуют и определенные льготы пенсионерам. Подобные меры применяются из-за социальной уязвимости данной категории. Размер выплат небольшой, поэтому людям на заслуженном отдыхе может понадобиться помощь государства в поддержании уровня жизни и здоровья на оптимальном уровне.

В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста.

Отдельно нужно сказать о том, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет происходить постепенно, то есть власти планируют ее поэтапное проведение – летом и зимой. Индексация очень важна, потому что именно из-за инфляции постоянно растут цены на товары и услуги, и при этом реальный доход граждан уменьшается. Именно поэтому власть улучшают качество жизни граждан за счет проведения ежегодной индексации.

Для расчета выплат по возрасту мы взяли следующие данные: женщина с индивидуальным коэффициентом заработка 2,0 и стажем работы 33 года, которая не работает на пенсии. В таком случае пенсия составит около 375 рублей. При индивидуальном коэффициенте 0,6 и при таком же стаже пенсия получается около 235 рублей.

В Беларуси с января 2021 года началось поэтапное на полгода в год повышение общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. В этом году выйти на трудовую пенсию по возрасту могут мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.

Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

Пенсия может стать больше, если на время работы отказаться от ее получения.

Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. ��анная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.

Как рассчитать выплату пенсий по новой методике

Для того чтобы правильно рассчитать пенсию, нужно использовать формулу.

Размер пенсии по возрасту определяется по такой формуле:

П = Зп ⋅ Кс, где:

П — размер пенсии, в гривнах;

Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со статьей 40 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с которой исчисляется пенсия, в гривнах;

Кс — коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со статьей 25 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Заработная плата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле:

Зп = Зс х (Ск: К), где

Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Временно, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии определяется из средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2016 и 2017 годы;

Ск — сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + … + Кзn)

К — страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.

Коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, который учитывается при исчислении пенсии, определяется по формуле:

Кз = Зв: Зс, где:

Кз — коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица;

Зв — сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода);

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода), а в случае единовременной уплаты единого взноса в соответствии с частью пятой статьи 10 Закона Украины «о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» — за месяц, в котором заключен договор о добровольном участии.

Коэффициент страхового стажа, который применяется для исчисления размера пенсии, определяется с округлением до пяти знаков после запятой по формуле:

Кс= (См*Вс)/(100%*12), где:

Кс — коэффициент страхового стажа;

См — сумма месяцев страхового стажа;

Вс — величина оценки одного года страхового стажа (в процентах). За период участия в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования величина оценки одного года страхового стажа равняется 1%.

Как начисляется пенсия в Украине:

Для исчисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года. По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами или в случае, если страховой стаж начиная с 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд по 30 июня 2000 года независимо от перерывов.

В случае если страховой стаж составляет менее 60 календарных месяцев, учитывается заработная плата (доход) за фактический страховой стаж.

По выбору лица, обратившегося за назначением пенсии, из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, исключаются периоды до 60 календарных месяцев страхового стажа, с учетом любых периодов независимо от перерывов, включаемых в страховой стаж, при условии, что указанные периоды в сумме составляют не более 10 процентов продолжительности страхового стажа, учтенного в одинарном размере. Дополнительно по желанию лица могут быть исключены периоды срочной военной службы, учебы, ухода за лицом с инвалидностью I группы или ребенком с инвалидностью в возрасте до 16 лет, за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2005 года, а также периоды, когда лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 статьи 11 Закона «об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 процент. Имеющийся у лица сверхнормативный страховой стаж не может быть ограничен.

Минимальный размер пенсии лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда», и работникам, занятым полный рабочий день под землей обслуживанием указанных лиц, которые отработали на подземных работах не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, устанавливается независимо от места последней работы в размере 80 процентов заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которой исчисляется пенсия, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

С 1 января 2018 для лиц, достигших возраста 65 лет, минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере 40 процентов минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

Для пенсий, назначенных после 1 января 2018 года, минимальный размер пенсии по возрасту, выплачивается по достижении лицом возраста 65 лет. До достижения этого возраста таким лицам может быть назначена государственная социальная помощь на условиях и в порядке, определенных Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям».

Читайте также:  Какой бизнес открыть в 2023 году?

Лицу, которое приобрело право на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом, но после достижения пенсионного возраста, изъявил желание работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсия по возрасту назначается с учетом страхового стажа на день обращения за назначением пенсии с повышением размера пенсии по возрасту, на такой процент:

  • на 0,5% — за каждый полный месяц страхового стажа, начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев;
  • на 0,75% — за каждый полный месяц страхового стажа, начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев.

Женщинам, которые родились в период по 31 декабря 1961 года, после выхода на пенсию устанавливается повышение размера пенсии в размере 2,5 процента за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста, при условии, что до этого им не предназначалась любая пенсия.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

По данным Пенсионного фонда Украины средний размер пенсии в Украине на 1 января 2018 вырос на 35,7%, или на 652,15 гривны, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 2480 гривен.

Пенсионное законодательство Украины представлено целым рядом законов и подзаконных нормативных актов.

Основные законы в сфере пенсионного обеспечения:

  • ЗУ «О пенсионном обеспечении»
  • ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • ЗУ «О негосударственном пенсионном обеспечении»
  • ЗУ О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц»
  • ЗУ «О статусе и социальной защите лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»
  • ЗУ «О государственной службе»
  • ЗУ «О научной и научно-технической деятельности»
  • ЗУ «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной»
  • ЗУ «О повышении престижности шахтерского труда» и другие

Основные подзаконные нормативные акты в сфере пенсионного обеспечения:

  • Постановление КМУ от 24 июня 2016 № 461 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях»
  • Постановление КМУ от 12 августа 1993 № 637 « Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней»
  • Постановление правления ПФУ № 22-1 от 25.11.2005 «Об утверждении Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины» Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

Постановление правления ПФУ от 03.11.2017 № 26-1 «О порядке оформления, изготовления и выдачи документов, подтверждающих назначение лицу пенсии» и другие.

Пенсионная система в Беларуси

Пенсионную систему Белоруссия унаследовала от Советского Союза. За все время существования Беларуси эта система практически не поменялась. Она относится к солидарному типу. Трудоустроенные граждане и работодатели делают отчисления в ФСЗН (обычные граждане отчисляют 1 процент от заработной платы). Пенсионные выплаты, пособия и прочие трансферты предоставляются жителям Белоруссии из средств ФСЗН.

Внимание! Накопительного пенсионного обеспечения в стране не предусмотрено. Однако белорусы имеют право на добровольное накопление денежных средств, из которых в будущем будут делаться доплаты к пенсии. Подобную возможность предоставляют некоторые страховые фирмы.

Какую пенсию получит человек со средней зарплатой?

Пенсионный калькулятор можно найти на портале социальной защиты (www.psz.gov.by). Предполагается, что каждый человек, введя в него определенные данные, может узнать, на какую пенсию может рассчитывать. Причем речь идет не только о пенсиях по возрасту, но и по инвалидности, по потере кормильца, а также социальные пенсии.

Правда, практически в каждом из видов пенсии помимо очевидных данных (например, вашего пола или стажа работы) нужно указать еще и индивидуальный коэффициент заработка. От этого показателя, а также от стажа, зависит то, какую пенсию вы будете получать. По сути, индивидуальный коэффициент заработка – это то, как ваша зарплата в разные периоды соотносилась со средней по стране.

— Сейчас коэффициент определяется за последние 24 года подряд стажа работы (ежегодно этот период увеличивается на один год) или меньше, если у человека не набралось 24 года стажа, — объяснили нам в Минтруда. – Это происходит так: ежемесячный фактический заработок конкретного гражданина соотносится со средней зарплатой работников в республике в тех же месяцах. За каждый месяц таким образом рассчитывается свой коэффициент. Если у человека набралось 24 года стажа, то получится 288 коэффициентов. Они суммируются и делятся на общее количество учтенных месяцев (т.е. на 288). Получившееся среднее арифметическое значение и есть индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Он представляет собой целое число с пятью знаками после запятой.

— Можно ли как-то рассчитать этот коэффициент заранее, чтобы воспользоваться калькулятором?

— Коэффициент определяется на стадии назначения пенсии. Посчитать его человеку, который еще не оформил пенсию, будет не совсем корректно. Например, мужчине 55 лет, и он сейчас хочет узнать, сколько он будет получать, когда выйдет на пенсию в 63 года. Во-первых, он может еще работать эти годы. Во-вторых, мы не знаем ни его будущую зарплату, ни среднюю по стране. И в-третьих, к моменту назначения ему пенсии заработок будет определяться за другой промежуток времени.

Получается, что полноценно воспользоваться этим пенсионным калькулятором белорусы не смогут. Но мы все же решили примерно прикинуть, на какую пенсию смогут претендовать, скажем, женщины с 30-летним стажем работы и зарплатами разного уровня относительно средней. Итак, если верить калькулятору, то женщина с коэффициентом 1 (это означает, что последние 24 года она получала примерно среднюю зарплату по стране, сейчас это 921 рубль) на пенсии будет получать 303 рубля в месяц. Женщине с коэффициентом 0,5 (то есть зарплата в два раза ниже средней, по нынешним меркам – около 460 рублей) государство готово будет платить 220 рублей. Ну, а женщине с коэффициентом 2 (зарплата в два раза выше средней, примерно 1842 рубля) – 358 рублей.

Кстати, средняя пенсия по возрасту сейчас – 323 рубля.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Пенсию в России выставляют по баллам

Соседям проще выяснить, сколько же они смогут получать после выхода на заслуженный отдых. Дело в том, что в России вместо индивидуального коэффициента заработка используются пенсионные баллы. Каждый балл равен определенной сумме в российских рублях. Соответственно, количество накопленных за каждый год баллов умножается на их стоимость – и получается пенсия. Количество баллов, заработанных за год, зависит от того, какую зарплату получал человек и, соответственно, сколько взносов в пенсионный фонд России заплатил. В российской версии пенсионного калькулятора достаточно указать свою зарплату вместе с другими личными данными. Система автоматически рассчитает количество баллов и причитающуюся пенсию.

Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж

К данной категории относятся пенсии:

  1. По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
  2. По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
  3. Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
  4. Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.

Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.

Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

  • граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
  • инвалиды;
  • дети, которые остались без кормильца;
  • дети-инвалиды.

Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:

Социальная пенсия Размер
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) 110% БПМ
инвалидам с детства II группы 95% БПМ
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) 85% БПМ
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) 75% БПМ
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья
первой 80% БПМ
второй 85% БПМ
третьей 95% БПМ
четвертой 110% БПМ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *