Работа с детьми с ОВЗ: в школе, на дому и коррекционном классе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа с детьми с ОВЗ: в школе, на дому и коррекционном классе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если у вас есть свободное время и крепкие нервы, вы всегда можете помочь в качестве волонтера, т.е. добровольно и бесплатно. По большому счету, волонтерство не сильно отличается от финансовой помощи, ибо, как нам известно из марксистской политической экономии, деньги есть ни что иное, как овеществленный труд. Возможно, это прозвучит несколько цинично, но с точки зрения конечного результата, для человека с ограниченными возможностями здоровья нет большой разницы, сами вы ему помогаете или платите кому-то, чтобы он сделал это вместо вас. А вот для вас разница может быть очень существенной. Дело в том, что волонтерство очень здорово вправляет на место мозги. Увидев, с какими проблемами ежедневно сталкиваются эти люди, вы очень быстро поймете, чего стоят ваши собственные жизненные трудности и что действительно важно в этой жизни. Фактически, это бесплатная духовная практика. Возможно, вы впервые в жизни задумаетесь о том, как легко вам достать шарф с верхней полки шкафа или преодолеть расстояние от дома до работы.

Помощь детям-инвалидам

Дети-инвалиды – это отдельная история и отдельная боль. Если попытаться абстрагироваться от самого факта существования огромного количества детей, страдающих тяжелыми заболеваниями и понятных эмоций, которые с этим связаны, на первый план выходит мысль о том, что им помощь нужна больше, чем кому бы то ни было. Просто потому, что помощь им нужна абсолютно во всем, начиная от обеспечения едой, одеждой, лекарствами, средствами реабилитации и заканчивая простейшими для здорового человека действиями – покушать, сходить в туалет и т.д.

Хорошо, если у ребенка-инвалида есть любящая семья, которая готова пройти вместе с ним все сложности и невзгоды. Таким семьям можно и нужно помогать, но в основном материально – деньгами, лекарствами, средствами реабилитации, одеждой и т.д. Самое главное – любящая семья – у такого ребенка есть. Но ведь нередки ситуации, когда родители отказываются от ребенка, едва узнав о его тяжком недуге. В таких случаях подставлять плечо приходится государству и неравнодушным людям – таким, как мы с вами.

Несмотря на то, что государство уделяет большое внимание детям-инвалидам (успешно реализуются федеральные программы «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов»), объем финансовой и натуральной помощи на сегодняшний день недостаточен. Как семьи, воспитывающие детей-инвалидов, так и специализированные медицинские учреждения все еще испытывают нужду в медикаментах, средствах реабилитации, волонтерской помощи т.д. Оптимальный вариант для рядового гражданина – обратиться в благотворительный фонд или волонтерскую организацию соответствующей направленности. Благо, сегодня такие организации есть практически в каждом городе.

Организация работы с детьми с ОВЗ в обычной школе

  • Переподготовка.

Согласно Письму Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 для работы педагога с детьми с ОВЗ в школе нужно пройти профессиональную переподготовку либо курсы повышения квалификации. Длительность обучения должна составлять не менее 72 часов. По его окончании выдается диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

  • Рабочие часы.

Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 установлено, что в течение недели продолжительность работы педагога не должна превышать 18 часов. Для классов коррекционной направленности объем работы с детьми с ОВЗ в начальной школе ограничен пятью уроками в день, а их длительность сокращена до 40 минут.

Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. Но сталкивается часто с такими проблемами:

  • Негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид.

Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят, чтобы мир в представлении их ребенка всегда был «идеальным». Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребенка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребенок в будущем столкнется с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение, брезгливость, в худшем — жестокость, равнодушие по отношению к людям с проблемами в здоровье.

  • Отношение детей к «особому» однокласснику

Проблемы организации в школе «безбарьерной среды»

Зачастую «особому» ребенку приходится приспосабливаться к новой и непривычной для него обстановке. Он сталкивается с большим количеством проблем: от обустройства туалета и пандуса до высоко расположенных ручек в дверях. Отсюда появляется еще одна проблема: трудности организации в школе «безбарьерной» среды.

Администрация школы должна позаботиться о том, чтобы инвалид смог беспрепятственно перемещаться по школе и ее территории.

Читайте также:  Регистрация ИП в ФСС в качестве работодателя в 2022 году

Какие меры должна провести школа, чтобы принять у себя детей с ОВЗ?

  • Устанавливаются пандусы для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи.
  • Ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей.
  • Стены в коридорах и местах общественного пользования оснащаются держателями (поручнями), а пол должен иметь рельефное покрытие.
  • Устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами.
  • Монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей.
  • Осуществляет переоборудование столовой, раздевалки, туалета, спортивного зала, библиотеки.
  • Оборудует учебных кабинеты наушниками и акустическими приборами.

Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья строится на определении типа нарушения на максимально раннем этапе. Если помощь такому ребёнку будет оказана в раннем дошкольном возрасте, в ряде случаев к 7 годам эффективное дошкольное развитие ребёнка подготовит его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Сегодня есть несколько моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы. Чаще всего это выделение в общеобразовательной школе отдельных коррекционных классов, для которых предусмотрена специальная программа. В других случаях дети с ОВЗ могут обучаться и в классах с обычными детьми, однако данная модель интеграции внедряется только в некоторых регионах страны и является экспериментальной.

Любой тип интеграции избавляет родителей от необходимости помещать ребёнка на длительное время в специализированные интернаты, таким образом сохраняя общение в семье. Кроме того, обучение ребёнка в обычной школе обеспечивает его контакт с другими детьми, у которых отсутствуют отклонения в развитии, создавая необходимые предпосылки для дальнейшей социальной адаптации.

3 декабря отмечается Международный день инвалида. Главная цель этого дня — привлечение внимания к людям с инвалидностью. «Сноб» и сервис Aviasales вместе с журналисткой Евгенией Воскобойниковой составили список неудобных вопросов, которые мы задаем сами себе во время общения с человеком с инвалидностью

3 декабря 2018 9:03

Евгения Воскобойникова — журналист, общественный активист и ведущая на телеканале «Дождь». В 2006 году, в возрасте 22 лет, попала в автомобильную аварию, в результате которой полностью потеряла подвижность ног. Сегодня Воскобойникова активно работает, много путешествует и воспитывает дочь.

1. Нужно ли помогать пассажиру на коляске или с ограничением по зрению с перемещением до терминала или по терминалу?

Если вы надумали помочь кому-либо в чем-либо, прежде всего лучше спросить, требуется ли помощь и если да, то какая именно и как ее комфортнее всего оказать. Для «маломобильных категорий пассажиров» — именно так они называются в аэропорту — существует своя служба, которая оказывает любую квалифицированную помощь, в том числе и медицинскую. Лучшая помощь пассажиров — пропустить человека с инвалидностью вперед в очереди.

2. Как люди с инвалидностью перемещаются в аэропорту и как заходят в самолет?

Как правило, люди с инвалидностью сообщают в службу помощи маломобильным пассажирам о том, какая помощь потребуется, какая именно инвалидность и куда человек летит.

Я обычно этого не делаю, так как по аэропорту передвигаюсь на своей инвалидной коляске самостоятельно до самого борта. Единственное — на регистрации прошу, чтобы на борту мне помогли (как раз сотрудники специальной службы). Если посадка проходит через телетрап (рукав), то я доезжаю до входа в самолет и пересаживаюсь на специальную коляску — она узкая и проходит между рядами. Эта коляска — собственность аэропорта. Если перелет дольше 4 часов, на борту должно быть кресло, на котором можно, теоретически, проехать до туалета. На практике это не работает: зачастую коляски либо нет на борту, либо она просто не проходит в узкий проем туалета в самолете. Людей с инвалидностью почти всегда сажают в самолет первыми, а выходят они всегда последними. Если там обычный трап (лестница), то пассажира на коляске к самолету везут на амбулифте. Это такой агрегат, который и едет, и поднимается в высоту. К слову, в США всех пассажиров перевозят на таких амбулифтах, только они гораздо более вместительные.

3. Правильно ли будет помочь в самолете с багажом? И вежливо ли предложить помощь во время обеда, который предлагают в полёте?

Обычно, если необходима помощь, человек с инвалидностью сам ее попросит. Но инициатива — это всегда здорово и вселяет уверенность, что ты не один и тебе всегда помогут. Я, например, иногда летаю с ребенком, и мне требуется помощь в полете — обычно соседи очень отзывчивы.

4. Во время разговора стоит ли избегать каких-то вопросов? И правильно ли «закрывать глаза» на то, что твой сосед — это человек с ограниченными возможностями?

Точно не стоит заострять на этом внимание, но и делать вид, что ты ничего не замечаешь, тоже не стоит. Лучше всего доброжелательно и с юмором сказать, мол, если не усну, я к вашим услугам, обращайтесь.

5. Что делать, если человек с инвалидностью сидит в кресле у прохода, а вам, например, надо выйти?

Для меня самый оптимальный вариант — сразу поменяться, и я всегда это предлагаю. Но часто на регистрации мне пробивают именно место у окна, понимая, что всем так будет комфортнее. Если все же получилось так, что человек с инвалидностью сидит у прохода, — не страшно, можно беспокоить его, когда вам потребуется. Равные права, равные возможности — мы же к этому стремимся. Человек с инвалидностью понимает, что иногда надо жертвовать своим комфортом.

Сегодня вопрос перевозки людей с ограниченными возможностями под особым контролем. При этом только пассажир способен создать себе комфортный перелет. Для этого нужно заранее уведомить авиакомпанию и аэропорт о своем полете: сообщить категорию инвалидности, время и номер рейса. Со своей стороны авиакомпания взаимодействует с аэропортом, предоставляя сопровождение по терминалу, коляску и приоритет при посадке. Если пассажир заранее извещает сотрудников аэропорта, помощь других пассажиров не понадобится — рядом всегда будет квалифицированный сотрудник. Специальных мест для пассажиров с инвалидностью нет. Единственное правило: нельзя сажать их на кресла около аварийных выходов.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводят на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.

Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или единый государственный экзамен (ЕГЭ). Различие заключается в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.

Специалисты уверены, что такая форма сдачи будет более комфортна людям с повышенным уровнем тревожности.

Но есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Так что всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.

Если всех участников экзамена обязательно проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза от этой процедуры могут освободить. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.

Цель программы «Птица счастья» — показать детям с инвалидностью, что жизнь не ограничивается пространством квартиры или дома. Показать, что есть другой мир, и этот мир живой, яркий и полный интересных мест, которые нужно обязательно увидеть. Что они достойны этого, как и все обычные дети. Что они имеют право быть счастливыми. Данная программа направлена на социализацию как детей, так и их родителей, которые круглосуточно находятся в заботах о своем ребенке, и им в том числе крайне необходима смена обстановки, общение, новые знакомства и впечатления. Это важно для того, чтобы и мамы, и папы не чувствовали себя изолированными от общества и всего, что происходит вокруг, чтобы в семье была здоровая психологическая и эмоциональная атмосфера.

На данном этапе фонд не осуществляет сбор денежных средств для реализации программы «Птица счастья». Все активности, в которых приняли участие дети с инвалидностью и их родители, фонд организовал совместно с друзьями и партнерами фонда: компанией AliExpress Россия, театрально-концертной организацией «Вдохновение», Московской консерваторией, театром «Центр драматургии и режиссуры» и др.

Кто может оказать помощь людям с ограниченными возможностями

Государственная помощь людям с ограниченными возможностями оказываться всесторонне. Однако, что делать, если им этой помощи не хватает? Существуют благотворительные фонды, готовые оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями, особенно детям-инвалидам, ведь в юном возрасте возможность справиться с недугом гораздо выше.

Оказание безвозмездной помощи людям с ограниченными возможностями основано на гуманистической этике. Помощь нуждающимся должна быть предоставлена не потому, что это наша обязанность, а потому что человеку свойственно испытывать радость от возможности одарить поддержкой других людей, ничего не требуя взамен. Как писал Фромм, любовь к ближнему – это не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это то, что свойственно самому человеку и благодаря чему он живет и действует в этом мире.

Таня знает на собственном опыте, какие минусы бывают у обучения дома. После операций Таня не могла стоять и сидеть, только лежать, и ей приходилось оставаться дома. Так, например, пойти в первый класс девочка смогла не сразу. В августе того года у нее распухла стопа — очередной рецидив, опухоль пяточной кости. Лечение и восстановление растянулось на весь учебный год.

Таню даже не хотели отпускать на школьную линейку 1 сентября, но Наталье удалось уговорить врача. После линейки Таня сразу вернулась в палату. Потом ее перевели в другую больницу, затем в третью. В октябре Таня проходила обследование в Москве, а в ноябре ее прооперировали и наложили на ногу гипс на полгода. Все это время она была на домашнем обучении. Только зимой девочка могла присутствовать на уроках в классе, когда мама по снегу отвозила ее на санках в школу.

Домашнее обучение проходит во второй половине дня, и педагоги к тому времени приходят уставшие после уроков. А бывает, что учитель не приходит вообще — из-за педагогических советов и других мероприятий.

Все это сказывалось и на качестве Таниного образования. Когда девочка училась в начальной школе, было проще, потому что ее посещал один учитель и вел все учебные предметы. Во время обучения Тани в старших классах ситуация ухудшилась. Домой приходили только учитель русского языка и литературы, а также учитель математики. Остальные педагоги старались отделаться 15-минутными «уроками» в Skype.

Все это заставляло Таню желать вернуться в школу при первой же возможности. Она скучала по учителям, по своей классной руководительнице, по одноклассникам. Но больше всего она скучала по возможности общаться со сверстниками, принимать участие во внеклассной активности, быть частью коллектива.

Спортсменка, отличница, красавица

Усилия Натальи увенчались успехом. В школе Таня сразу стала отличницей и лучшей ученицей в классе. Однако когда девочка получала пятерки, ее мама всегда сомневалась, думала, учителя «рисуют» оценки, так как жалеют Таню. Но Таня продолжала делать успехи в учебе, и особенно — в изучении языков. Ее любимыми предметами стали русский язык, литература и английский язык.

Читайте также:  Какие изменения по единовременным выплатам на детей нас ждут в 2023 году?

Помимо учебы, Таня принимала участие во внеклассных мероприятиях — походах, поездках в другие города, в разнообразных конкурсах, в школьных мероприятиях и в КВН. В подростковом возрасте Таня записалась на вокал, а также занялась бадминтоном.

Несмотря на ограничения по здоровью, Таня всегда играла в полную силу и участвовала в соревнованиях по парабадминтону в категории «подвижные». Но однажды из-за загипсованной ноги Танино участие в первенстве России по парабадминтону было под угрозой. Тане пришлось срочно осваивать спортивную коляску. В итоге она приняла участие в чемпионате среди взрослых и даже получила бронзовую медаль в парном разряде категории «колясочники».

Наталья во всем поддерживала дочку и часто говорила ей: «Жить активно — это интересно». Именно Наталья привела Таню в театр, чтобы та приняла участие в одном проекте. Его идея заключалась в том, что на сцене будут выступать дети без ограничений по здоровью и дети с ОВЗ. Тогда Таня не хотела идти, но Наталья настаивала. В итоге девочке настолько понравилось играть в театре, что она начала посещать театральную студию. Игра на сцене стала главной мечтой Тани.

Вместе с Натальей Таня пришла в Всероссийское общество инвалидов. Наталья хотела, чтобы Таня там общалась с другими детьми с ОВЗ, ходила на занятия. Но Таня, окончив курс по видеомонтажу, вскоре стала полноценным членом команды.

Благодаря своим усилиям Таня стала победителем муниципального этапа конкурса «Ученик года-2016», а также победителем первенства и призером чемпионата России по бадминтону среди лиц с ПОДА. Успех дочки подстегнул и Наталью — она заняла первое место в региональном этапе конкурса «Педагог-психолог России — 2016».

Лучшие российские вузы по версии рейтинга RUR

В рейтинг вошли 115 университетов из России. Первое место среди российских вузов занял МГУ им. М. В. Ломоносова. Он расположился на 70-м месте рейтинга. При этом в 2021 году МГУ занимал 91-ю строчку.

Так выглядит десятка лучших вузов России по версии RUR Ranking:

Место среди российских вузов Место в общем рейтинге Название университета
1 70 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
2 96 НИЯУ МИФИ
3 97 Московский физико-технический институт
4 100 Томский государственный университет
5 238 Томский политехнический университет
6 250 Казанский федеральный университет
7 270 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
8 274 МИСИС
9 294 Университет ИТМО
10 339 Санкт-Петербургский государственный университет

Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?

Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.

МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.

Как правило, перед комиссией нужно:

  • пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
  • сдать анализы крови и мочи;
  • возможно потребуется ЭКГ.

После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.

Какие выплаты положены ребенку инвалиду

Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).

Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.

Как помочь своему ребенку понять трудности, с которыми сталкиваются дети с особенностями ежедневно?

В ситуации, когда ваш ребенок случайно обидел ребенка с инвалидностью или для общего развития, стоит помочь своему чаду представить жизнь человека с особенностями. Например, завязать глаза и под вашим присмотром попробовать дойти от комнаты до кухни или выполнить иное действие с ограничением возможностей. Этот урок поможет ему пробудить желание помогать не только людям-инвалидам, но и другим живым существам, нуждающимся в помощи или поддержке.

Детям также интересно, как люди с ограниченными возможностями справляются с обыденными вещами: как общаются глухонемые, как передвигаются на коляске в ограниченных пространствах или ездят на машине и другие. Ответы на те вопросы, которые вы не знаете, следует уточнить в интернете или почерпнуть из других источников. Объясните, что помощь посторонних людей нуждающимся является фактом доброжелательности и проявлением внимания. Это касается не только детей с инвалидностью, но и пожилых граждан и других людей, оказавшихся в затруднительном положении. Так вы научите ребенка заботиться об окружающих и быть благодарным за участие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *