Что такое реорганизация предприятия и как правильно ее провести

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реорганизация предприятия и как правильно ее провести». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы. Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.

Как создать юридическое лицо: пошаговая инструкция и порядок

Законодательно утвержден перечень действий и документации, которую должны собрать собственники бизнеса для открытия.

Что будет происходить:

  • Сначала желающий открыть бизнес готовит и подает пакет бумаг. Налоговая занимается оформлением предприятий, ИП, фермерских хозяйств и всех остальных форм по заявлению и оригиналам. Когда специалист примет у заявителя документы, он выдаст расписку с датой приема.
  • Сотрудниками ФНС проводится правовая экспертиза. Перед сдачей стоит проверить, чтобы все бланки и файлы соответствовали законодательству. Во время проверки специалисты имеют право запрашивать информацию в разных ведомствах, если им это необходимо. Также они могут выезжать на место, чтобы установить, как именно и где планирует открываться новая компания.
  • Формируется и выдается заключение. Все действия не должны превышать 5 рабочих дней. По истечении этого срока служащий госаппарата составляет вывод о том, в полном ли объеме были предоставлены бумаги, нет ли нарушений.
  • Принимается решение, регистрировать или отказать. Если все соответствует требованиям закона и предоставлено все необходимое по списку документов для регистрации юридического лица, то обычно проблем не возникает. Затем вносится запись в ЕГРЮЛ, а в журнале поступающих бланков фирмы ставят номер. На первой странице учредительной документации тоже проставляют штамп, а с ним — дату и номер, под которым был зарегистрирован ИП или ООО.
  • Выдача. Это последний этап, на котором владельцам бизнеса вручают регистрационное свидетельство. Происходит это не позже, чем в течение суток после того, как внесли изменения в реестр.

А теперь давайте разберем подробнее, как это происходит, что заполнять, как проходит экспертиза и что проверяют специалисты.

Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс

Начнем с журнала.

Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.

Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.

Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.

Почему нужно публиковать объявление о ликвидации?

  • об этом говорит часть 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ
  • об этом говорит Приказ ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@

Как подать объявление в Вестник?

Есть два способа подачи:

  • при наличии электронной подписи
  • без электронной подписи

Увольнение работников при реорганизации

Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:

  • «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
  • Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
  • С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
  • В трудовые книжки вносят соответствующие записи.

Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

Читайте также:  Компенсация за памятник военному или ветерану

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:

— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что порядок образования, изменения и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в порядке создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Предмет исследования — порядок и способы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Цель исследования — проанализировать порядок образования, изменения и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1.Изучить сущность и способы образования юридического лица;

2.Рассмотреть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;

3.Определить проблемы при регистрации и реорганизации юридических лиц;

4.Выявить проблемы соблюдения прав субъектов гражданского оборота при добровольной ликвидации юридического лица.

Методологическую основу исследования составляют частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, статистический, исторический, конкретно-социологический и другие.

Теоретическая основа работы составлена на основании следующих нормативно-правовых актов: Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц», Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве). А так же работ В.Т. Батычко; О.А. Чаусской; Е.А. Суханова; А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого; С.С. Алексеева; О. Н. Садикова; Н.Д. Эриашвили; Н.Д. Эриашвили, Ф.Г. Мышко; А.В. Баркова, Н.Д. Эриашвили, Ю.С. Харитоновой; Е. П. Губина; О.А. Кудинова; В.А. Комова; А.Я. Рыженкова; И. А. Покровского; Т. А. Гусевой, А.В. Чуряева; А. Н. Барановой.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Проанализировав в данной работе порядок создания, реорганизации и ликвидации деятельности юридических лиц необходимо отметить, что гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. При этом нормативно-явочный порядок действует в настоящее время в Российской Федерации.

Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными.

Юридическое лицо при его создании подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Документом, подтверждающим факт регистрации, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Реорганизацией юридического лица является способ прекращения правового положения юридического лица или образования нового, влекущий отношения правопреемства юридических лиц.

Виды реорганизации юридического лица: слияние юридического лица с другим юридическим лицом (другими юридическими лицами); присоединение одного юридического лица (нескольких юридических лиц) к другому юридическому лицу; разделения на два или более новых юридических лица; выделение одного юридического лица из другого; преобразование происходит существенное изменение статуса юридического лица.

Реорганизация юридических лиц по общему правилу проводится им добровольно и оформляется либо передаточным актом (балансом), либо разделительным балансом.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация юридических лиц представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. Ликвидации юридического лица осуществляется: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона; по инициативе его учредителей.

Этапы ликвидации юридического лица заключаются в следующем: назначение с согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в средствах массовой информации извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований — продажа имущества юридического лица с публичных торгов; расчеты с кредиторами юридического лица в порядке очередности; составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование — с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

БИБЛИОГРАФИЧКСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Официальный источник опубликования // Собрание законодательства РФ.- 1994. — № 32.- Ст. 3301.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. -2002.- № 1 (ч. 1). — С т. 1.
  3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета.— 2001. -№ 153-154.
  4. О несостоятельности и банкротстве: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Российская газета.- 2002. -№ 209-210.
  5. Об акционерных обществах: Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019)// Российская газета.- 1995.- №248.
Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Однотомные издания

  1. Алексеев С.С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая: учебник для вузов // С.С. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 833 с.
  2. Баранова А. Н. Ликвидация недействующих организаций: упрощенное банкротство и административный порядок // Евразийский юридический журнал. — 2009.
  3. Батычко В.Т. Предпринимательское право: конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. — 116 с.
  4. Губин Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник. — 2 изд. — М.: Норма, 2011. — 1008 с.
  5. Комов В.А. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация, банкротство, судебная практика: учебник. — М: Спарк, 2009. — 410 с.
  6. Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебное пособие. — Дашков и К, 2013. — 268 с.
  7. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права: учебник. М.: Статут, 2009. — 351 с.
  8. Рыженков А.Я. Гражданское право: учебник. — М.: Юрайт, 2012. — 704 с.
  9. Садиков О. Н. Гражданское право России: курс лекций. — М.: Юридическая литература, 2010. — 1022 с.
  10. Суханов Е.А. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1: учебник // под ред. Е.А. Суханова. — М.: Бек, 2012. — 872 с.
  11. Чаусская О.А. Гражданское право: курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эскимо, 2011. — 480 с.
  12. Гусева Т.А. Государственная регистрация юридических лиц: учебник. — М.: Деловой двор, 2008. — 531 с.
  13. Гусеева Т.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» (постатейный) — М.: Юстицинформ, 2008. — 496 с.
  14. Сергеев А.П., Толстой Ю.К..Гражданское право. Часть 1: учебник // под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: Проспект, 2013. — 664 с.
  15. Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право: учебник // под ред. Н.М. Коршунова, П.В. Алексия. — ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. — 533 с.

Двумя похожими формами реорганизации являются присоединение и слияние, однако, несмотря на множество общих черт, они имеют и существенные различия.

Поэтому выбор между ними во многом зависит от особенностей и характеристик конкретных предприятий.

Присоединение – это единственная форма реорганизации, в результате которой в ЕГРЮЛ не вносятся сведения о новом предприятии.

Наоборот, одно или несколько юрлиц снимаются с регистрационного учета.

При этом все имущество и долги в результате закрытия ООО через слияние предприятий переходят к правопреемнику, организационно-правовая форма которого не меняется.

Еще одной особенностью присоединения является тот факт, что для его проведения не нужно получать справку об отсутствии задолженностей из ПФР.

Часто же именно отсутствие этого документа является основанием для отказа в реорганизации.

Что касается слияния двух фирм в одну, то в результате этой процедуры ликвидируются все участники, а на их базе возникает новое предприятие, с совершенно другими регистрационными данными.

Оно объединяет все активы предшественников и позволяет начать новую деятельность более эффективно, с большим количеством возможностей.

В целом процедура присоединения является более легкой, чем слияние ООО. Однако при первой форме могут нарушаться права участников, а вторая предоставляет максимально равные возможности всех реорганизуемым предприятиям.

Изначально в каждом из обществ проводится общее собрание учредителей с оформлением протокола с целью:

1 — принятия окончательного решения о проведении реорганизации, в котором необходимо прописать передачу прав поглощающему обществу на:

  • уведомление об инициации объединения ИФНС в трехдневный срок после оформления решения последним участником;
  • публикацию сообщения о происходящем в специальном журнале;

2 — ратификации договора о присоединении, в котором прописываются:

  • ключевые этапы проведения процедуры и их сроки;
  • величина и особенности уставного капитала после объединения;
  • распределение расходов на реорганизацию между участниками;
  • руководитель процесса и прочее.

ЭТАП 1: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

При принятии решения о реорганизации общества и выбора формы реорганизации, необходимо официально зафиксировать такое решение для начала процедуры реорганизации ООО. На этом этапе важно учесть следующие моменты:

  • Решение о реорганизации общества может быть принято исключительно на общем собрании участников общества.
  • Право созыва внеочередного общего собрания участников, для рассмотрения возможности реорганизации юридического лица имеют генеральный директор, совет директоров или участник общества с долей 10% от общего числа голосов общего собрания.
  • Решение о любой форме реорганизации может быть принято исключительно единогласно всеми участниками организации.
  • Если общество состоит из одного участника, то решение о реорганизации принимается им единолично и оформляется в письменной форме в виде решения, если же участников несколько, то оформляется протокол общего собрания участников.

ЭТАП 10. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ НА НАЛИЧИЕ ОШИБОК В ЕГРЮЛ

После того как вы получили документы о государственной регистрации реорганизации необходимо проверить их на наличие ошибок допущенных регистрирующим органом.

В регистрирующих органах работают обычные люди. Простая невнимательность или сбой в программе могут привести к неправильному заполнению регистрационного дела, и как следствие — к выдаче документов с ошибками. Поэтому проверьте ФИО участников компании и руководителя их паспортные данные, а так же размер долей и размер УК предприятия и иные сведения.

Быстро исправить ошибку, допущенную регистрирующим органом можно в том случае, если вы заметите ее в день получения документов. Тогда, вам необходимо будет обратиться к начальнику отдела выдачи документов о государственной регистрации и составить протокол разногласий, в котором указывается предмет ошибки, а так же иные сведения. В течение семи дней регистрирующий орган должен исправить ошибку в ЕГРЮЛ. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Следовательно, если в поданном Вами бумажном заявлении ошибки нет, оно имеет приоритет перед электронными данными инспектора.

Формирование бухгалтерской отчетности

Порядок формирования данных вступительного баланса по всем основным группам активов и пассивов организации (внеоборотные активы, оборотные активы, собственный капитал, обязательства) подробно регулируют Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (далее — Методические указания).

Утверждены Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н.

Ликвидация реорганизуемого общества оформляется в обычном порядке. Особенности возникают при формировании уставного капитала создаваемых организаций и при составлении промежуточной отчетности. В соответствии с п. 15 Методических указаний при слиянии на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков. Требование закрытия этих счетов, по сути, представляет собой требование определения размера чистой прибыли каждой реорганизуемой организации (реформации баланса). Этот процесс включает в себя закрытие счетов учета:

  • продаж;
  • прочих доходов и расходов;
  • прибылей и убытков.

Фактически должна быть проведена реформация баланса, в результате которой суммы прибыли текущего года и прошлых лет будут аккумулированы на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». После этого суммы, отнесенные на счет 84, могут быть использованы как на цели, поставленные органом управления реорганизуемой организации, так и на расходы, определенные при принятии решения о реорганизации.

В период между утверждением передаточного акта и составлением заключительной отчетности любая из реорганизуемых организаций может понести расходы. Их нужно отразить в заключительной бухгалтерской отчетности организаций, прекращающих свою деятельность в связи со слиянием (п. 16 Методических указаний).

Читайте также:  Лишение родительских прав. Порядок действий. Документы. Законы

Создание юридического лица

Юридические лица создаются по воле их учредителей (одного или нескольких), однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Способы создания юридических лиц:

  • Явочно-нормативный способ – учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации юридического лица при отсутствии каких-либо нарушений.
  • Разрешительный способ – учредители должны получить предварительное разрешение от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица

Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица

Деятельность предприятия прекращается с момента его реорганизации или ликвидации.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Различают несколько форм реорганизации:

• Выделение по решению его учредителей, либо органа юридического уполномоченного на том учредительными документами.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава других юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, либо по решению суда. (например, в случае борьбы с монополиями) – антимонопольный комитет.

• Преобразование – это изменение организационно-правовой формы предприятия. Права и обязанности реорганизованного юридического лица (право приемства) переходит к новому лицу на основании передаточного акта.

• Слияние предприятий приводит к образованию нового предприятия, т.е. юридического лица, также на основании передаточного акта.

• При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности присоединенного предприятия переходят к последнему на основании передаточного акта. Первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о прекращении деятельности присоединенного лица.

• Выделение – это выход из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (без прекращения последнего).

• Разделение юридического лица происходит также на основании разделительного баланса. В соответствии с ним права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшим юридическим лицам (при этом реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о праве приемствия по всем обязательствам реорганизации юридического лица по отношению всех должников и кредиторов.
Ликвидация юридического лица, в отличие от реорганизации, влечет за собой прекращение его прав и обязанностей юридического лица без перехода к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно и в обычном порядке.

Принудительно по решению суда предприятие ликвидируется в следующих случаях:

• При осуществлении деятельности без лицензии;

• При осуществлении деятельности, запрещенной законом;

• При неоднократном и грубом нарушении закона и других правовых актов;

• Вследствие признания его несостоятельным (т.е., банкротом).

В обычном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано в связи со следующими причинами:

• В связи с истечением срока, на который оно создавалось;

• В связи с достижением цели создания;

•В случае признания судом недействительной его регистрации.
Обязанности по проведению процедуры ликвидации юридического лица возлагаются на его учредителей, либо орган, уполномоченный на том учредительными документами.

Решение о ликвидации предприятия незамедлительно доводится до регистрирующего органа, по согласованию с которым назначается ликвидационная комиссия.

Процедура ликвидации юридического лица проводится в следующем порядке ликвидационной комиссией:

1 этап: в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, помещается информация о ликвидации, порядке и сроках подачи требований кредиторам (не менее 2х месяцев).
2 этап: по окончании этого срока составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения.
3 этап: удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом.

Порядок удовлетворения требований кредиторов:

В первую очередь удовлетворяются требования граждан за причиненный вред их жизни или здоровью.

Во вторую очередь производятся выплаты (расчеты по выплате) выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, расчеты по выплате вознаграждений авторам по результатам интеллектуальной деятельности.

Что требуется от бухгалтера при реорганизации в форме преобразования

Преобразование юридического лица — это изменение его организационно-правовой формы. Оно происходит, например, когда общество с ограниченной ответственностью становится акционерным обществом. Или, напротив, акционерное общество превращается в ООО.

С чего начинается преобразование? Прежде всего, собственники должны принять соответствующее решение. Об этом в течение трех рабочих дней нужно письменно сообщить в «регистрирующую» ИФНС и туда же принести само решение.

На его основании налоговики в течение трех рабочих дней внесут в госреестр запись о том, что компания находится в стадии реорганизации. Также в течение трех дней о реорганизации необходимо письменно проинформировать сотрудников Пенсионного фонда и своего отделения ФСС (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Далее предприятие дважды (с периодичностью раз в месяц) обязано опубликовать в специальных изданиях уведомление о реорганизации. Кроме того, в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления в инспекцию, необходимо оповестить всех известных кредиторов (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Затем надо подготовить новый устав и учредительный договор для вновь образованной компании и провести инвентаризацию имущества и обязательств «старой» организации. Об этом говорится в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Реорганизация в форме преобразования

Существует пять форм реорганизации юридического лица: реорганизация в форме преобразования, слияния, присоединения, разделения и выделения. Реорганизация путем преобразования заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица. Например, преобразование общества с ограниченной ответственностью (ООО) в закрытое акционерное общество (ЗАО).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Реорганизация юридического лица влечет появление универсального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования.

)Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юридическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою «одежду» (организационно-правовую форму).

Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с целью изменения юридическим лицом своего видового статуса путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот.

Так, акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение.

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века в качестве разгосударствления государственного имущества (мягкой формы его приватизации) использовалось преобразование государственных предприятий в арендные и коллективные предприятия.

Реорганизацию предприятия в форме преобразования проводят в случае, если число акционеров закрытого общества превысит пятьдесят, так как в соответствии с законодательством, данное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое общество. Другой пример, если число участников общества с ограниченной ответственностью (ООО) превысит пятьдесят, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество (ОАО) или производственный кооператив. Подробнее…

Реорганизация в форме преобразования чаще всего затрагивает преобразование из юридического лица государственной формы собственности в акционерное общество, например, из унитарного предприятия в АО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *