Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2023 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Какие используются обозначения

Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.

На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:

  1. При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
  2. Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
  3. Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
  4. Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
  5. Не стоит увлекаться излишней детализацией.
  6. Недопустимы исправления и зачеркивания.
  7. Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
  8. Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
  9. Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
  10. Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
  11. Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
  12. Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.

Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:

  • прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
  • прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
  • тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
  • стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
  • крест – место столкновения;
  • прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
  • круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
  • три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
  • кривые линии – тормозной путь;
  • две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
  • треугольники в ряд – дорожное ограждение;
  • звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.
Читайте также:  Что такое завещательный отказ и завещательное возложение?

Требования к оформлению

При составлении документов, относящихся к дорожному происшествию, важно учитывать многочисленные требования. Желательно заранее хорошо изучить образец схемы ДТП, чтобы не возникло сложностей с ее составлением.

К основным требованиям к этому документу относится:

  • делается на отдельном листе формата А4, если составляется документ автоинспектором;
  • если заполняется европротокол, то схематически изображаются автомобили на специальном участке документа;
  • сверху документа указывается его название;
  • прописывается дата составления документации;
  • на плане отражаются все элементы, имеющие отношение к аварии, поэтому рисуются автомобили, дорожные знаки, разметка на дорожном покрытии, здания или иные предметы, располагающиеся в непосредственной близости;
  • документ подписывается сотрудниками ГИБДД и водителями, а также привлекаются к этому процессу свидетели, если они имеются;
  • не допускается наличие разных ошибок или исправлений, так как они могут стать основанием для отказа страховой компании выплачивать компенсацию;
  • разрешается при необходимости вносить разные поправки или дополнения, но они заверяются подписями обоих водителей.

Если план будет составлен с нарушениями, то сотрудники страховой фирмы не смогут получить нужную информацию. Это приведет к дополнительному расследованию, поэтому водители должны хорошо разбираться в том, как составить схему ДТП.

Что обязательно прорисовывается?

Правильная схема ДТП должна содержать много информации, на основании которой работники страховой компании смогут убедиться в целесообразности назначения компенсации пострадавшему участнику аварии. Поэтому при составлении этого документа непременно вносится следующая информация:

  • наименование улицы, где возникло происшествие;
  • номера зданий, располагающихся рядом с этим участком, так как такие данные позволяют определить, где именно произошло столкновение автомобилей;
  • имеющаяся на дорожном покрытии разметка;
  • располагающиеся рядом с местом происшествия светофоры или дорожные знаки;
  • пешеходные переходы или остановки, а также прорисовываются большие ямы, имеющиеся на дороге, причем, чем больше информации можно получить с помощью схемы, тем более тщательным и оперативным будет расследование, проводимое по поводу возникшего происшествия;
  • стрелками указывается, в каком направлении двигались автомобили перед столкновением;
  • фиксируются места расположения других автомобилей, имеющихся на дороге, чтобы определить, была ли возможность у водителей предотвратить столкновение;
  • отмечается место, куда пришелся первый удар;
  • указывается тормозной путь;
  • прорисовывается, отвалились ли какие-либо детали у машин.

После окончательного составления документа он подписывается обоими участниками аварии. Если какой-либо водитель не соглашается с имеющейся информацией, то он не ставит подпись на документе, поэтому придется для оформления аварии пользоваться помощью автоинспекторов. Составление схемы ДТП считается простым процессом, так как достаточно только указать все элементы, имеющие отношение к происшествию.

Как оспорить, если подписал

Бывает, что водители, попавшие в ДТП, ознакомились со схемой, но не согласны с ее содержимым. В таком случае можно оспорить документ, обратившись в суд.

Часто водители не соглашаются со схемой, если они отсутствовали при составлении по таким причинам:

  • были эвакуированы в медучреждение;
  • участник доставлен в отделение полиции до того, как сотрудник приедет на место происшествия;
  • место аварии водитель оставил;
  • лицо находится в неадекватном состоянии;
  • пострадавший погибает (оспорить документ могут близкие).

Да и при личном присутствии участника при составлении не дает гарантии того, что схема будет полной и достоверной.

Читайте также:  Налоговые льготы для пенсионеров по налогу на автомобиль

Схема оспаривается, если:

  • отраженные сведения не полные (нет дорожных условий);
  • документ является недостоверным (сведения преднамеренно или по ошибке искажаются);
  • документ составлен с нарушениями законодательства (по таким основаниям доказательства должны признаваться недопустимыми).

Правила изображения схемы ДТП для страховой компании?

Схему можно изобразить на отдельном листе формата А4 (если ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД) либо в п. 17 европротокола. Если данная схема составляется водителями самостоятельно, ее следует изображать в бланке «Извещение о ДТП», который составлен из основного листа и вкладыша, куда должны копироваться данные, вносимые в основной лист. Обе бумаги имеют равную юридическую силу.

На лист наносится положение участка, на котором случилось столкновение, указываются названия улиц, номеров домов, которые расположены рядом, торговых центров и прочих возможных ориентиров, знаков, светофоров, разметок и т. п.

Сначала на бумагу схематично наносят положение автомобилей при столкновении и (обычно машины изображают в форме прямоугольников) обозначают их «А», «В» и т. д. Направления движения на рисунке ДТП изображаются стрелками. Место столкновения обозначено знаком «Х». Ниже приводится расшифровка всех имеющихся в схеме условных обозначений.

Как оспорить схему ДТП?

Если автомобилист после рассмотрения обстоятельств аварии подписал схему ДТП, однако впоследствии обнаружил факты, которые противоречат обстоятельствам, указанным в документе, то подобную схему можно оспорить.

Основаниями для оспаривания составленного документа, если имеются доказательства всех факторов, могут являться:

  • в документе не отражена информация о месте дорожного происшествия, к примеру, не указаны погодные условия или повреждения дорожного полотна;
  • в документе зафиксирована недостоверная информация, к примеру, отображен другой сигнал светофора, что одним из участников ДТП могло быть сделано умышленно либо по ошибке;
  • документ был оформлен с нарушением норм законодательства.

Если гражданин сможет доказать факт искажения информации умышленных действий стороны, то на такого водителя распространяется уголовная ответственность.

Для того чтобы оспорить схему аварии, необходимо собрать необходимую доказательную базу (показания свидетелей, записи видеорегистраторов или других камер, расположенных на участке дороги, где случилось ДТП). После этого следует подать в суд исковое заявление.

Что должно быть в схеме ДТП?

Жестких требований, касающихся оформления схемы ДТП физическими лицами, нет. Основной нормой выступает предоставление достоверной информации в полном объёме. На основании документа будет определяться ответственность сторон. Поэтому, в соответствии с пунктам 280-282 Приказа МВД №664, в схеме ДТП в 2021 году важно отразить следующие сведения:

  1. Присутствующие преграды, если они имели место быть на пути движения.
  2. Место происшествия. Описывается максимально подробно. Необходимо указать названия улиц, местоположение приметных объектов и прочего.
  3. Расположение линий разметки, светофоров и дорожных знаков. Произведение требуется для того, чтобы представителю уполномоченного органа было понятно, присутствовали ли ограничения выполнения маневров.
  4. Ширина дороги и количество полос.
  5. Расположение машин перед аварией. Важно указать направление движения.
  6. Место первого соприкосновения транспортных средств.

Какая информация должна быть на схеме

Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:

  1. Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
  2. Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
  3. Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
  4. Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
  5. Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.

Типовые схемы и примеры

Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.

Скачать типовые схемы

При анализе данных представленных в Извещении о ДТП сотрудники страховой организации сравнивают планы аварий, нарисованные водителями с типовыми схемами на сайте РСА. После отнесения рисунка к одному из типов, сравниваются обстоятельства происшествия и характер повреждений. Если нет противоречий, определяется виновность водителей.

Читайте также:  Через какое время происходит возврат средств при отмене заказа на AliExpress

Правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, при урегулировании страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит сократить сроки получения страхового возмещения.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2020 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Если графический план происшествия составляется, в первую очередь, для получения компенсации от страховщика по КАСКО или ОСАГО, допустимо не привлекать сотрудников ДПС. Это возможно во избежание образования на дороге пробки из-за аварии или утраты важных доказательств. К тому же у участников не должно быть разногласий.

Чертеж о ДТП имеет юридическую силу, если в нем есть подписи обоих участников.

Также должны быть соблюдены условия:

  • в аварии участвовало не больше двух авто;
  • нет пострадавших;
  • у участников ДТП имеются страховые полисы;
  • полученный ущерб не больше 50 тыс. рублей (или 400 тыс. рублей для Петербурга или Москвы).

Если хоть одно условие не соблюдается, необходимо участие в составлении СДТП сотрудников полиции. В присутствии них заполняется Европротокол.

После ДТП важно обязательно оповестить об аварии страховую компанию.

Когда оформление СДТП может осуществляться исключительно инспектором ГИБДД:

  1. виновник скрылся с места аварии;
  2. один из водителей на момент ДТП был под воздействием спиртного или наркотиков;
  3. сумма ущерба больше 100 тыс. рублей;
  4. у участника происшествия не было водительского удостоверения, непросроченного ОСАГО;
  5. пострадали люди.

Составление графической схемы аварии для представителей ГИБДД должно составляться должным лицом. Составляют ее сотрудники полиции, но водители имеют право сделать фото готового документа. Если по объективным причинам оператор ГИБДД не может быть привлечен к составлению схемы, то предлагается участникам собрать все необходимые материалы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *