Изменения статьи 5.27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения статьи 5.27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ

Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);

г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);

д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);

е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);

ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;

3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;

5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;

6) главные государственные инспекторы труда;

7) старшие государственные инспекторы труда;

8) государственные инспекторы труда.

Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.

При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).

Читайте также:  Обязательна ли печать на справке о доходах в 2022 году

С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Невыплата или неполная выплата зарплаты

По ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ работодатель может быть привлечен к ответственности:

  • за невыплату или неполную выплату в установленный срок зарплаты и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если они не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ), либо
  • вследствие установления зарплаты в размере менее, чем предусмотрен трудовым законодательством.

Отметим, что это нарушение является одним из наиболее распространенных. Не стоит забывать о том, что законом предусмотрена помимо административной (и уголовной) еще и материальная ответственность. Она подразумевает обязанность работодателя выплатить в пользу работника определенную компенсацию за каждый день просрочки выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ).

Приведем основные признаки отличий ситуаций, когда возникает административная ответственность, а когда – уголовная:

1) в наличии мотива – корыстной или иной личной заинтересованности:

  • руководителя организации,
  • работодателя – физического лица,
  • руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации;

2) в тяжести и обстоятельствах совершенного правонарушения.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ

Квалификация правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, необходимо установление факта допуска работника к выполнению им трудовой функции лицом, не имеющим на это полномочий, то есть действующим без ведома или поручения работодателя или уполномоченного на это его представителя (части третья и четвертая статьи 16, часть вторая статьи 67.1 ТК РФ).

Уполномоченный представитель работодателя. К числу уполномоченных представителей работодателя следует относить лиц, наделенных полномочиями по найму работников в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора, а также иным способом, выбранным работодателем.

Объективная сторона правонарушения. Неотъемлемым элементом объективной стороны состава данного административного правонарушения является отказ работодателя (или его уполномоченного представителя) в признании отношений, возникших между ним и лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми (незаключение с лицом, фактически допущенным к работе, трудового договора).

При этом судьям следует иметь в виду, что административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку оно будет окончено с момента отказа работодателя признать в качестве трудовых отношения, возникшие между ним и работником, фактически допущенным к работе не уполномоченным на это лицом (см. п. 9 Постановления).

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Обязанности работодателя по ТК РФ

При оформлении нового сотрудника на работу, руководство обязано предоставить ему ряд гарантий, предусмотренных ТК РФ, иными нормативными актами и внутренними документами предприятия. В частности, в перечень основных обязанностей будет входить:

  • оформление письменного трудового договора – для этого дается срок, не превышающий три дня с момента приема гражданина на работу;
  • обеспечение условий охраны и безопасности труда, в том числе с учетом медицинских противопоказаний;
  • выплата денежного вознаграждения в полном объеме в сроки, предусмотренные ТК РФ и локальными актами – не реже двух раз в месяц;
  • соблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе при увольнении за виновные действия;
  • предоставление льгот и гарантий, зафиксированных в ТК РФ, внутренних положениях и трудовом контракте;
  • иные обязанности, предусмотренные законом или трудовым договором.

Комментарии к ст. 5.27 КОАП РФ


1. Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На федеральном уровне в первую очередь к ним относятся: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.); Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» и от 26 августа 1995 г. N 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» (с изм. и доп.); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Важная роль в регулировании трудовых отношений отводится законодательству субъектов РФ, а также актам органов местного самоуправления. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Читайте также:  Что Положено Почетному Донору В Хмао

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен. Применение данного наказания возможно в том случае, если должностное лицо было подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

3. Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо — руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12). Кроме того, ч. 2 данной статьи в качестве субъекта ответственности в виде дисквалификации предусматривает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.

5. Рассмотрение дел по ч. 1 данной статьи осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12) и судьи (в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности), а по ч. 2 — судьи (ст. 23.1), поскольку речь идет о применении такого вида административного наказания, как дисквалификация (см. комментарий к ст. 3.11).

Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3).

Ознакомление с документами

Оштрафовать на 30-50 тыс. рублей могут и за другую формальность — если сотрудника не ознакомят под роспись с нужным документом (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Вот с какими документами работодатели не ознакомили сотрудников в 2021 году и получили за это штраф:

  • правила внутреннего трудового распорядка (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019 и Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
  • приказ о приеме на работу и о прекращении трудового договора (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1996/2019(21-1163));
  • положение об условиях оплаты труда и премировании работников (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
  • график отпусков (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019).

Учёт рабочего времени

Трудовая инспекция следит, как компании учитывают рабочее время сотрудников (ст. ТК РФ). Получить штраф рискуют и те, кто вообще не ведёт такой учёт (решение Пермского краевого суда от 04.09.2019 по делу № 7-1856/2019/21-1065/2019), и те, кто организовал его неправильно или ведёт не по установленным формам.

Так, компанию из Читы и ее руководителя (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019) оштрафовали из-за того, что форма табеля учета рабочего времени не соответствовала официальной (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1). А столичную компанию наказали за то, что данные о фактическом времени водителя не указывались в его путевых листах (решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019).

Ведите табель и рассчитывайте зарплату в одном окне

Дисциплинарная ответственность

Существуют три вида дисциплинарной ответственности для сотрудников – замечание, выговор и увольнение. В отношении же должностных лиц разнообразие мер дисциплинарной ответственности может быть расширено. Например, должностное лицо может быть принудительно отстранено от исполнения обязанностей на конкретный временной период.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников предусмотрено статьей 195 ТК РФ. Если факт нарушения подтвердится, работодатель обязан применить к должностным лицам дисциплинарное взыскание.

Учёт рабочего времени

Трудовая инспекция следит, как компании учитывают рабочее время сотрудников (ст. ТК РФ). Получить штраф рискуют и те, кто вообще не ведёт такой учёт (решение Пермского краевого суда от 04.09.2019 по делу № 7-1856/2019/21-1065/2019), и те, кто организовал его неправильно или ведёт не по установленным формам.

Так, компанию из Читы и ее руководителя (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019) оштрафовали из-за того, что форма табеля учета рабочего времени не соответствовала официальной (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1). А столичную компанию наказали за то, что данные о фактическом времени водителя не указывались в его путевых листах (решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019).

Ответственность за нарушение ТК РФ

За несоблюдение норм законодательства предусмотрена ответственность:

  • штрафы трудовой инспекции для предприятий;
  • предупреждение;
  • административное приостановление деятельности;
  • дисквалификация.

Выбор меры наказания зависит от тяжести совершенного деяния. Наиболее распространенное наказание — денежное взыскание.

Читайте также:  Вступление в наследство после смерти

Вот таблица штрафов за нарушение трудового законодательства в 2022 году:

Вид правонарушения

Сумма

Несоблюдение норм ТК РФ

Должностные лица (ДЛ), ИП – от 1000 до 5000

Юрлица – от 30 000 до 50 000

Повторное нарушение общих норм ТК РФ

ДЛ, ИП – от 10 000 до 20 000

Юрлица – от 50 000 до 70 000

Отказ от заключения трудового договора с лицом, допущенным к работе

Граждане – от 3000 до 5000

ДЛ – от 10 000 до 20 000

Уклонение от заключения трудового договора

ДЛ – от 10 000 до 20 000

ИП – от 5000 до 10 000

Юрлица – от 50 000 до 100 000

Повторный отказ от оформления работника

Граждане – 5000

ИП – от 30 000 до 40 000

Организации – от 100 000 до 200 000

Невыплата зарплаты

ДЛ – от 10 000 до 20 000

ИП – от 1000 до 5000

Организации – от 30 000 до 50 000

Повторная невыплата зарплаты

ДЛ – от 20 000 до 30 000

ИП – от 10 000 до 30 000

Организации – от 50 000 до 100 000

Нарушение требований охраны труда

ДЛ, ИП – от 2000 до 5000

Организации – от 50 000 до 80 000

Непроведение спецоценки

ДЛ, ИП – от 5000 до 10 000

Организации – от 60 000 до 80 000

Допуск к работе без проверки знаний охраны труда

Должностные лица, ИП – от 15 000 до 25 000

Организации – от 100 000 до 130 000

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Должностные лица, ИП – от 20 000 до 30 000

Организации – от 130 000 до 150 000

Повторное нарушение норм охраны труда

Должностные лица, ИП – от 30 000 до 40 000

Организации – от 100 000 до 200 000

Нарушение трудового законодательства работодателем: куда обратиться

Каждый трудоустроенный гражданин при ущемлении его прав вправе обратиться в следующие инстанции:

Есть смысл обращаться в трудинспекцию, если работодатель не заключил договор, задерживает или не платит зарплату, не соблюдает режим работы, нарушает условия охраны труда.

Когда присутствуют признаки уголовного преступления, логичнее обращаться в прокуратуру. Например, грубое пренебрежение техникой охраны труда. Также в прокуратуру пишут жалобы, если работодатель обязует выйти в праздничные и выходные дни без оснований, а также умышленно не платит зарплату.

Судебные инстанции рассматривают споры о трудовых отношениях. К примеру, незаконное увольнение и взыскание морального либо материального ущерба. Все вопросы, которые нельзя урегулировать мирным путем, можно решить через судебную инстанцию.

Каждого работодателя и должностное лицо ждет ответственность за нарушение трудового законодательства. Какой из видов ответственности следует применять, зависит от тяжести нарушения.

Отсутствует положение об индексации зарплаты

По закону работодатели обязаны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О признал, что работодатель, не относящийся к бюджетной сфере, в любом случае обязан индексировать зарплату своим сотрудникам.

Работодатели, которые не отнесены к госорганам, органам местного самоуправления, а также учреждениям, проводят индексацию в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами.

Чтобы у сотрудников ГИТ не возникало претензий, положение об индексации необходимо прописать либо в трудовом, либо в коллективном договоре.

Отсутствие в актах положения об индексации может быть расценено в качестве нарушения трудовых прав работников (Определение КС РФ от 17.07.2014 № 1707-О).

Чем грозит нарушение порядка и полноты выплаты зарплаты работникам?

Работодатель обязан выплачивать работникам зарплату:

  • в полном объеме, указанном в трудовом договоре;
  • в сроки, указанные в договоре.

Ответственность работодателя за нарушение требований по оплате труда предусмотрена ст. 87 КоАП РК.

Таблица 1. Штрафы за «зарплатные» нарушения (ст.87 КоАП РК).

Вид нарушения

Штрафы (МРП)

Должностные лица

Малый бизнес

Средний бизнес

Субъекты крупного предпринимательства

1

Невыплата зарплаты в срок (или выплата не в полном объеме)

30

60

100

150

2

Повторное нарушение

60

80

150

200

3

Нарушение оплаты сверхурочных, ночных, праздников и работы в выходные дни

30

60

80

120

4

Повторное нарушение

60

80

100

150

Какая ответственность предусмотрена за дискриминацию работников?

Все работники, выполняющие одинаковую работу, имеют право на равную оплату труда. Работодатель не вправе устанавливать за одинаковую работу разную оплату по причинам дискриминационного характера, связанных с:

  • полом;
  • возрастом
  • национальностью
  • вероисповеданием и т.д.

При выявлении фактов дискриминации работодателю грозит ответственность по ст.90 КоАП РК.

Таблица 3. Штрафы за дискриминацию в сфере труда (ст.90 КоАП РК).

Вид нарушения

Штрафы (МРП)

Должностные лица

Малый бизнес

Средний бизнес

Субъекты крупного предпринимательства

1

Установление неравной оплаты за равный труд

30

30

60

100

2

Повторное нарушение

60

60

80

120

3

Размещение вакансий с указанием дискриминирующих требований к соискателю

15

30

50

100

4

Повторное нарушение

30

50

100

200


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *