Насчитали и выплатили мало по ОСАГО после ДТП – что делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Насчитали и выплатили мало по ОСАГО после ДТП – что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Стоимость самого ремонта как услуги рассчитывается по фиксированным расценкам стоимости нормо-час ов. Их устанавливает Центральный банк. Они зависят от многих факторов: какая работа будет востребована, в каком регионе она находится, какая марка автомобиля и так далее. Расчет ведется для конкретной машины на основе выбранных параметров с использованием методов математической статистики.

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Досудебная претензия по ремонту ОСАГО

При возникновении каких-либо разногласий со страховой компанией по ОСАГО обязательным условием для обращения в суд является составление письменной досудебной претензии.

Ранее разногласия между сторонами возникали в основном из-за размера выплат. Поскольку ремонт по ОСАГО рассчитывается по установленным ЦБ показателям, оспорить сумму вряд ли будет возможно. Однако при просрочке срока ремонта вы вправе направить дело в суд.

Также не стоит забывать, что вы все еще имеете право получить денежную компенсацию. Поэтому если ваш случай попадает под один из описанных выше, но страховая фирма отказывается возмещать ущерб деньгами, вы также вправе обратиться в суд.

Прежде, чем отправлять претензию, вам может понадобиться провести независимую экспертизу. Официально делается это за счет страховой компании. Однако если она отказывается оплачивать расходы и вы платите из своего кармана, то при дальнейшем обращении в суд и положительном исходе дела затраты вам должны возместить.

Выплата по соглашению – это ловушка?

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» приобретение квартиры в Сельце в 2022 году

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Компания специально занижает сумму

Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:

  1. Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
  2. Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
  3. Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
  4. Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
  5. Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).

Законные причины занижения выплаты

Среди законных причин опытные эксперты выделяют три. Рассмотрим их детально:

  1. Износ деталей. Это самая актуальная причина, почему финансовые компании снижают сумму компенсационной выплаты. Если изучить судебную практику, то практически 80% автолюбителей отстаивают права именно по этой причине. Начиная с 2014 года, Центральный банк установил максимальный предел снижения заменяемых деталей, который составляет 50% от их реальной рыночной цены.
  2. Вычитание повреждений из итоговой сметы. В данном случае страховщики просто не принимают к учету расходы, которые необходимы для восстановления лакокрасочного покрытия (ЛКП), если на транспортном средстве повреждено более 25%. Также не учитывается повреждение при наличии коррозии на поврежденном элементе.
  3. Расчет ущерба без учета УТС. Это также «больная тема», по поводу которой ведутся частые разбирательства в судебном порядке. Согласно закону каждая компания обязана компенсировать утерю товарной стоимости. На практике дела обстоят иначе, и страховщики удерживают сумму.

Страховая не доплатила по ОСАГО. Что делать?

Если все указанные выше рекомендации соблюдены, а размера страхового возмещения не хватает на восстановление машины, необходимо уведомить об этом страховщика. Даже если вы уверены, что компания не удовлетворит ваше требование о доплате, досудебный порядок урегулирования спора по ОСАГО носит обязательный характер.

Законом предусмотрен определенный порядок подачи претензии, если страховая компания мало заплатила после ДТП. ОСАГО – обязательный вид страхования, все действия сторон по спорам о размере ущерба регулируются государством. Согласно нормам действующего страхового законодательства, если потерпевший не согласен с размером компенсации, ему необходимо передать страховщику письменную претензию о пересмотре суммы выплаты, к которой прикладывают:

  1. Банковские реквизиты;
  2. Документы, обосновывающие претензию о доплате (заключение независимого эксперта).

Страховая компания рассматривает требование в течение 10 календарных дней. Если ответа на обращение не последует либо решение страховщика не удовлетворит потерпевшего, можно подавать иск в суд для взыскания выплаты в принудительном порядке.

Доплаты, если не хватило ОСАГО, возможны. Но придётся постараться

Споры, связанные с взысканием ущерба в результате ДТП, достаточно сложны. Вот почему так важно двигаться по определённому алгоритму и знать нюансы. Во-первых, ущерб, причинённый машине, возмещается страховой компанией с учётом износа. При этом разницу между фактическими расходами и выплатой можно взыскать с виновника аварии.

Во-вторых, сумма убытков в первую очередь взыскивается со страховщика. Пока не выбран лимит в 400 тысяч рублей либо не произведено восстановление машины (нет заключения эксперта), предъявлять претензии виновнику ДТП бесполезно. Оптимальный вариант для взыскания расходов – проведение ремонта на легальной СТО, где будет полное отражение всех затрат. Но в этом случае нужно сначала оплатить ремонт, а потом – взыскивать расходы.

Возможен и другой вариант, при котором убытки в сумме, превышающей лимит ОСАГО, возмещаются на основании заключения эксперта. Однако предъявить можно лишь сумму фактических расходов (то есть без НДС и прочего). Если вы оказались в такой ситуации, советуем обратиться за правовой помощью – самостоятельно решить вопрос едва ли получится.

Читайте также:  как перевести по договору займа

Отметим, что на данный момент чаще всего компенсация осуществляется в натуральной форме (то есть страховщик сам ремонтирует авто, которое попало в ДТП). Сейчас это распространенная практика, так как лимитов по выплатам зачастую не хватает.

Как определить, было ли занижение

Чтобы определить, занизила страховая компания выплату или нет, проведите самостоятельную независимую экспертизу повреждений. Она потребуется для представления в суд в качестве доказательства уменьшения суммы возмещения.

Если независимая экспертиза установит расхождение с расчетами Страховой компании в размере менее 10%, то такое занижение судом рассматриваться не будет. Это считается допустимой экспертной погрешностью.

Чтобы независимая экспертиза имела юридическую силу, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • экспертная фирма имеет сертификат и госрегистрацию в ЕГРЮЛ;
  • техник-эксперт, проводящий осмотр, имеет аккредитацию в Федеральном реестре.

Если недоплатил страховщик, а обращения в компанию и к омбудсмену не принесли результата, обращайтесь в суд. Для грамотного составления иска прибегните к помощи опытного юриста. Он поможет собрать необходимые документы и спрогнозирует исход дела.

К заявлению приложите копии документов:

  • паспорт;
  • документы на автотранспорт – ПТС, СТС;
  • протокол сотрудника ДПС;
  • акт о страховом случае;
  • акт осмотра автомобиля специалистом СК;
  • экспертное заключение страховщика;
  • копию претензии в страховую фирму;
  • результат независимой экспертизы;
  • ответ, полученный от страховой организации.

Помимо недоплаченной компенсации, в судебном порядке можно взыскать со страховой фирмы дополнительные средства:

  • штраф за факт недоплаты – до 50 тысяч рублей;
  • компенсация морального вреда – от 5 000 рублей;
  • пени за просрочку перечисления средств – рассчитывается в размере 1% от размера недоплаты за каждый день.

Привлеките для расчета окончательной суммы иска профессионала. При самостоятельном расчете высока вероятность ошибок из-за незнания законодательства.

Споры по занижению компенсационной суммы рассматриваются мировым судом. Исковое заявление направляется в судебный орган по месту регистрации ответчика.

Перед обращением в суд необходимо написать претензию в СК

Досудебная претензия – это последняя попытка пострадавшей стороны урегулировать спорный вопрос со СК без обращения в суд. Она составляется только при явных разногласиях в сумме компенсации или несвоевременных выплатах. Досудебная претензия необходима для следующего:

  • Решение вопроса без судебного разбирательства, если причиной конфликта стал человеческий фактор – ошибки экспертизы, некорректный расчет. Претензия поможет инициировать повторную проверку и признание СК несоответствия начисленной суммы фактической.
  • Развитие конфликтной ситуации будет задокументировано, что даст преимущества истцу при дальнейшей судебной тяжбе. Нужно сохранить копию претензии и все ответы СК.
  • Частичное удовлетворение требований пострадавшей стороны.

В интересах СК не доводить дело до судебного разбирательства.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

В исковом заявлении необходимо указать взыскующую сумму, которую страховая компания обязана будет выплатить по решению суда. Она должна быть обоснованной и может включать в себя несколько составляющих:

  • Разницу между полученной компенсацией и стоимостью фактического восстановления автомобиля. Основой для расчетов служит заключение независимой экспертизы и размер выплаченных средств.
  • Штраф в размере 50% от вышеописанной разницы. Он начисляется по нормам Закона о защите прав потребителей.
  • Компенсация дополнительных расходов. К ним относятся услуги юриста, услуги независимого эксперта по оценке состояния авто.
  • Моральная компенсация.

В случае принятия судом положительного решения все расходы, связанные с разбирательством, перекладываются на ответчика. Помимо вышеперечисленных сумм он обязан возместить размер государственной пошлины, которую оплатил истец перед подачей документов в суд.

ДТП оформляется по правилам одного из сценариев:

  1. Европротокол, когда участники незначительной аварии самостоятельно заполняют документы. В этом случае максимальная сумма выплаты с 01.06.2018 — 100 000 р. (кроме районов с безлимитным порогом). Этот вариант при кажущемся удобстве и простоте используется редко, так как требует фиксации специальными техническими средствами. Также существует вероятность допустить неточность при оформлении документации, и тем самым лишиться возмещения по ОСАГО.
  2. Вызов ГИБДД, акты составляют инспекторы. Финансовый порог — 400 000 р. на ремонт и 500 000 р. на лечение. Стандартная процедура, наиболее привычна для участников дорожного движения. При подписании акта необходимо внимательно следить за правильностью отображения информации, так как впоследствии на основании этих данных будет приниматься решение о сумме компенсации по ОСАГО.

В обоих случаях извещение об аварии необходимо сдать в свою страховую компанию или её представителям в течение 5 дней.

Заявка рассматривается на протяжении 20 суток, после чего выносится решение о возмещении по ОСАГО:

  • в натуральной форме;
  • денежная компенсация.
Читайте также:  Пересечение границы иностранцами

Согласно новым положениям, в 2020 году большинство автомобилей, за некоторыми исключениями, получившие повреждения в результате ДТП, направляются на ремонтную станцию. Деньги за работу перечисляет СК. Водитель может выбрать СТО из предложенного страховщиком списка. Важное условие — автосервис должен быть в пределах 50 км от точки аварии или местожительства владельца.
Если ни один из вариантов не устраивает, то можно написать заявление в СК, обозначить реквизиты своей СТО и получить согласие на ремонт. В случае отказа страховой организации перечислять средства на счёт стороннего автосервиса, водитель имеет право требовать денежной компенсации ущерба по ОСАГО.

Возмещение материального ущерба при ДТП с виновника аварии

Не всегда страховая компания виновата в том, что ограниченной законом суммы возмещения не хватает на ремонт. Кто в таком случае должен оплатить разницу ремонта?

Несмотря на то, что автосервисы частенько требуют доплаты с владельца ТС (потерпевшего), это незаконно. Нести расходы должен виновник ДТП.

Вы можете попробовать договориться с ним мирным путем, но, если он пошел в отказ, вам придется идти в суд. Процедура такова: подача искового заявления – рассмотрение дела в суде – вынесение решения – исполнение решения.

Рекомендуем обратиться для составления искового заявления и представления ваших интересов в суде к юристу по страховым выплатам. В данном споре придется доказать суду:

  • сумму причиненного аварией ущерба;
  • невозможность покрыть его страховым возмещением по ОСАГО.

Спор будет отягощен проведением судебной экспертизы. Также вы можете заранее предоставить отчет независимого эксперта, подтверждающий размер вреда для взыскания разницы ущерба с виновника ДТП.

Бывают ситуации, когда страховой выплаты недостаточно на ремонт автомобиля сразу по двум причинам: и страховая занижает, и ремонт превышает 400 тыс. руб. В таком случае можно сначала пройти процедуру обращения к страховой и финансовому уполномоченному, а потом обратиться с исковым заявлением одновременно к страховщику и виновнику ДТП. Суд рассмотрит претензии к обоим ответчикам в рамках одного судебного спора, что существенно сэкономит временной ресурс.

Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2022 году

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *