Усиление банковского и финансового контроля в 2021 году. 208-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Усиление банковского и финансового контроля в 2021 году. 208-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Какие операции попадают под финмониторинг?

  • Денежные переводы со счета организации на счет частного лица с условием, что это не заработная плата, пособие и пр.
  • Операции безналичного зачисления и снятия в тот же день или на следующий.
  • Типовые операции по снятию больших сумм на периодической основе.
  • Зачисления на счета из-за границы валюты.
  • Валютообменные операции в эквиваленте 600 т.р.
  • Операции, не имеющие экономического обоснования, например, предприниматель зачисляет себе шестизначную зарплату, при этом не имеет оборотов по счетам и сдает нулевую отчетность.
  • Обмен банкнот по номиналу
  • Переводы денег заграницу.

Ежедневно в банке контролируются миллионы операций. Клиенты часто боятся проводить крупные операции, боясь «наезда» СФМ. На самом деле ничего страшного здесь нет. Если это легальные деньги и клиент может доказать их происхождение, то к нему никаких претензий не будет. Например, клиент продал квартиру и ему покупатель перечислил деньги безналично на счет. При запросе от банка клиенту достаточно предоставить договор купли-продажи и пользоваться своими средствами, как ему захочется.

На счет накладывается блокировка в том случае, если есть явные признаки мошенничества. Блок ставится временно до тех пор, пока клиент не предоставит запрашиваемые документы, позволяющих понять легальность денег.

В налоговую также данные о переводах не передаются. Информация поступает в ФСФМ РФ, в компетенцию которого не входит контроль за соблюдением налогового законодательства.

Сотрудники ФСФМ получают отчётность финансовых учреждений и занимаются контролем на соответствие попавших в отчёты денежных потоков требованиям законодательства. Так как они имеют доступ в объединённую базу данных, у них имеется намного больше возможностей для тщательного анализа сомнительных операций и принятия оптимального решения.

При подозрениях о направленности банковской операции на отмывание денежных средств, финансирование преступных группировок или на то, что средства получены в результате незаконной деятельности, ФСФМ вправе заблокировать счёт до получения дополнительной документации:

  1. Документы клиента или их копии, которые хранятся в банке.
  2. Документы, подтверждающие личные данные и источники денежных средств, указанные самим клиентом.
  3. Данные об остальных денежных транзакциях, осуществлённых физическим или юридическим лицом.

На основании этой документации всесторонне проверяется сам клиент финансовой организации и его денежные потоки. При выявлении противозаконности операции, данные передаются в правоохранительные и судебные органы для дальнейшего разбирательства. Бывают случаи, когда денежная транзакция обладает явными признаками незаконной деятельности (платежи организациям, признанным террористическими или финансирующим преступную деятельность). В случае обнаружения такой операции надлежащие меры принимаются без дополнительной проверки.

Читайте также:  Жалоба на бездействие судебного пристава исполнителя алименты

Для организации финансового мониторинга требуется тесное взаимодействие государственного уполномоченного органа и сотрудников отделов ФМ банков и других компаний. Государственное регулирование осуществляется Федеральной службой ФМ России. Кроме этого, Росфинмониторинг занимается подготовкой кадров по ФМ на местах.

Что значит для клиента финмониторинг

Многие клиенты банковских организаций опасаются, что их операции попадут под финмониторинг и, обычно не знают, к каким последствиям приводит несоблюдение критериев ФМ. На практике, тот факт, что операции подлежат финмониторингу, не значит, что последуют санкции для клиента. Из всех проводимых каждый день операций под действие законодательства попадает значительная часть.

Операции, требующие дополнительных проверок, составляют меньше 0,1%. Данные об остальных операциях пополнят базу данных ФСФМ.

Даже блокировка счёта в большинстве случаев является временной мерой и устанавливается на время проведения проверки предоставленных документов. Других проблем, кроме задержек операций она не вызовет (если финансовая деятельность осуществляется в рамках законодательства). Органами ФМ не предоставляются данные в налоговые органы, чего боятся многие банковские клиенты. В их функции не входит контроль за соблюдением участниками сделок норм налогового законодательства.

Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?

Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте).
Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:

  • Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  • Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  • Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  • Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  • Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  • Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
  • Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  • Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
  • Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  • Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
  • Невозможность установления сторон сделки,
  • Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)

Как не стать обнальщиком в глазах финмониторинга?

В нашем государстве существует целая бизнес-индустрия ухода от налогов и обналички. Выявлением и пресечением обнальных схем занимаются разные структуры, основной из которых является Федеральная служба по финансовому мониторингу и активно помогающий ей Центробанк. Иногда под жернова правосудия попадают и законопослушные предприниматели. При малейшем подозрении в обналичке банк блокирует доступ к расчетному счету, исполняя инструкции ЦБ и передавая информацию в финмониторинг, а предпринимателю приходится доказывать, что он всего лишь хотел получить свои честно заработанные деньги.

С кем борется финмониторинг

Обнальщиками принято называть предпринимателей, которые становятся звеньями цепи по превращению безналичных денег в наличные, минуя уплаты налогов и страховых взносов. К примеру, организация не хочет платить налоги и взносы с больших зарплат сотрудников или с дивидендов учредителей и заключает фиктивных договор с ИП на несуществующие услуги. Как правило, это информационные, консультационные или другие подобные нематериальные услуги. Предприниматель подписывает акты на эти якобы оказанные услуги, получает деньги и снимает их со своего расчетного счета. В организацию передаются снятые наличные, из которых и платится зарплата «в конверте». А предприниматель получает оговоренный процент за свою незаконную деятельность, который естественно ниже, чем заплатила бы фирма при выдачи официальной заработной платы или дивидендов. Не редко с целью сокрытия схема усложняется и в нее добавляются одна или несколько подставных фирм, через которые прогоняются безналичные деньги, прежде чем осесть на счете предпринимателя. Таким образом еще и налогооблагаемая база занижается, если в договоре и актах указаны подходящие услуги.

Как бы не хитрили бизнесмены в попытках уйти от налогов, финмониторингу и прочим госслужбам все эти схемы давно известны и успешно вычисляются. Центробанк внимательно следит за банками и, в случае обнаружения содействия обнальшикам, может легко отозвать лицензию. При этом будут заблокированы все счета всех клиентов, и их ждут долгие и мучительные разбирательства с Агентством по страхованию вкладов. Вернуть свои деньги в итоге удастся далеко не всем. Чтобы не подводить своих добропорядочных клиентов и самим не остаться без лицензии, банки пристально следят за подозрительными движениями на расчетных счетах и снятием наличных денег. Для этого в каждом банке существует собственный отдел финмониторинга, действующий согласно указаниям и инструкция Центробанка.

Читайте также:  Куда клеить голограмму в трудовой книжке?

Что делать законопослушным предпринимателям

Чтобы не оказаться в такой неприятной и вредной для бизнеса ситуации, предпринимателю необходимо следовать нескольким правилам при совершении платежей и обращении с наличностью.

Если фирму посчитают причастной к обналичной схеме, то скорее всего заблокируют и расчетные счета предпринимателей, на которые уходили деньги из этой фирмы. Поэтому перед тем, как начать сотрудничество с новым клиентом, его следует проверить на благонадежность. Подозрительным будет считаться, если директор фирмы является руководителем или учредителем еще нескольких организаций. Если юридический адрес потенциального клиента совпадает с одним из адресов массовой регистрации, т.е. когда в одном здании по документам находятся сотни, а то и тысячи фирм. Если на компанию заведено множество арбитражных дел, висят исполнительные листы и иски от других контрагентов за неисполнение обязательств и неуплату налогов. Всю эту информацию при наличии лишь ИНН организации можно получить на сайте налоговой инспекции, арбитражного суда или в сервисах, интегрированных в бухгалтерские программы, такие как «1Спарк риски», «Контур Фокус», «Мое дело Бюро».

Какую информацию передают банки

В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).

Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.

Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?

Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.

В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.

Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. «Финансы» — это деньги в движении, а «мониторинг» — это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг — это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган — служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь — коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, «финансовый контроль», «финансовая разведка», у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

  • В 2001—2007 годах руководителем Службы (ранее — Комитета) являлся Виктор Алексеевич Зубков.
  • 14 сентября 2007 года в связи с назначением В. А. Зубкова председателем Правительства РФ руководителем службы был назначен (до 26 сентября 2007 года в статусе исполняющего обязанности) Олег Александрович Марков, занимавший до этого должность заместителя руководителя Службы.
  • 22 мая 2008 года Распоряжением Правительства от № 725-р руководителем назначен Юрий Анатольевич Чиханчин, занимавший в 2002—2007 годах должность заместителя руководителя Росфинмониторинга (первого заместителя Председателя Комитета по финансовому мониторингу).

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю

— Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);

Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:

— Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц. При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;

Читайте также:  На сколько лишают прав за пьянку (за вождение в нетрезвом виде)

— Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;

— Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

— Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

— Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

— Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.

Когда вы «незаметны» для государства

Вы можете не ожидать дополнительных проверок со стороны банков или подрядчиков, и ваши счета не блокируются в таких случаях:

  • оплата коммунальных услуг;
  • налоговые платежи;
  • уплата штрафов;
  • выплаты обязательных сборов и платежей;
  • покупка товаров или услуг с помощью карты или электронного платежного средства в случае, если вы вводите номер карты;
  • снятие средств с личного счета.

Сумма вашей операции не имеет значения, кроме случаев, в которых лимиты определены специально:

  • наличные переводы и операции по Украине не более чем на 5 000 грн;
  • кредитные платежи на сумму до 30 000 грн.

Все эти переводы имеют автоматически встроенные данные о вас и поэтому не нуждаются в дополнительной идентификации. Вы считаетесь надежным участником процесса.

Для всех других операций проверяющие учреждения или лица могут запросить документы для подтверждения источника суммы операции, чтобы понять, подпадает ли деятельность под определение рисковой.

Что означает риск-ориентированный подход

С прошлого года действует обновленная система мониторинга. Ранее оценка была основана на 17 критериях и внутренних банковских проверках данных об участнике финансовой операции. Сегодня таких критериев четыре, но теперь обязателен и анализ по 73 параметрам в рамках риск-ориентированного подхода.

Это комплексная система рисковых индикаторов, которые определяют похожесть операции на нелегальную деятельность. Среди параметров обязательно проверяется:

  • уровень доходов;
  • финансовое состояние;
  • социальный статус;
  • вид, частота и объем операции;
  • участники сделок;
  • источники финансов;
  • географическая принадлежность к местам, определенных законом как «места повышенного риска»;
  • принадлежность к политически значимым лицам или публичным деятелям;
  • наличие деловых контактов с государственными, международными и правительственными компаниями.

Теперь субъекты финмониторинга имеют больше ответственности за прозрачность финоперации и поэтому применяют риск-ориентированный подход, чтобы присвоить степень рискованности каждому клиенту. Это значит, что чем выше степень, тем тщательнее будут проверять все операции такого клиента. И, возможно, увеличится доля отказов в предоставлении услуг лицам с репутацией, которая получила повышенную степень рискованности. Но подход уменьшает риски для тех компаний и предпринимателей, которых могут использовать для нелегальной деятельности без их ведома.

Как работает финансовый мониторинг в банках

Работал по линии финмониторинга в топ10 банках. Могу ответить на вопросы по поводу финмониторинга в банках. Что проверяют, что смотрят и как выявляют. P.s. Первое требование для работника банка по ПОД/ФТ — не рассказывать клиентам как проводится работа по ПОД/ФТ. Но, я уже там не работаю. 🙂 Мне можно.

Сейчас идут проверки в сбербанке о приеме денег за коммерч. деятельность на карты. Причем звонят не тому кому приходят оплаты, а тем кто вам переводит. Если кто–то скажет, что деньги перевёл за услугу, даже за обучение, тогда вашу карту блокируют и карту того, кто переводил тоже и после блокировки штрафы и налоговая.

Людей предупреждать бесполезно, любой просто растеряется. Проверка по всем городам очень мощная. Инфо из первых рук. Сейчас очень плотно взялись за физ лиц и их доходы. Это дружеский совет. Донесите до ваших всех эту информацию.

Если вдруг вам или Вашему получателю позвонят из Call–центра Сбербанка и попросят назвать ФИО получателя и цель платежа, ФИО он может назвать, но цель платежа всегда должен называть — перевод денег знакомому (родственнику) на подарок, либо возврат долга. Запрещено указывать, что он что то оплачивает.

Каковы санкции за невыполнение закона?

Если банк по какой-либо причине не сообщит в Росфинмониторинг о подобной операции, это повлечет серьезные последствия, в том числе и штрафные санкции.

Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий подчеркивает, что банки, которые не будут выполнять новые требования, могут лишиться лицензии.

Как подчеркивает аналитик, банки вынуждены выполнять полицейские функции, и это «не сугубо российская новация».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *