Расследование РБК: кто зарабатывает на платной парковке в Москве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расследование РБК: кто зарабатывает на платной парковке в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ предусмотрено, что нарушение остановки и стоянки транспортных средств, за исключением некоторых случаев, влечет административную ответственность по статье 12.19 КоАП РФ.

Норма права предусматривает следующее:

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.

Указанные нарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.

Это проезжая часть дороги или нет

В опровержение вышесказанному, с точки зрения ПДД, парковкой можно назвать любое место, где она не запрещена. Такой вывод напрашивается если об этом логически подумать, что довольно часто и практикуется в российских законах. Например:

  • если автомобиль стоит возле магазина на газоне это является нарушением, так как езда по ним запрещена (в отношении Москвы это будет «Размещение ТС на территориях, занятых зелёными насаждениями», в других субъектах страны применяются другие правовые акты);
  • противоположная ситуаций касается когда машина размещена в кармане, не мешающем движению пешеходов и других автомобилей, запрещающих знаков поблизости тоже нет. В этом случае, можно расценивать данную территорию парковкой.

В формулировке термина ясно прописано, парковка в зависимости от ситуации, может относиться к проезжей части или нет. Например, если она расположена на дороге, в крайней правой полосе. Другой вариант, когда место для стоянки сделано в виде парковочного кармана, в этом случае данный элемент считается местным расширением, а значит тоже относится к ней. Отдельная выделенная зона, предназначенная для стоянки ТС расценивается как прилегающая территория. Аналогичные условия касаются жилых зон, в данном случае официальные требования для стоянки и остановки машин совершенно другие.

Требования к парковкам

В зависимости от типа стоянки, требования к ней могут существенно отличаться. Например в отношении крытой многоуровневой действуют одни нормы, для открытой, расположенной на огороженном земельном участке – другие. Если в отношении первого случая будут применимы многочисленные условия, представленные в целом перечне СНиПов и ГОСТов, то для второго этот список гораздо короче. В качестве примера, ниже представлены несколько документов, необходимых для паркинга любого вида:
Следующий перечень, представленный в таблице, затрагивает особенности соблюдения требований нормативно-правовых документов для сложных архитектурных паркингов.
Таблица 1. Требования к парковкам.

Тип документа Номер Наименование, расшифровка
СНиП 41-01-2003 Системы отопления, вентиляции и кондиционирования
СНиП 31-05-2003 Требования к общественным зданиям и сооружениям
СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 Санитарно-защитная зона и классификация объектов и сооружений
СП 59.13330.2012 Доступность для лиц, имеющих малую мобильность
СП 104.1333.2012 Инженерные условия для обеспечения минимизации затопления
НПБ 104-95 Разработка систем оповещения о пожарах
ГОСТ 12.1.005-88 Санитарно-гигиенические требования к составу воздуха
ГН 2.2.4/2.1.8.562-96 (Минздрав России) Допустимый уровень шума для общественных и жилых помещений
ОНТП 01-91(Росавтотранс) Общие нормативы проектировки предприятий связанных с автомобильным транспортом

Исходя из представленной таблицы становится ясно, что официальное открытие парковки на сегодняшний момент происходит с прохождением многочисленных инстанций и получения от них разрешения. Приведённый список является не окончательным, указанные нормативы выбраны в случайном порядке.

Виды парковок для автомобилей по назначению.

Характеристики, связанные со специализированным использованием автомобилей, для которых предназначается тот или иной вид стоянки, согласно Правилам ДД РФ, обозначаются дорожным знаком 6.4 (приведен выше) с установленными с ним информационными табличками или разметкой. Для наглядного ознакомления с данными видами приведены следующие картинки:

    Место для стоянки пожарной техники, обозначенное во дворах многоквартирных домов, установленное согласно » п. 75.
  1. или ТС, оборудованных аналогичной табличкой. Может быть отмеченной разметкой или табличкой 8.17.
  2. Помимо представленных парковок, стоянка определённых категорий транспортных средств запрещена в зоне действия знака, не допускающего для них передвижение по данному участку. Например, грузовик не может быть припаркованным в зоне, куда въезд ему запрещён.
  3. Незаконное заграждение парковочного места, в России является достаточно популярным. В большей степени за такими участками осуществляется контроль с помощью систем видеонаблюдения и сразу после того как ТС начнёт парковаться к нему подходит человек, интересующийся о цели его прибытия. Со стороны закона, сделать они ничего не могут поэтому любой автовладелец имеет право поставить сюда свою машину. Однако, поступив аналогичным образом, есть вероятность обнаружения машины на парковке задетой острым предметом, оставившим глубокий след на лако-красочном покрытии.

Во дворах домов запретили ставить машины. Жильцы квартир в панике!

  • На стоянке можно оставить т/с на любой срок.
  • Полную ответственность за безопасность авто несут сотрудники охраны.
  • Стоянка находится в регламентированных местах, на закрытой территории.
  • Она оснащена камерами видеонаблюдения и современным оборудованием.
  • Навесы для защиты транспорт от дождя и неблагоприятных погодных условий.
Читайте также:  Как не платить налог с продаж?

Найти хорошую парковку для авто, соответствующую вашим требованиям и возможностям – огромное везение. Иногда поиск становится серьезной проблемой, требующей решения. Стоит признать, что авто – средство передвижения и дорогостоящая техника, никто не хочет потерять ее без материальной компенсации. По этой причине, стоит оставлять транспорт в надежном месте.

Выбор зависит от того, на какой срок вы отлучаетесь от транспортного средства. Если ненадолго, то можно оставить его на местной стоянке (платной или нет – решать вам). Преимущество бесплатной автостоянки очевидно – за нее не нужно платить, но недостаток перечеркивает все плюсы. В случае угона (повреждения, ограбления) вам ничего не возместят.

— В конце апреля я приехал отдохнуть в Трускавец, попить местной целебной воды, — вспоминает Александр Бондарь. — Когда-то давно я уже бывал на этом курорте и жил в санатории «Весна». Поэтому, по старой памяти, решил остановился в том же месте. К тому же рядом с корпусом можно было поставить машину. Поскольку иномарка не моя — я езжу по доверенности, то было важно, чтобы автостоянка была под охраной, с камерами наблюдения и оборудована шлагбаумом. Я заплатил 16 гривен за сутки пользования стоянкой и даже не придал особого значения тому, что в чеке было написано: «Плата за услуги парковки».

*Александр Бондарь: «Я совершенно не согласен с решением суда, что ответственность за разбитое стекло ложится исключительно на владельца пострадавшей машины. И подал апелляцию» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

В санатории мне не очень понравилось, поэтому я перебрался в другой, а свою машину оставил на той же стоянке. Через пару дней мне понадобился зонт, который лежал в машине. Когда я пришел на стоянку, то увидел, что лобовое стекло моей «Митсубиси L 200» разбито. Было такое впечатление, что в него бросили камень, потому что на стекле появились трещины, которые расходились в разные стороны из одной пробоины диаметром около двух сантиметров.

Я подозвал охранника и показал ему разбитое стекло, но тот заявил, что не имеет к этой проблеме никакого отношения. Пришлось вызывать его начальника. Часа три продолжалось разбирательство, в результате которого мне заявили, что… я сам разбил лобовое стекло своей машины и решил обвинить в этом охранников, чтобы получить плату за замену стекла.

Начальник стоянки самоуверенно заявил: «Ты хочешь на нас заработать, но тебе ничего не светит!». Потом при мне позвонил кому-то, сказав, что это высокопоставленный чиновник из местной милиции. Включив громкую связь, он демонстративно подставил мне в лицо мобильный телефон, и я услышал из трубки: «Скажи ему, что мы ни за что не отвечаем, потому что это парковка, а не стоянка!».

Тогда я решил обратиться к администрации санатория, однако мне заявили: директор уехал в Киев и вернется не скоро. Впрочем, и без директора еще раз четко дали понять: оплачивать замену стекла мне не собираются. Мол, владелец «Трускавецкурорта», в состав которого входит санаторий «Весна», очень влиятельный человек в нефтяном бизнесе, и такой мелкой сошке, как я, ничего не добиться.

Пришлось вызвать милицию. Правоохранители составили протокол и открыли уголовное производство. Пока шло разбирательство, машина оставалась на той же стоянке в течение 10 дней, которые я исправно оплатил.

Отдых был безнадежно испорчен. Пришлось нанимать адвоката, привозить специалиста из Львовского научно-исследовательского института судебных экспертиз, поскольку меня обвинили в том, что я сам разбил стекло, причем из салона машины. Хотя эксперт пришел к выводу: удар по лобовому стеклу был сделан извне, скорее всего камнем или кирпичом. Экспертиза мне обошлась в 1476 гривен, плюс замена стекла — 8139 гривен. Если бы иномарка была моя, я купил бы стекло подешевле, но хозяин попросил поставить «родное», пришлось обращаться к официальному львовскому дилеру компании «Митсубиси».

Когда я переставил машину на другую стоянку, ее охранники, заметив, что у авто разбито лобовое стекло, внесли эти сведения в специальный журнал под мою роспись. Ничего подобного не было на стоянке возле гостиницы «Весна»! Значит, изначально на ту злополучную стоянку я въехал на целой машине!

В итоге дело дошло до суда. Виктория Абакумова-Мудра, адвокат Александра Бондаря, рассказала «ФАКТАМ», что согласно законодательству сотрудники автостоянки несут ответственность за сохранность автомобиля. Если же речь идет о парковке, то владелец оставляет там машину исключительно на свой страх и риск, оплачивая только место на асфальте.

— Чем же отличаются стоянки от парковок?

— Автостоянка, как правило, огорожена и оборудована камерами видеонаблюдения и шлагбаумом. Парковка же может быть обустроена в любой части города, даже на небольшом заасфальтированном пятачке.

Согласно Градостроительному кодексу и Правилам дорожного движения РФ, парковочным местом считается специально отведенная или обозначенная территория. Также, к парковочным местам относятся:

  • части автодорог;
  • территории, примыкающие к тротуарам, обочинам, эстакадам, мостам;
  • подэстакадные, п��дмостовые пространства;
  • площади и объекты дорожной сети.

Будет взиматься плата с владельца транспортного средства за возможность оставить машину или нет, решает собственник автодороги или земельного участка.

Сравнение парковки и стоянки

В чем же разница между парковкой и стоянкой? В первую очередь — это плата. Парковка чаще всего не требует оплаты, она может осуществляться возле магазинов, больниц и остановок. Но и автомобиль не должен долго находиться в неподвижном состоянии. Как правило, это понятие относится к такси, автобусам и маршруткам. Но и обычный автомобиль может припарковаться возле определенного места, чтобы высадить пассажиров. Стоянка, напротив, позволяет оставлять машину на длительное время. Для этого существуют специальные места возле торговых центров, больниц и мест общественного питания. В этом случае за стоянку также не придется платить. Но и охраняться автомобиль не будет.
Другой вариант стоянки и парковки — это платная охраняемая территория. Водитель платит диспетчеру за определенное время, на которое ему нужно оставить машину. На парковке охраняется лишь территория, но ответственность за каждый транспорт диспетчер нести не будет. Это касается и имущества внутри машины. На стоянке все по-другому. За плату охранник берет ответственность за сохранность автомобиля и находящегося внутри него имущества на себя. В случае кражи или угона машины отвечать будет сотрудник стоянки. Но такое случается крайне редко за счет закрытой территории и пропускной системы. Да и позволить себе дорогостоящую стоянку может далеко не каждый.
Еще одна особенность — это то, что стоянка может осуществляться только в строго отведенных для этого местах. Нарушение этого правила, то есть остановка транспорта под запрещающим знаком грозит неплохим штрафом. Кратковременная парковка не требует специальных мест. Если двигатель работает, а водитель находится внутри автомобиля, то ему ненадолго разрешено остановиться практически у любого места.

Читайте также:  Раздел имущества: всё, что нужно знать перед разводом

Штрафы за неправильную стоянку или остановку

За нарушение правил остановки и стоянки в 2021 году законом предусмотрены штрафные санкции:

  1. За несоблюдение правил остановки или стоянки, кроме предусмотренных случаев, грозит предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей. А за такое нарушение в городах федерального значения — 2500 рублей.
  2. За нарушение правил стоянки и остановки в местах, предназначенных для стоянки и остановки ТС инвалидов, грозит штраф в размере 5000 рублей.
  3. Остановка или стоянка автотранспорта на переходе для пешеходов и ближе 5 метров перед ним, кроме случаев, которые предусмотрены ПДД — административный штраф составит 1000 рублей. В городах федерального значения — 3000 рублей.
  4. Несоблюдение правил остановки и стоянки на проезжей части, из-за которого создаются препятствия на дороге, так же, как и остановка или стоянка машин в тоннеле, за исключением предусмотренных случаев, наказывается административным штрафом в размере 2000 рублей. В таких городах, как Москва и Санкт-Петербург — 3000 рублей.

Правила остановки и стоянки

После того как вы научились различать два родственных понятия, нужно определиться с местами, в которых они разрешены. Важно знать, где запрещена остановка и стоянка. Ведь именно эти познания помогут избежать штрафов и других наказаний.

Основное правило остановки и стоянки гласит о том, что разрешено ставить транспортные средства по правой стороне дороги. Автомобиль при совершении данных маневров должен находиться на обочине, а в случае ее отсутствия — на краю проезжей части, либо тротуаре. Но когда на дороге имеются все три элемента, это не означает, что водитель может выбрать любое из них. Первоочередное место — это обочина, а уже при ее отсутствии – крайнее положение первой правой полосы. И только за неимением двух предыдущих, и при выполнении нескольких пунктов ПДД, можно аккуратно, не мешая пешеходам, оставить автомобиль на тротуаре.

Если обочина уже занята стоящими механическими транспортными средствами, то вы не имеете права останавливаться на краю проезжей части, так сказать, во второй ряд. Очень часто встречаются ситуации, когда начинающий водитель, не обладающий достаточным мастерством езды задним ходом, бросает своего железного коня в метре от края проезжей части. Это является грубым проступком, за который владелец транспортного средства получит штраф.

В первую очередь — это плата. Парковка чаще всего не требует оплаты, она может осуществляться возле магазинов, больниц и остановок. Но и автомобиль не должен долго находиться в неподвижном состоянии. Как правило, это понятие относится к такси, автобусам и маршруткам. Но и обычный автомобиль может припарковаться возле определенного места, чтобы высадить пассажиров. Стоянка, напротив, позволяет оставлять машину на длительное время. Для этого существуют специальные места возле торговых центров, больниц и мест общественного питания. В этом случае за стоянку также не придется платить. Но и охраняться автомобиль не будет.

Другой вариант стоянки и парковки — это платная охраняемая территория. Водитель платит диспетчеру за определенное время, на которое ему нужно оставить машину. На парковке охраняется лишь территория, но ответственность за каждый транспорт диспетчер нести не будет. Это касается и имущества внутри машины. На стоянке все по-другому. За плату охранник берет ответственность за сохранность автомобиля и находящегося внутри него имущества на себя. В случае кражи или угона машины отвечать будет сотрудник стоянки. Но такое случается крайне редко за счет закрытой территории и пропускной системы. Да и позволить себе дорогостоящую стоянку может далеко не каждый.

Еще одна особенность — это то, что стоянка может осуществляться только в строго отведенных для этого местах. Нарушение этого правила, то есть остановка транспорта под запрещающим знаком грозит неплохим штрафом. Кратковременная парковка не требует специальных мест. Если двигатель работает, а водитель находится внутри автомобиля, то ему ненадолго разрешено остановиться практически у любого места.

Читайте также:  Корректирующие коэффициенты ЕНВД

Отличие парковки от стоянки заключается в следующем:

  • Парковка может осуществляться бесплатно на непродолжительное количество времени.
  • Парковаться можно возле остановок для высадки пассажиров, и это не считается нарушением ПДД.
  • На длительной парковке автомобиль не охраняется. Никто не несет ответственности за сохранность ни внешнего вида автомобиля, ни имущества в салоне.
  • Стоянка более дорогостоящая, но на ней автомобиль в полной безопасности, в том числе и имущество в салоне.
  • Стоянка может осуществляться только в отведенных для этого местах. Нарушение этого правила грозит серьезным штрафом. На это стоит обратить внимание людям, отправляющимся в путешествие на автомобиле за границу.
  • Стоянка может быть в виде гаража или территории под навесом, что убережет автомобиль от атмосферных осадков.

Определением мест, в которых запрещается парковка, занимаются статьи ПДД, какие установлены под номерами 12.4 и 12.5. Они определяют исчерпывающий перечень мест, в которых запрещается как остановка, так и стоянка на длительной основе.

Согласно ПДД круг мест, где запрещена стоянка ограничивается следующими локациями:

  • трамвайные линии, а также пространство, расположенное близ них, так как подобное размещение автомобиля в значительной мере ухудшает движение трамваев;
  • ж/д переезды, и пространство расположенное ближе 50 метров от путей, так как подобное пренебрежительное размещение транспорта может привести к серьезной аварии и сходу поезда с рельс;
  • тоннели, так как при низкой освещенности замкнутого пространства велик риск устроить массовую аварию с множеством жертв;
  • места на эстакаде и под ней, под мостом и сверху, а также путепроводах, подобное отношение к правилам может привести к серьезным последствиям – жертвам среди водителей и их пассажиров;
  • обочина, при постановке автомобиля на которую, остается мало места на проезд другого автотранспорта;
  • у пешеходного перехода, а также на расстоянии менее пяти метров от зебры;
  • на автотрассе, при опасной близости резких поворотов;
  • перекрёстке на проезжей части;
  • возле автобусной остановки, на расстоянии менее пятнадцати метров от нее, а равно и местах дислокаций автомобилей такси и маршруток;
  • места, при остановке на которых другим участника движения не видно знаков светофора, а равно сделает невозможным выезд с ограниченной территории, например, двора;
  • на велосипедной полосе;
  • на трассе вне города (села) при обозначении проезжей части знаком «Главная дорога».

Все о датчиках парковки, написано тут.

Чем отличается автостоянка от платной парковки

Несмотря на то, что в быту названия автостоянка, паркинг, парковка часто употребляют как синонимы, с юридической точки зрения это совершенно разные понятия. Более того, определения этих объектов содержатся в разных нормативных документах.

  • Автостоянка — открытая площадка либо часть здания, отдельное сооружение, предназначенные для хранения автомототранспортных средств (Постановление Прав. № 795 от 17.11. 2001 г.).
  • Парковка — обозначенное место для организованной стоянки автотранспорта, платное или бесплатное (по решению собственника земли), являющееся частью дороги или примыкающее к ней, либо к другим объектам улично-дорожной сети (п.21, ст.1 Градостроительного кодекса).

Ключевое различие — упоминание в первом случае слова «хранение», из чего вытекает разная ответственность для предпринимателя, оказывающего услуги автостоянок и предоставляющего в аренду парковочное место. Подробнее об этом мы расскажем ниже, а пока отметим, что стоянки бывают нескольких типов:

  • Автостоянка открытого типа — наземная площадка с ограждением, разнесенным или общим местом въезда-выезда. При этом не меньше половины внешней поверхности ограждения состоит из открытых проемов. Обустраивается пункт охраны со средствами сигнализации, учета времени, первичных средств пожаротушения.
  • Закрытая автостоянка — оборудуется навесом для защиты от снега, или с использованием модульных быстровозводимых конструкций. Требует существенных капиталовложений, стоимость места на ней выше. Пожарные требования к такому сооружению выше.
  • Стоянка в здании (паркинг) — может быть пристроенной, встроенной, подземной, отдельно стоящей, многоуровневой и даже механизированной. Такое строительство выполняется по специальному проекту, согласованному с управлением архитектуры.

У начинающего предпринимателя выбор невелик. Речь чаще всего идет об открытии обычной открытой автостоянки, поэтому мы будем говорить о юридической и экономической стороне организации именно такого бизнеса с небольшими начальными капиталовложениями.

Правила оказания услуг

Главный нормативный акт, который регулирует отношения между автостоянкой (ее владельцем) и потребителями услуги — Правила, утвержденные Пост. Прав. № 795, их нужно изучить в первую очередь. В спорной ситуации, суд всегда основывает свое решение именно на этом документе. Он содержит следующие основные нормы.

  • Вся информация о предпринимателе, Правила оказания услуг, график работы, прайс-лист должны находиться на видном месте.
  • Между исполнителем услуги (автостоянкой) и заказчиком заключается письменный договор хранения, где в числе прочего указывается марка, регистрационный знак автомобиля, цена автомобиля по соглашению сторона.
  • На длительный срок клиенту выписывается пропуск. Если машина стоит меньше суток, допустимо выдавать квитанцию, жетон, расписку с указанием номера автомобиля. При их наличии договор считается заключенным.
  • В случае повреждения, кражи деталей, угона автомобиля составляется акт. Хозяин автостоянки обязан возместить убытки в 10-дневный срок. Потребитель услуги вправе требовать полного возмещения стоимости имущества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *