Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексы Минстроя на 2 квартал 2022г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.
Прогнозные индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ на IV квартал 2022 г.
1. Индексы изменения сметной стоимости проектных работ для строительства к справочникам базовых цен на проектные работы:
- к уровню цен по состоянию на 01.01.2022— 1,13;
- к уровню цен по состоянию на 01.01.2021— 1,24;
- к уровню цен по состоянию на 01.01.2001— 5,22;
- к уровню цен по состоянию на 01.01.1995 , с учетом положений, приведенных в письме Госстроя России от 13.01.1996 № 9-1-1/6 — 39,95.
2. Индексы изменения сметной стоимости изыскательских работ для строительства к справочникам базовых цен на инженерные изыскания:
- к уровню цен по состоянию на 01.01.2022 — 1,14;
- к уровню цен по состоянию на 01.01.2021 — 1,24;
- к уровню цен по состоянию на 01.01.2001 — 5,27;
- к уровню цен по состоянию на 01.01.1991 — 60,01;
- к уровню цен, учтенному в сборнике цен на изыскательские работы для капитального строительства, утвержденном и введенном в действие Постановлением Госстроя СССР от 16 июля 1981 г. №121, (Главы 16 и 20, кроме таблиц 256, 282, 286, 341, 343) — 72,60;
- к уровню цен, учтенному в сборнике цен на изыскательские работы для капитального строительства, утвержденном и введенном в действие Постановлением Госстроя СССР от 16 июля 1981 г. №121, (таблицы 256, 282, 286, 341, 343) — 90,01;
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Дефляцию по ВВП рассчитывают следующим образом: стоимость корзины ВВП в текущих ценах / стоимость корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.
В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.
Для чего используется дефлятор
Индекс цен и коэффициент-дефлятор — это довольно схожие понятия. Показатели определяют конечную стоимость товаров, работ и услуг в разных сферах экономики. Дефлятор используется для составления экономических прогнозов и применяется для пересчета текущих цен к базовым.
Дефлятор утверждается ежегодно, причем отдельно для каждой отрасли экономической деятельности. В 2020 году установили индекс-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития № 720 от 30.10.2020, а вот приказ Минэкономразвития по индексу-дефлятору на 2022 год пока не подписан. Индекс — это базовая постоянная, которая применяется в течение нескольких периодов в будущем. Дефляционный коэффициент используют для расчетов основополагающих макроэкономических показателей:
Дефлятор применяют для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Остались вопросы? Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с индексом-дефлятором.
Как использовать дефлятор в гособоронзаказе
Дефлятор применяют и в государственном оборонном заказе. В приказе Минэкономразвития 190 от 01.04.2020 утверждены актуальные индексы по ГОЗ.
Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения используют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работам и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.
Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания.
Заказчик ГОЗ обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2022 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2022 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Индекс-дефляторы на 2022 год от Минэкономразвития
Итак, индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития поможет спрогнозировать стоимость товаров и услуг, потребляемых населением, а также доходы граждан. Речь не идет о скрупулезных подсчетах, кто и сколько зарабатывает. Речь о том, сколько и чего люди могут купить на полученные деньги. На сегодняшний день этот показатель уже утвержден приказом правительства не только на нынешний, но и на 2022 и 2023 годы.
Компания «Дженерал Смета» основана в 2009 году и постоянно развивается. Благодаря высокому качеству услуг и гибкой ценовой политике, нам доверяют все больше строительных компаний, проектных бюро и институтов, а так же частных сметчиков. Благодаря большому количеству сертифицированных специалистов и большой линейке сопутствующих товаров и услуг (обучение, консалтинг) для сметчиков, в 2013 году мы получили статус «Официальный представитель ООО «СтройСофт Регион» в Москве и Московской области». По итогам 2014-2015 2016-2017, 2017-2018 и 2018-2019 гг. наша компания занимает первое место среди дилеров Московского региона.
Инфляция – это некий экономический феномен, который проявляется в росте цен на основные потребительские товары, обусловленном увеличением общих объёмов финансовых средств в стране. То есть фактически в государстве свободных финансов стало больше, но произошло снижение их покупательской способности, то есть частично их стоимость обесценилась: на одну и ту же сумму теперь можно приобрести товаров и услуг меньше, чем в предыдущем периоде.
На заметку! Инфляция является процессом длительным, практически непрерывным и устойчивым, поэтому её следует отличать от разового повышения цен, обусловленного каким-либо внезапно возникнувшим временным фактором (к примеру, реформой или военным конфликтом). И необязательно должна расти стоимость всех услуг и товаров: достаточно стабильного и необратимого увеличения цены определённых наименований.
Со стороны населения инфляция воспринимается как негативное явление, и это абсолютно справедливо: люди на привычные услуги и товары тратят больше, но при этом зачастую их доходы остаются прежними или же увеличиваются незначительно. Высокий уровень инфляции становится показателем кризисных экономических процессов, которые происходят в государстве.
Регулированием денежного оборота в стране и уровня инфляции занимается Центральный Банк государства (Центробанк, ЦБ). Если банк отслеживает уменьшение объёмов финансов, то запрашивает у Гознака выпуска большего количества наличности и одновременно понижает ключевую ставку, определяющую процент кредитования государства для банковских организаций.
Вследствие пониженной ключевой ставки и больших объёмов денежных средств россияне начинают брать дешевые кредиты и активно тратить личные накопления. Покупательская способность и спрос увеличиваются, неизбежно провоцируя увеличение цен. Для уменьшения инфляционного уровня ЦБ повышает ключевую ставку: банки начинают кредитовать граждан под более высокие проценты, а население уменьшает траты и экономит. Из-за низкого спроса уменьшается стоимость услуг и товаров, а инфляция соответственно замедляться.
- Ползучей или умеренной. Рост цен не превышает 10% за год.
- Галопирующей или скачкообразной. Показатели годового увеличения цен варьируются от 10 до 50%.
- Гиперинфляцией. Рост цен очень стремительный: от 50 до нескольких сотен или даже тысяч процентов.
По характеру проявления инфляция подразделяется на открытую и скрытую, то есть подавленную. В первом случае наблюдается продолжительное увеличение стоимости услуг и товаров. При подавленной инфляции размеры заработной платы и цены жёстко контролируются государством: денег в стране остаётся столько же, но возникает товарный дефицит (такая ситуация складывалась в СССР).
В основе вычисления уровня инфляции лежит так называемая потребительская корзина – определённый набор необходимых услуг (коммунальных и прочих), а также потребительских и непотребительских товаров (продуктов, одежды и обуви, средств и предметов личной гигиены).
В большую корзину включено порядка семисот различных услуг и товаров: от продуктов питания и коммунальных платежей до походов в развлекательные заведения, смартфонов и автомобилей. Ежегодно состав такой корзины изменяется с учётом реальных расходов российских семей и статей их бюджетов. Пересматривается и структура, ведь доли затрат на те или иные услуги и товары могут меняться. А стоимость основных позиций отслеживается статистами каждый месяц регулярно.
На уровень инфляции влияют разные факторы. Все они останутся актуальными для 2022-го года:
- Погодные условия. Так, из-за засухи снизится урожайность, и возрастут цены на сельскохозяйственную продукцию.
- Инфраструктура. Пример: между двумя соседними городами построили дорогу, по которой могут поставляться товары. В результате возросла конкуренция, а цены понизились.
- Расходы на вооружение. Когда средства правительством направляются в занимающиеся оснащением ВС и армии организации, то промышленные фабрики и заводы снижают объёмы производства гражданской продукции.
- Валютный курс. Если иностранная валюта дорожает, то закупающие сырьё за границей производители повышают стоимость конечной продукции.
- Прогнозы. Например, если в СМИ появится информация о спрогнозированном экспертом скачке цен, то все могут начать скупать товары, и столь высокий спрос вызовет подорожание товаров.
- Тарифы. В себестоимость большей части продукции закладываются расходы на обслуживание транспорта, электроэнергию, водоснабжение. Если всё это подорожает, то и цены неизбежно возрастут.
В учёт идут все факторы, но необязательно будет прослеживаться влияние всех сразу. А действие некоторых предугадать просто невозможно.
Возможна ли инфляция в 2022-ом году? Да, она ожидается, так как экономическое положение страны значительно не меняется. Хотя спада экономики не наблюдается, и кризисов нет, всё же ситуацию нельзя назвать стопроцентно стабильной или благоприятной. В 2022-ом году будет наблюдаться влияние многих из перечисленных выше факторов, поэтому стоит ожидать повышения цен.
Сначала охарактеризуем предположительную инфляцию для 2022-го года в целом. Она останется открытой, то есть будет проявляться в виде увеличения стоимости входящих в потребительскую корзину услуг и товаров. Также инфляция будет умеренной: увеличения цен свыше 10% ожидать не стоит: правительство и Центробанк не допустят этого.
Далее о прогнозах и конкретных цифрах. По мнению Минэкономразвития, есть три вероятных сценария: форсированный, инновационный и консервативный. В форсированном ослабление рубля будет умеренным, что замедлит динамику роста цен. При инновационном варианте стоимость будет увеличиваться несколько быстрее из-за высокой покупательской способности граждан. В консервативном сценарии сохранится актуальная для 2019-2021 годов экономическая обстановка: обменный курс ослабеет значительнее, а рост доходов граждан будет средним.
Ниже в таблице рассмотрены предположительные показатели инфляции для разных сценариев:
Сценарий | Коэффициент инфляции для 2022 года |
Форсированный | 3,9% |
Инновационный | 3,7% |
Консервативный | 3,5% |
Министерство финансов составило бюджет на плановые 2021 и 2022 годы: около 120,4 и 128,5 триллионов рублей соответственно. Согласно прогнозам, инфляционный уровень не должен превысить 4%. Росстат также утверждает, что ждать повышения свыше 4-х процентов не стоит. Изучив последние новости экономики, спрогнозировало показатели и агентство «АПЭКОН». По его мнению, минимальный уровень на 2022-й составит 3,3%, средний – 3,8%, а максимальный – 4,3%.
Прогнозные индексы Минстроя РФ
Опубликованы письма Минстроя России о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства на первый квартал 2022 года, в том числе:
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 16.02.2022 № 5747-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ»;
Письмо Минстроя России от 07.02.2022 № 4153-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ».
Опубликованы Письма Минстроя России о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства на первый квартал 2021 года, в том числе:
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 01.04.2021 № 13122-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 27.03.2021 № 12241-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 19.03.2021 № 10706-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 11.03.2021 № 9351-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 04.03.2021 № 8282-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 26.02.2021 № 7484-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 24.02.2021 № 6799-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 12.02.2021 № 5363-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 30.01.2021 № 3290-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Письмо Минстроя России от 22.01.2021 № 1886-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ».
Опубликованы Письма Минстроя России о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства на четвертый квартал 2020 года, в том числе:
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 30.01.2021 № 3291-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 30.12.2020 № 54145-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 18.12.2020 № 51885-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 10.12.2020 № 50446-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 04.12.2020 № 49587-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 23.11.2020 г. № 47349-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 12.11.2020 № 45484-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования».
Письмо Минстроя России от 02.11.2020 № 44016-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ».
Опубликованы Письма Минстроя России о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства на третий квартал 2020 года, в том числе:
Дополнительное Письмо Минстроя России от 02 октября 2020 № 39360-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное Письмо Минстроя России от 30 сентября 2020 № 38874-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 07.09.2020 № 35294-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 28.08.2020 № 34144-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 19.08.2020 № 32585-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 18.08.2020 № 32427-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 05.08.2020 № 30539-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года».
Письмо Минстроя России от 29.07.2020 № 29340-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ».
Опубликованы Письма Минстроя России о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства на первый квартал 2020 года, в том числе:
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 7 апреля 2020 г. № 13436-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 23 марта 2020 г. № 10544-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 20 марта 2020 г. № 10379-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконала��очных работ».
Дополнительное — Письмо Минстроя России от 25 февраля 2020 г. № 6369-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования».
Письмо Минстроя России от 19 февраля 2020 г. № 5414-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ».
- Все новости
- Мероприятия
- Госстройсмета
- Ценообразование
Индексы изменения сметной стоимости
Минэкономразвития установило на 2022 г. коэффициенты-дефляторы, которые применяются при исчислении отдельных налогов.
Размер фиксированных авансов по НДФЛ, которые уплачивают работающие в России по патенту иностранцы, проиндексируют на коэффициент 1,980.
Величина предельного размера дохода, ограничивающая право на переход на УСН, будет проиндексирована на коэффициент 1,096.
Ставку торгового сбора в отношении деятельности по организации розничных рынков проиндексируют на коэффициент 1,508.
Значение удельных расходов на добычу углеводородного сырья, используемое при расчете минимальной налоговой базы по НДД, проиндексируют на 1,060.
- 17.02.2022 Индексы Минстроя России на 1 квартал 2022 года
- 10.02.2022 Набор на Курсы повышения квалификации с 21 по 25 марта 2022 года
- 27.01.2022 1 февраля 2022 года вступает в силу Изменение № 9 к ГЭСН-2020, ФЕР-2020
- 27.01.2022 Выпущено плановое обновление программы «ГРАНД-Смета» версии 2021.2
- 10.01.2022 ФСНБ-2022 с 30 июня 2022 года!
- 24.12.2021 С Наступающим Новым Годом!
- 22.12.2021 Утверждено Изменение № 9 к базе ФЕР-2020, ГЭСН-2020
- 17.12.2021 Правила работы в 2021-2022 годах
- 16.12.2021 Выпущен новый видеоролик по программе «ГРАНД-Смета», версия 2021.2
- 03.12.2021 Индексы по Нижегородской области на 4 квартал 2021 года.
При расчете сметы на кадастровые и землеустроительные работы с использованием программу «Смета Гео+Кадастр» (поставляется во все регионы Российской Федерации) используются повышающие коэффициенты к ценам «Сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель», введенному Роскомземом с 1 января 1996 года и коэффициенты дефляторы, которые утверждаются приказами Минэкономразвития России. Расчет коэффициента к Сборнику цен ОНЗТ смотрите далее в конце этой страницы.
«О повышающих коэффициентах на 2003 год к ценам «Сборника цен и общественно необходимых затрат труда
(ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель» (М., Роскомзем, 1996)»
Для формирования объемов финансирования мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства и определения стартовых цен при проведении торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд за счет средств федерального бюджета Росземкадастр рекомендует использовать в 2003 году к ценам «Сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель» (М., Роскомзем, 1996) повышающие коэффициенты для территорий, расположенных в Европейской части Российской Федерации – 4,22, Западной и Восточной Сибири – 4,42, районах Дальнего Востока – 4,61, районах Крайнего Севера – 4,80.
Первый заместитель руководителя Н.В. Комов
В 2004 году применялся коэффициент — дефлятор установленный приказом Минэкономразвития РФ:
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 11 ноября
При определении начальной стоимости контракта на строительство необходимо:
- Подготовить проектно-сметную документацию.
- Составить смету затрат на строительство.
- Ценовые показатели сметы просчитать под действующий коэффициент на перспективу (с учетом продолжительности строительства).
- Оценить коммерческие предложения и проанализировать текущие цены на региональном рынке услуг.
- Подготовить прогноз начальной цены контракта с учетом индивидуальных характеристик заказа. К примеру, необходимо учесть удаленность объекта строительства, наличие транспортной развязки, наличие помещений для хранения инвентаря и строительных материалов, подвод инженерных сетей, электричества для проведения работ и иное.
Детальный анализ, оценка и экономическое обоснование позволят правильно просчитать цену закупки.
Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.
В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:
- НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
- УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
- ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
- ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
- торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).
Индекс дефлятор на 2022 год минэкономразвития для смет в строительстве
Отрасль экономики | Индекс-дефлятор по годам | ||
2019 | 2020 | 2021 | |
Промышленность | 103.3 | 102.9 | 103 |
Промышленность без топливно-энергетического комплекса | 104.1 | 104.1 | 103.9 |
Полезные ископаемые | 101.2 | 100.6 | 101 |
Топливно-экономические ископаемые | 100.9 | 100.4 | 100.8 |
Уголь | 104.5 | 104 | 103.7 |
Газ и нефть | 100.5 | 100 | 100.4 |
Металлическая руда | 104.2 | 102.5 | 102.7 |
Прочие ископаемые | 103.2 | 103.3 | 103.3 |
Обрабатывающее производство | 103.9 | 103.5 | 103.5 |
Пищевое производство | 103.1 | 103.2 | 103.5 |
Текстиль и кожа | 104.2 | 103.8 | 103.5 |
Древесина | 105.1 | 104.6 | 104.3 |
Бумага | 105.2 | 104.7 | 104.4 |
Нефтепродукты | 101.3 | 100.1 | 100.6 |
Химические вещества к медицинским изделиям из резины и пластмассы | 105.2 | 104.9 | 104.7 |
Неметаллическая минеральная продукция | 103.9 | 103.7 | 103.6 |
Черная металлургия | 104.2 | 104.7 | 103.7 |
Драгоценные металлы и ядерное топливо | 106 | 104.5 | 104.1 |
Готовые изделия из металла | 104.5 | 104.5 | 104.2 |
Машиностроение | 105.5 | 105.3 | 105.4 |
Прочее производство | 102.8 | 102.9 | 103.2 |
Электроэнергия газа и пара | 105 | 104.2 | 104 |
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов | 104 | 104 | 104 |
Сельское хозяйство | 103.5 | 103.1 | 103.3 |
Растениеводство | 103.7 | 102.9 | 102.9 |
Животноводство | 103.4 | 103.5 | 103.7 |
Транспорт, включая трубопроводы | 104.3 | 104.2 | 104.1 |
Инвестиции и капиталовложения | 105 | 104.4 | 104.2 |
Строительство | 105 | 104.8 | 104.5 |
Розничная торговля | 104.2 | 103.5 | 104 |
Платные услуги населения | 104.8 | 104.2 | 104.3 |
Ежегодные прогнозы Минэкономразвития Российской Федерации в области оборонной промышленности необходимы для того, чтобы планировать цены на создание и обслуживание продукции оборонного значения.
Расчетные коэффициенты помимо этого используют, чтобы определять стоимость гособоронзаказов по утилизации и предоставлению других услуг из перечня закупок.
Минэкономразвития ухудшило прогноз по росту экономики в 2022 г. с 3,2% до 3%, при этом улучшило оценки этого года с 3,8% до 4,2%, следует из обновленного прогноза социально-экономического развития (есть в распоряжении «Ведомостей»). Согласно документу, министерство повысило прогноз по инфляции на конец этого года с 5% до 5,8%. Ведомство по-прежнему ждет ее возвращения в таргет ЦБ в следующем году.
Коэффициенты‑дефляторы на 2022 год официально утверждены
Министерством экономического развития были разработаны сценарии для улучшения российской экономики до 2023 года.
Из-за политически нестабильной ситуации некоторые государства в отношении России введи ограничительные санкции, стоимость нефти уменьшается, а таможенные пошлины, напротив, растут – учитывая все это, чиновники рассмотрели сразу три сценария:
- Базовый план, не подразумевающий никаких существенных изменений в экономике страны – значения всех основных факторов останутся на базовом или текущем уровне.
- Консервативный план, который полагает, что основные экономические показатели могут существенно ухудшиться при учете внешние и внутренние факторы.
- Целевой план предусматривает благоприятное развитие событий в экономике России во внешнем и внутреннем рынке.
Проводится всесторонний анализ факторов развития экономики: не только внутренние (ВВП, налоги, МРОТ и прочие), но и внешние – в особенности касается санкций, примененных со стороны США и ряда европейских стран. Рассмотрим каждый сценарий подробнее.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Итак, индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития поможет спрогнозировать стоимость товаров и услуг, потребляемых населением, а также доходы граждан. Речь не идет о скрупулезных подсчетах, кто и сколько зарабатывает. Речь о том, сколько и чего люди могут купить на полученные деньги. На сегодняшний день этот показатель уже утвержден приказом правительства не только на нынешний, но и на 2022 и 2023 годы.
Коэффициенты-дефляторы на 2022 год утверждены
Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. В ст. 11 НК РФ указано, что такое коэффициент-дефлятор, — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2021 года прогнозно рассчитана еще в 2018 году. Показатель используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.
Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом цен на товары, работы и услуги, зафиксированных в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, коэффициент-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития еще не утвержден, но опубликован в проекте приказа от 14.10.2020.
Порядок и методология расчета коэффициента регулируются нормативными актами правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении правительства №1234 от 14.11.2015. Приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 закрепляет порядок применения индексов цен и дефляторов при осуществлении гособоронзаказа.
Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.
Отрасли | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 103,1 | 103,8 | 104,1 | 104,2 |
Добыча нефти и газа | 102,7 | 103,5 | 103,7 | 103,9 |
Обрабатывающие производства | 103,3 | 104,1 | 104,2 | 104,3 |
Промышленность | 103,4 | 104,0 | 104,1 | 104,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Строительство | 104,1 | 105,1 | 104,3 | 104,4 |
Сельское хозяйство | 103,1 | 103,9 | 103,9 | 104,2 |
Транспорт | 104,1 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 103,7 | 103,7 | 103,8 | 103,8 |
Оборот розничной торговли | 103,5 | 104,3 | 103,9 | 104,0 |
Платные услуги населению | 104,2 | 103,9 | 104,2 | 104,1 |
Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.
Как используют в закупках по 44-ФЗ
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.
При планировании закупок на 2021 год и последующие периоды и при обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. В этом документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий, 2021 год, так и на плановый период 2022–2024 года.
Использование дефлятора в закупках строительных работ
Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (письмо Минфина №24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс-дефлятор на 2020 год для смет указан в социально-экономическом прогнозе. По расчетам, индекс-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития для смет — 104,1 (из таблицы прогнозных значений).
При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом. Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или проводит торги, НМЦК рассчитывается с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития №567 от 02.10.2013.
Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ — статьей 8.3. Дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.
Минстрой рекомендует использовать индекс дефляции для пересчета сметной стоимости работ по госконтрактам на строительство для приведения в соответствие с уровнем цен на момент определения НМЦК. Если проект сметы разработан по сметно-нормативной базе, которую применяли на дату формирования НМЦК, используйте индексы изменения сметной стоимости, которые действовали на дату определения начальной цены (письмо Минстроя №9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Если ПСД разработан по нормативам, не применяемым на дату формирования НМЦК, используйте индексы Росстата:
- индексы фактической инфляции (официальный сайт Росстата);
- индексы прогнозной инфляции (официальный сайт Минэкономразвития).
Дефлятор применяют и при расчете стоимости проектных работ для корректного планирования будущих капитальных вложений.