Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

Комментарии к статье 39.9 земельного кодекса РФ

В статье законодатель воспроизвел положения ранее действующего п. 1 ст. 20 ЗК РФ.

Согласно ст. ст. 123.21, 123.22 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Как предусмотрено ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 1998. N 48. Ст. 5849; 1999. N 28. Ст. 3473; 2002. N 12. Ст. 1093; N 52. Ст. 5141; 2003. N 52. Ст. 5031; 2006. N 3. Ст. 282; N 45. Ст. 4627; 2007. N 1. Ст. 37, 39; N 22. Ст. 2563; N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6039, 6061; 2008. N 20. Ст. 2253; N 30. Ст. 3604, 3616; 2009. N 23. Ст. 2762; N 29. Ст. 3582, 3607; 2010. N 19. Ст. 2291), государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Безвозмездное пользование земельными участками

Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;

б) в виде служебного надела гражданам;

в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.

Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.

По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.

Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).

Оформление права на земельный участок

Практически всегда юридическое лицо может переоформить земельный участок из бессрочного пользования на себя. Для этого оно подает заявление о передаче ему земельного участка на право полноценного владения или временной аренды.

Исполнительный орган принимает решение, этим занимается исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, в некоторых случаях возможен отказ в требовании юридического лица. В случае положительного ответа, происходит оформление и регистрация права в соответствии с законом о госрегистрации.

Процесс переоформления земельных или лесных участков достаточно сложный и длительный, каждый орган местного или государственного самоуправления подходит к нему по-разному. Сложности возникают, если организация, которая не имела права на предоставление земли в постоянное бессрочное пользование получила его на основании постановления государственного органа, которое было издано до вступления в силу Земельного кодекса РФ, но организация не успела провести его регистрацию

.
В этом случае, сначала должна пройти регистрация права постоянного пользования участком, полученным до появления ЗК РФ
. Отказ в регистрации не возможен.

На каком праве АУ пользуется земельным участком?

Как известно, у автономного учреждения не может быть на праве собственности имущества. Собственником имущества, закрепленного за АУ, является РФ, субъект РФ или муниципальное образование — учредитель автономного учреждения. Пунктом 2 ст. 216 ГК РФ предусмотрено, что лицам, которые не признаются собственниками имущества, могут принадлежать вещные права на это имущество. К вещным правам среди прочего относится:

  • право оперативного управления имуществом;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В Гражданском кодексе (гл. 19) и Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 3) указано: имущество принадлежит АУ исключительно на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Согласно гражданскому законодательству все имущество делится на две категории: недвижимое и движимое. При этом к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что земельные участки закрепляются за АУ также на праве оперативного управления. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие формы прав на землю:

  • право собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения (касается только граждан);
  • аренда;
  • сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком);
  • безвозмездное срочное пользование.
Читайте также:  За какие машины в 2022 году придется заплатить налог на роскошь: список

Владение и пользование земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования

Автономное учреждение, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ). В п. 2 этой же статьи зафиксировано: лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. В то же время владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 264 ГК РФ). В свою очередь, Земельным кодексом (п. 4 ст. 20) установлено: юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Таким образом, АУ, за которым земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться данным земельным участком. Что это означает? Как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 11 (п. 24), лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, причем даже при наличии согласия на это собственника земельного участка. Судьи ФАС ВСО в Постановлении от 20.07.2009 по делу N А78-14619/05 отметили: под распоряжением, прежде всего, понимается совершение с вещью различных сделок, изменяющих юридическое отношение к вещи собственника и дающих права на вещь иным лицам. В связи с этим арбитры по требованию заместителя прокурора признали недействительным договор, заключенный образовательным учреждением с обществом, о передаче последнему в пользование земельного участка, закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, для строительства подземной автостоянки. В ходе разбирательства было выяснено, что земельный участок был предоставлен образовательному учреждению для целей народного образования. Однако строительство автостоянки, предусмотренное условиями спорного договора, а также заключение обществом с физическими лицами договоров об инвестировании строительства автостоянки (долевого участия в строительстве автостоянки), в соответствии с условиями которых гаражные боксы автостоянки по окончании строительства подлежали передаче в собственность инвесторов, вышеуказанной цели не преследовали. Судьи добавили: в данном случае не применяются правила п. 2 ст. 167 ГК РФ (возврат каждой из сторон недействительной сделки полученного по этой сделке). Права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска. Как отметил КС РФ (Постановление от 21.04.2003 N 6-П), когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке, установленном ст. 302 ГК РФ, с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество. Окончательная точка в данном деле в части признания сделки недействительной еще не поставлена, поскольку Определением ВАС РФ от 06.11.2009 N ВАС-15268/09 было принято к производству заявление общества о пересмотре дела в порядке надзора.

Думаем, решение будет таким же, как в Постановлении ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А55-8383/2008 , в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-9994/09. Изъятие земельного участка у лица, которому он передан на праве аренды лицом (в рассматриваемой ситуации — национальным парком), которое его получило на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет означать лишение парка земельного участка (фактическое изъятие этого участка у национального парка, являющегося землепользователем). Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не прекращено. В связи с этим в иске об истребовании земельного участка было отказано.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС ПО от 06.04.2009 по делу N А55-8380/2008, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9600/09.

Таким образом, если АУ передаст земельный участок (его часть), закрепленный за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, договор аренды, на основании которого будет произведена такая передача, признают недействительным. Еще одно подтверждение этого — Постановление ФАС ВСО от 20.08.2008 N А10-13438/05-Ф02-3935/08, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 24.12.2008 N ВАС-16610/08. При этом в рассматриваемой ситуации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, может потребовать принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Надо ли данные по земельному участку отражать в бухгалтерском учете?

Бюджетные учреждения при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не ставят их на бюджетный учет. Основание такое: непроизводственные активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), отражаются в бюджетном учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот (п. 28 Инструкции по бюджетному учету ). То же самое было установлено и ранее действовавшей Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (до 17.03.2009). Как указано в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития России (п. 5.2), вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот является:

  • приобретение земельных участков;
  • продажа земельных участков;
  • передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Читайте также:  Материнский капитал в 2023 году: сумма и на что можно потратить

Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Бюджетные учреждения здравоохранения, органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения отражают в бюджетном учете земельные участки только в перечисленных выше случаях при наличии соответствующего согласования с органом по управлению имуществом.

Исходя из этого постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406, доведенное до подведомственных налоговых инспекций Письмом ФНС России от 07.06.2006 N ВЕ-6-16/575@).

Автономные учреждения также не должны отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности земельные участки, закрепленные за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вывод основан на следующем. По всем критериям земельные участки относятся к объектам основных средств. Однако в бухгалтерском учете согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств могут быть отражены основные средства (в зависимости от имеющихся у организации на них прав):

  • принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
  • находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
  • полученные организацией в аренду;
  • полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • полученные организацией в доверительное управление.

Другой комментарий к статье 268 Гражданского Кодекса РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может возникнуть у обладателей земельных участков только при наличии двух условий: в соответствии с п. 1 комментируемой статьи оно предоставляется строго определенному кругу субъектов; в п. 3 данной статьи говорится о переходе такого права в порядке правопреемства, причем субъектный состав строго не определен. Таким образом, в первом случае речь идет о первоначальном способе приобретения вещного права, а во втором — о производном.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень субъектов, которым может быть предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; кроме того здесь указано, что основанием приобретения данного права является административный акт — решение государственного или муниципального органа.

В ранее действовавшей редакции статьи говорилось о том, что данное право могло предоставляться гражданам и юридическим лицам, причем не уточнялось — каким конкретно юридическим лицам. Эта норма противоречила положениям п. п. 1 и 2 ст. 20 ЗК РФ, в соответствии с которыми с момента введения в действие Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки должны предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, а гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование уже предоставляться не могут.

Достаточно определенно по этому поводу была изложена позиция Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»: «Ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону».

3. Если юридическое лицо, обладавшее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, было реорганизовано, то вновь созданному в порядке такой реорганизации юридическому лицу переходит право постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок. Это, впрочем, вовсе не означает, что организация может и далее владеть земельным участком на указанном титуле.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридическое лицо, не попадающее в перечень организаций, содержащийся в п. 1 комментируемой статьи, обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Последняя редакция этого Закона (от 5 февраля 2007 г.) определила крайний срок — 1 января 2008 г. Таким образом, юридическое лицо, ставшее в результате реорганизации обладателем такого титула, обязано переоформить данное право на право собственности либо взять участок в аренду.

Непереоформление этого права не влечет его утрату, но может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 7.1 КоАП, в виде наложения штрафа. Никаких действий распорядительного характера с участком такое юридическое лицо совершать не сможет.

Нужна юридическая консультация

Во время использования земельного участка на безвозмездных основаниях нужно понимать, что права пользователя жестко ограничены, и ни о каком праве распоряжения говорить не приходится.

Если потребовалось зафиксировать свое право пользования и распоряжения имуществом, могут возникнуть сложности с согласованием условий передачи в собственность, либо подготовки необходимой документации. Чтобы исключить риск потери прав на участок или выявит оптимальный вариант переоформления земли, настоятельно рекомендуется обращаться к специалистам по земельному праву в юридическую организацию.

Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Граждане страны, которые приобретают право владения на земельные территории на основании возможности бессрочного использования на постоянной основе, действующим законодательством рассматриваются в качестве землепользователей. Данные лица обретают все полномочия по владению и использованию земельных территорий.

Передача земельной территории из государственных или муниципальных активов в пользование частных лиц осуществляется при условии наличия решения ответственного исполнительного органа. В данном документе указываются:

  • точные кадастровые данные территории;
  • фамилия, имя, отчество гражданина, если земельная территория передается физическим лицам;
  • наименования учреждения, сведения о государственной регистрации юридического лица, если пользователем участка является юридическое лицо;
  • наименования органов государственной и муниципальной власти.
Читайте также:  Кому положена государственная пенсия

Лицами, которым предоставляются земельные участки на основании права бессрочного использования на постоянной основе, являются:

  • физические и юридические лица;
  • учреждения государственного и муниципального уровня;
  • казенные производства и предприятия.

Исковое заявление о признании права постоянного бессрочного пользования земельным участком (образец)

В Федеральный суд Октябрьского района

г. Екатеринбурга

ИСТЕЦ:

М.

Ответчик:

Администрация города Екатеринбурга

г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24 а.

Исковое заявление

о признании права пользования земельным участком и права собственности на жилой дом

В августе 1969 году я, М. совместно с моим мужем М., приобрели жилой дом с постройками, расположенный по адресу г. Екатеринбург, пер. Вязовый, у гражданина А. На тот момент А. проживал в доме, был зарегистрирован в нем и фактически распоряжался им. После передачи денег за жилой дом с постройками, передал нам ключи от дома и построек и домовую книгу. Договор купли-продажи не сохранился. Определить место жительства продавца не представляется возможным из-за истечения сроков давности сделки.

В своё время гражданин А. приобрел дом у гражданина К., который, предположительно, и построил дом в 1955 году. Данный дом находится на территории старого района ЖБИ. В 50-е годы ХХ века, на строительстве завода ЖБИ г. Свердловска, в большинстве своем, работали иногородние граждане, (лимитчики), которые нуждались в жилье. Поэтому, для улучшения бытовых условий этих граждан, властями города Свердловска было разрешено строительство индивидуальных домов. Впоследствии, так как, в основе, проживающие во вновь построенных домах были иногородние граждане, и для облегчения поступления корреспонденции, была проведена нумерация домов, и обозначены улицы в данном жилом поселке.

Для обустройства поселка граждане, проживающие в нем, строили дороги, проводили электричество и освещение. Для этого устраивали субботники.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.92г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», от 04.09.95г. № 876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю», Постановления Правительства Свердловской области от 15.06.93г. № 188-п «Об инвентаризации земель населенных пунктов» с целью организации учета, рационального планирования и использования земель городов и других населенных пунктов области, установления территорий, в границах, которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с «Программой инвентаризации земель городов и иных населённых пунктов на территории Свердловской области», утверждённой Постановлением правительства от 21.02.1996г. № 119-п, и п.2.2 Постановления главы города от 06.05.2000г. № 456 «Об утверждении программы расходования средств, поступающих от взимания земельных платежей, на 2000г. проведена инвентаризация земель Октябрьского района.

Постановлением главы города Екатеринбурга № 336 от 30.03.2001 года «Об утверждении материалов инвентаризации земель Октябрьского района г. Екатеринбурга» на Главное Управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений города Екатеринбурга (Вяткин М.Б.) была возложена обязанность выдать правоустанавливающие документы фактическим землепользователям, список фактических землепользователей к этому постановлению прилагается, в список фактических землевладельцев был включен и М. На тот момент мы находились в браке, следовательно, и я приобрела право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Это режим, которые устанавливает порядок использования земельного надела. Таким образом законодатель устанавливает порядок, характер его эксплуатации. Каждому участку устанавливается свой ВРИ. И использовать участок вопреки разрешенному использованию запрещается даже собственнику.

ВРИ:

  1. Основной. Этот вид не согласовывается с компетентными органами. Для использования земельного надела собственнику не нужно получать согласия или разрешения.
  2. Условно-разрешенный. Собственник проходит специальную процедуру для использования земли с выдачей ему разрешения. Без него этот вид использования не будет установлен.
  3. Вспомогательный. Он устанавливается в качестве дополнения к первым двум ВРИ.

Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:

  • добровольному отказу собственника;
  • принудительному изъятию.

Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.

Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ При добровольном отказе

(ст.53 ЗК РФ)

При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ)
Инициатор прекращения собственник административный орган
Основание прекращения заявление о добровольном отказе неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства
Кто выносит решение о прекращении исполнительный комитет местной администрации судебный орган
Перечень документов
  • заявление;
  • решение о выделении участка;
  • план межевания;
  • кадастровый паспорт;
  • государственный акт на право пользования
  • заявление о государственной регистрации прекращения БП;
  • копия решения об изъятии;
  • или копия вступившего в законную силу судебного акта об изъятии
Срок рассмотрения 30 дней с даты подачи документов в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу
Действия уполномоченного органа
  • регистрация заявления;
  • подготовка проекта прекращения права;
  • согласование и подписание проекта;
  • выдача решения заявителю
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии
Особенности административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела
  • такой порядок не применяется к участкам являющимися собственностью федерации и безвозмездно переданной муниципалитету либо субъекту РФ;
  • решение об изъятии может быть обжаловано в суде


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *