Порядок заполнения карточек учета работы шин и АКБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок заполнения карточек учета работы шин и АКБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Карточку открывают в единственном экземпляре на каждую шину, установленную на автомобиль. Этим занимается техслужба автотранспортного отдела компании. Документ ведут с момента установки шины до выхода ее из строя.

Форма была утверждена Минсельхозом, а именно приказом от 16 мая 2003 года №750 и согласована Госкомстатом. Некоторое время все унифицированные формы были обязательными к применению. После выхода ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ с начала 2013 года данные бланки были переведены в разряд рекомендованных к использованию. Таким образом, руководство компаний с отделом бухгалтерии вправе сами решать, какими формами будут оформлять хозяйственные операции: унифицированными или разработанными самостоятельно.

К сведению! Свое решение организация должна зафиксировать в учетной политике. Это делается посредством издания приказа руководителя.

Любой первичный учетный документ должен включать обязательные реквизиты, чтобы считаться действительным. Поэтому при разработке своих бланков компании должны это учесть. Список реквизитов доступен в п. 2 ст. 9 ФЗ №402-ФЗ (О бухучете).

Основные пункты документа

Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.

Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:

  • технические характеристики детали: название колес, для которых она предназначена, номер, дата изготовления, компания-изготовитель;
  • данные транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, за которым она закреплена;
  • Ф.И.О. и паспортные данные водителя, управляющего данным автомобилем;
  • ежемесячная отметка о пробеге транспорта и, соответственно, автошины. Также указывается и общий пробег;
  • степень изношенности детали. Здесь указывается остаточная высота рисунка проектора, появившиеся дефекты;
  • техническое состояние детали. В случае установки уже используемых шин, прописывается их пробег. Также делается отметка об имеющихся дефектах и повреждениях. Если автошина нуждается в ремонте, эта информация также заносится в бланк, с указанием выводов экспертной комиссии.

В каком случае автошина подлежит списанию

Контроль работы шин помогает определить момент, когда ее можно списать. Делается это только в случае полной ее непригодности к дальнейшей эксплуатации.

Причины и обстоятельства, при которых деталь подлежит замене, можно узнать из видео:

Формы контроля автошин хранятся по номеру транспорта и закрываются после ее списания.

В этой ситуации в бланк учета заносится следующая информация:

  • дата снятия шины с транспортного средства;
  • полный пробег на момент демонтажа;
  • описание причины снятия;
  • износ протектора и остаточная высота;
  • дальнейшее передвижение детали. Здесь необходимо указать подлежит ли она ремонту или восстановлению, будет ли производиться углубление рисунка протектора, или же автошина подлежит утилизации.
  • выводы комиссии.

После внесения информации в формы, бланк подписывается всеми членами экспертной группы. Это считается актом списания шины с дальнейшей эксплуатации.

При замене на ходовых колесах рабочей шины на запасную водитель обязан сообщить ответственному за учет работы шин дату замены, заводской номер замененной шины и показания спидометра. Эти данные фиксируются в карточках учета работы рабочей и запасной шин. Запрещено определять пробег каждой шины путем деления общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля, включая запасную. Указанный способ приводит к начислению пробега на неработающие шины и неправильному определению фактического пробега каждой шины.

Кроме того, к карточке учета работы шины в графе «Техническое состояние шин при установке» следует отражать описание ее технического состояния, в том числе данные о дефектах, характере и размере повреждений. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке.

При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета ее работы подписывается членами комиссии и закрывается. В таком случае карточка учета является актом списания шины.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.

Читайте также:  Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Шины, пригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, не подлежат снятию с эксплуатации и сдаче на восстановление или в утиль. Так, снятие зимних шин в связи с заменой их на летние не влечет за собой списания их с учета. Все шины имеют определенный ресурс пробега и только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины могут быть списаны.

Отражение в бухгалтерском учете

В качестве запасных частей шины подлежат учету в составе прочих материальных запасов на счете 105.Х6. При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию отражается их списание со счета 105.Х6.

Одновременно формируется бухгалтерская запись по принятию к забалансовому учету на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Дальнейший учет шин, выданных в эксплуатацию, вплоть до их фактического выбытия осуществляется на забалансовом счете 09 по фактической стоимости. В случае, когда стоимость шин неизвестна (шины приобретены (безвозмездно получены) вместе с автомобилем), их учет на забалансовом счете 09 ведется в условной оценке: 1 шина – 1 руб., или по количеству.

В программном продукте «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0, операции по поступлению, внутреннему перемещению и списанию автошин на забалансовом счете 09 отражаются соответствующими типовыми документами раздел главного меню «Материальные запасы», пункт «Материалы на забалансовых счетах».

Карточку открывают в единственном экземпляре на каждую шину, установленную на автомобиль. Этим занимается техслужба автотранспортного отдела компании. Документ ведут с момента установки шины до выхода ее из строя.

В карточке отмечают каждую шину, закрепленную за автомобилем или прицепом и шоферами, которые на них работают. Учет ведется по наименованию положения колес (в карточке обозначены шифром), компании-производителю, датам и т.д.

Сотрудник, отвечающий за ведение карточки, должен описать техническое состояние шины (дефекты, размер повреждений). Для объектов, которые были в эксплуатации, нужно указать в документе их бывший пробег. Фактический пробег по каждой шине следует вносить ежемесячно.

К сведению! Если шина подверглась ремонту, то запись данных о ней продолжается в карточке.

Если водитель во время работы поменял неисправную шину на запасную, то об этом он должен уведомить ответственного за учет шин работника. Все данные о новой шине он укажет в карточке.

При пригодности шин они не должны сдаваться на утилизацию или восстановление. Если объекты были сняты с эксплуатации, то все сведения надо отметить в карточке: пробег, день демонтажа, основания для снятия шины, остаточную высоту рисунка протектора и т.д. Шины, которые поступили после восстановления, вносят в новые карточки.

Если шины поступили после углубления рисунка протектора нарезкой, то их пробег будет отсчитываться с нуля в прежней карточке. В случае обезличенной нарезки требуется открыть на них новую карточку учета.

Внимание! Закрывать карточку следует после списания шин на утилизацию. Нужно будет указать заключение комиссии.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;

  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;

  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила № АЭ 001-04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609);

  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001-04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н[1]).

Читайте также:  Как поменять руководителя юридического лица в 2022 году?

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н[2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражены расчеты по приобретению автошин…

…в безналичном порядке

1) без авансирования по контракту

1 302 34 830

1 304 05 340

0 302 34 830

0 201 11 610

0 302 34 000

0 201 11 000

2) при авансировании по контракту

1 206 34 560

1 302 34 830

1 304 05 340

1 206 34 660

0 206 34 560

0 302 34 830

0 201 11 610

0 206 34 660

0 206 34 000

0 302 34 000

0 201 11 000

0 206 34 000

…наличными деньгами

1 208 34 560

1 201 34 610

0 208 34 560

0 201 34 610

0 208 34 000

0 201 34 000

Сформирована фактическая стоимость автошин, приобретенных…

…у поставщика

1 106 34 340

1 302 хх 730

0 106 34 340

0 302 хх 730

0 106 34 000

0 302 хх 000

…через подотчетное лицо

1 106 34 340

1 208 хх 660

0 106 34 340

0 208 хх 660

0 106 34 000

0 208 хх 000

Приняты к учету автошины…

…по фактической стоимости

1 105 36 340

1 106 34 340

0 105 36 340

0 106 34 340

0 105 36 000

0 106 34 000

…по стоимости приобретения (при отсутствии дополнительных расходов)

1 105 36 340

1 302 34 730

1 208 34 660

0 105 36 340

0 302 34 730

0 208 34 660

0 105 36 000

0 302 34 000

0 208 34 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Основные пункты документа

Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.

Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:

  • технические характеристики детали: название колес, для которых она предназначена, номер, дата изготовления, компания-изготовитель;
  • данные транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, за которым она закреплена;
  • Ф.И.О. и паспортные данные водителя, управляющего данным автомобилем;
  • ежемесячная отметка о пробеге транспорта и, соответственно, автошины. Также указывается и общий пробег;
  • степень изношенности детали. Здесь указывается остаточная высота рисунка проектора, появившиеся дефекты;
  • техническое состояние детали. В случае установки уже используемых шин, прописывается их пробег. Также делается отметка об имеющихся дефектах и повреждениях. Если автошина нуждается в ремонте, эта информация также заносится в бланк, с указанием выводов экспертной комиссии.

Важно! После проведенных ремонтных работ и устранения неполадок, контроль работы автошины продолжается по той же карточке.

​В случае замены водитель обязан передать ответственному лицу, осуществляющему заполнение формы, данные списанной и установленной детали. Здесь же указывается причина и дата замены.

Заполнение карточки учета работы автомобильной шины

При разработке этих правил учреждения могут воспользоваться основными положениями по учету автомобильных шин, изложенными в Правилах N АЭ 001-04, или разработать их самостоятельно. Поэтому организация учета автомобильных шин будет зависеть от той методики, которую утвердит учреждение.

Если учреждение не утруждает себя разработкой самостоятельных правил учета автомобильных шин, а использует положения Правил N АЭ 001-04, нелишним будет напомнить их основные моменты.

Читайте также:  Правила провоза ручной клади на рейсах «Аэрофлота»

Данные Правила указывают, что учреждения должны на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводить карточку учета ее работы.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации

Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).

Проводки по списанию непригодных автошин Наименование операции Сумма (руб.)
КТ заб. сч. 09 Списание с заб. сч. 5 000
ДТ заб. сч. 02 Принятие к учету до сдачи в утиль 4
КТ заб. сч. 02 Списание с заб. учета 4
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 Оприходование 1000
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 Сдача в утиль 1000
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 Прибыль от утилизации 1000

Учет автомобильных шин

Мерседес- /01.03.2004//2004 г.:/3,0 мм //Петров / /Бенц 300///————————–—————//// /SLK5005 МI///март -/ 5,5 //// ////5,5///// ////————————+—————//// ////апрель -/ 10,6//// ////5,1///// /——————————+——————————+——————+————————+—————+———————+———————+———————/ Ответственный за учет работы шиныИванов(Подпись) Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации Председатель комиссии Члены комиссии Примечание. Карточкаучетазаводитсянакаждуюшину,поступившуюв автопредприятие с указанием ее стоимости. Заполнение всех граф карточки обязательно. Датаипричиныснятияшинысавтомобиля указываются после снятияшиныпокаким-либо причинам (выход из строя, необходимость ремонта, установка на другой автомобиль и т.п.).

Заключение комиссии поопределению пригодности шины к эксплуатации также записывается в карточкуприснятиишинысавтомобилядлянаправленияна восстановление или в утиль.

Основные пункты документа

Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.

Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:

  • технические характеристики детали: название колес, для которых она предназначена, номер, дата изготовления, компания-изготовитель;
  • данные транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, за которым она закреплена;
  • Ф.И.О. и паспортные данные водителя, управляющего данным автомобилем;
  • ежемесячная отметка о пробеге транспорта и, соответственно, автошины. Также указывается и общий пробег;
  • степень изношенности детали. Здесь указывается остаточная высота рисунка проектора, появившиеся дефекты;
  • техническое состояние детали. В случае установки уже используемых шин, прописывается их пробег. Также делается отметка об имеющихся дефектах и повреждениях. Если автошина нуждается в ремонте, эта информация также заносится в бланк, с указанием выводов экспертной комиссии.

Важно! После проведенных ремонтных работ и устранения неполадок, контроль работы автошины продолжается по той же карточке.

​В случае замены водитель обязан передать ответственному лицу, осуществляющему заполнение формы, данные списанной и установленной детали. Здесь же указывается причина и дата замены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *