Порядок исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Проверки уголовно-исполнительной инспекции

Контроль над своевременностью удержаний и переводов в бюджет государства осуществляет уголовно-исполнительная инспекция. К этому процессу они могут дополнительно привлекать финансовые и налоговые службы. Проходят проверки не реже, чем раз в полгода. Если срок наказания менее шести месяцев, то не менее одного раза на протяжении всего наказания.

Инспекция обязана проверить:

  • Правильность и своевременность удержания и перевода денежных средств из зарплаты осуждённого в пользу государства.
  • Соответствие расчётов заработной платы с фактической оплатой труда приговорённого.
  • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника, согласование с его работодателем.
  • Информацию о причинах пропуска рабочих дней.
  • Информацию о нарушениях, которые допустил приговорённый, о санкциях и поощрениях к нему, поступление этих сведений в оперативном порядке от работодателя.
  • Сведения о переводе работника на другую должность или его увольнении.
  • Проведение работодателем воспитательной беседы, контроль над его поведением.

Как правило, исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы (ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительный кодекс РФ, далее — УИК РФ).

Лицам, не имеющим основного места работы, объект работ определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (далее — УИИ), но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 39 УИК РФ).

В соответствии с п. 70 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 20.05.2009 № 142 (далее – Инструкция) при определении осужденному места отбывания наказания инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, состояние здоровья, профессию и другие обстоятельства. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы (ч. 4 ст. 40 УИК РФ).

Соблюдение условий отбывания наказания и исполнение требований приговора организацией, в которой работает осужденный, контролируют УИИ (ч. 1 ст. 39 УИК РФ).

Началом срока отбывания исправительных работ (ч. 2 ст. 42 УИК РФ) является:

— для осужденных, имеющих основное место работы, — день получения работодателем соответствующих документов из УИИ;

— для осужденных, не имеющих основного места работы, — день выхода на работу.

Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его зарплаты производились удержания. При этом в каждом месяце установленного срока наказания должны быть отработаны все рабочие дни. Если же какие-то дни работник не работал и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, то исправительные работы продолжаются до полной отработки положенного количества дней (ч. 1 ст. 42 УИК РФ).

Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляют исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК РФ).

Обратите внимание: время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается (ч. 3 ст. 42 УИК РФ).

После того как инспекция, занимающаяся исполнением наказаний, получит из суда копию решения и распоряжение о том, что осужденный приговорен к принудительному труду, она не позднее 30-ти дней должна направить документы на предприятие, где работает осужденный. Об этом гласит закон. В том случае, если осужденный нигде не работал до вынесения в отношении него приговора, он будет направлен для осуществления принудительного труда на то предприятие, на которое его определит местная администрация. Данный вопрос обязательно должен быть согласован с инспекцией.

Кроме того, осужденный ставится на учет в органе, осуществляющем контроль за исполнением наказаний. В суд, вынесший приговор, направляется извещение о том, что данный процессуальный акт принят к исполнению. После этого осужденного вызывают в инспекцию с документами, которые подтверждают его личность. Виновному должны быть разъяснены все его права и обязанности, а также порядок отбытия им наказания. А также лицу выдается предписание с условиями, которые необходимо соблюдать.

Сотрудники правоохранительных органов должны наблюдать за осужденным и проверять его по месту проживания и на работе.

Как и всем остальным гражданам, трудящимся на предприятии, осужденным к наказанию в виде работ, направленных на их исправление, выплачивается зарплата. Только из дохода осужденного производятся удержания в сумме от пяти до двадцати процентов в доход государства. Это прописывается в приговоре суда. Данные суммы уплачиваются руководителем организации весь период отбытия осужденным наказания. Они не зависят от долговых обязательств лица по исполнительным листам.

Кроме того, руководитель организации, а также сам виновный могут обращаться в судебный орган с заявлением о снижении размера удержаний в связи с плохим материальным положением последнего. В том случае, если приговор суда был отменен или изменен, денежные средства, которые были излишне удержаны с осужденного, должны вернуть ему обратно.

Условия и порядок отбывания исправительных работ


Порядок исполнения данного вида наказания регулируется положениями главы 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК). В соответствии со ст. 39 УИК РФ лица, которых суд признал виновными в совершении преступных деяний, подлежат направлению уголовно-исполнительными инспекциями к месту несения наказания. Это должно произойти в течение 30 суток с момента получения инспекцией документа, содержащего судебное распоряжение, и копии обвинительного приговора.

В полномочия и обязанности этих инспекций входят:

  • осуществление учета лиц, в отношении которых начал действие обвинительный приговор;
  • проведение бесед с осужденными в целях разъяснения им порядка и условий отбывания определенного судом наказания;
  • организация контроля над осужденными;
  • проверка исполнения администрацией предприятия или учреждения, в которое гражданин направлен для отбывания наказания, требований вынесенного приговора;
  • организация проведения воспитательных мероприятий с участием осужденного;
  • в случае необходимости привлекать полицейских в целях обеспечения контроля поведения отбывающих наказание;
  • постановка вопроса о переносе места отбывания исправительных работ посредством обращения к властям муниципального образования;
  • принятие мер для организации принудительного привода гражданина, не прибывшего по вызову или для регистрации (если при этом не установлено уважительных причин);
  • обеспечение проведения первичных мероприятий, направленных на розыск правонарушителя;
  • сбор необходимых материалов, касающихся осужденных, место пребывания которых определить невозможно, для последующей передачи в уполномоченный орган.

Условия отбывания исправительных работ регламентируются ст. 40 УИК РФ. Ее положениями предусмотрено, что на осужденного возлагаются обязанности:

  • добросовестно исполнять возложенные на него трудовые функции;
  • своевременно прибывать в уголовно-исполнительную инспекцию по каждому ее вызову;
  • гражданин, пока наказание им не отбыто в полном объеме, не может уволиться из организации по своему желанию. В определенных случаях такое увольнение возможно, но для этого необходимо получить письменное согласие от инспекции. Разрешение на прекращение трудовых отношений может быть получено по результатам проведения проверки, определяющей обоснованность этого действия. В случае отказа должны быть приведены мотивы такого решения. Осужденный может его оспорить, подав мотивированную жалобу в инспекцию или обратившись в суд;
  • оформиться на работу по предложенной должности. Отказаться от нее он не вправе;
  • в случае перехода на иную работу или переезда в другое место проживания на гражданина возлагается обязанность донести сведения об этом до инспекции в течение 10 суток.
Читайте также:  Повышение государственных социальных пособий с 01.01.2022

Осужденный может ежегодно получать по месту исполнения приговора оплачиваемый отпуск, длительность которого составляет 18 рабочих дней. Он оформляется решением администрации организации после предварительного согласования с инспекцией. Все прочие отпуска предоставляются согласно нормам ТК РФ.

Организация материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы является одним из важнейших условий эффективного применения к ним средств исправления.

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных представляет собой совокупность социально-правовых мер, направленных на создание условий для нормальной жизнедеятельности осужденных и удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании. Налаженный быт и лечение в исправительных учреждениях оказывают существенное влияние на процесс исправления осужденных.

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями УИК РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 г. №51473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», нормативными правовыми актами Правительства РФ, межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям: 1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий; 2) обеспечение питанием; 3) снабжение вещевым имуществом. Создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий является одной из главных обязанностей администрации исправительных учреждений.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2 м2, в тюрьмах – 2,5 м2, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, – 3 м2, в воспитательных колониях – 3,5 м2, в лечебных исправительных учреждениях – 3 м2, в лечебно-профилактических учреждениях УИС – 5 м2.

Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения должны отвечать правилам санитарии и гигиены, иметь отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение, быть радиофицированными, температура в них в холодное время должна поддерживаться не ниже 18 – 20°С. Для соблюдения осужденным чистоты и гигиены жилые помещения имеют необходимое санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для хранения продуктов питания и др.

В целях создания нормальных коммунально-бытовых условий в жилой зоне исправительных учреждений размещаются кухня-столовая, баня, парикмахерская, прачечная с дезинфекционной камерой, мастерские по ремонту обуви и одежды, камера для хранения личных вещей, сушилка и другие коммунально-бытовые объекты.

Другим направлением материально-бытового обеспечения осужденных в местах лишения свободы является обеспечение их питанием, достаточным для нормальной жизнедеятельности организма. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время».

Эти нормы дифференцируются в зависимости от пола и возраста осужденных и характера выполняемой работы. Такой порядок связан с разным уровнем энергозатрат человека в разном возрасте и при выполнении различных видов работ. Осужденным к лишению свободы предоставляется ежедневное трехразовое питание согласно минимальной норме. Так, в сутки им положено: хлеба ржаного – 300 г (женщинам – 200 г), хлеба пшеничного – 250 г, муки пшеничной 2-госорта – 5 г, крупы разной – 100г(женщинам – 90 г), макаронных изделий – 30 г, мяса – 90 г, рыбы – 100 г, жиров и маргарина – 35 г (женщинам – 30 г), масла растительного – 20 г, молока коровьего – 100 мл, яиц куриных – 2 шт. в неделю, сахара – 30 г, чая натурального – 1 г, соли – 20 г (женщинам – 15 г), картофеля – 550 г (женщинам – 500 г), овощей – 250 г, лаврового листа – 0,1 г, томатной пасты – 3 г, горчичного порошка – 0,2 г, муки соевой – 10 г, киселей сухих витаминизированных – 25 г или фруктов сушеных – 10 г. Осужденные, работающие на производствах с тяжелыми или вредными условиями труда, получают питание повышенной суммарной калорийности. Им полагается на 50 г больше пшеничного и ржаного хлеба, картофеля и овощей, на 40 г – мяса, на 20 г – крупы, макаронных изделий и рыбы и др.

На работах с вредными условиями труда, где предусматривается профилактическое питание, осужденным выдается бесплатно в дни работы дополнительно молоко либо иные продукты. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

Осужденным беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним, а также больным создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Третьим направлением материально-бытового обеспечения осужденных в местах лишения свободы является снабжение их вещевым имуществом. Осужденные к лишению свободы обеспечиваются постельными принадлежностями, а также бельем, одеждой, обувью и другим вещевым имуществом с учетом пола и климатических условий. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются Минюстом России.

Осужденные обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)). Так, по норме выдается на одного человека: 200 г (несовершеннолетним – 400 г) хозяйственного мыла, женщинам и несовершеннолетним также туалетного мыла соответственно 100 г и 50 г на 1 месяц, 30 г зубной пасты (порошка) на 1 месяц, 1 зубная щетка на 6 месяцев.

Уголовно-исполнительное законодательство гарантирует осужденным к лишению свободы минимальный объем материально-бытового обеспечения. При этом осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно.

Кроме того, УИК РФ предусматривает возможность получения осужденными дополнительного материально-бытового обеспечения. Так, в нем закрепляется право осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (см. подробнее 13.2, 16.2) по безналичному расчету в магазинах исправительных учреждений. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, покупать телевизоры и радиоприемники, спортинвентарь, музыкальные инструменты.

Исполнение исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции, которые ведут учет осужденных, разъясняют порядок и условия отбывания наказания и исполнения требований приговора адми­нистрации организаций, в которых работают осужденные, контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в органы служ­бы занятости для трудоустройства, применяют меры поощрения и взыска­ния, а также устанавливают обязанности и запреты, выдают разрешение на увольне­ние осужденных с работы по собственному желанию.

Читайте также:  Изменения для бухгалтера с 2023 года

Место отбывания наказания — предприятия, учреждения и организации любой формы собственности, поскольку на каждое из них распрост­раняются конституционные гарантии и положения трудового законода­тельства. Места отбывания наказания определяются органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Детально правовое положение и функции инспекции по исполнению наказания в виде исправитель­ных работ регламентированы в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729.

Обращение к исполнению приговора, определения или постанов­ления возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения дела из кас­сационной инстанции суд направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора в уголовно-исполнительную ин­спекцию по месту жительства осужденного.

Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в силе, прилагается справ­ка о вступлении приговора в законную силу.

Исполнение наказания в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении при­говора и копий приговора, определения, постановления суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Пер­сональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержа­ний из заработной платы, своевременным снятием с учета по осно­ваниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими наказание установлено четыре основных вида их персонального учета[13].

Осужденные, в отношении которых исполняется наказание, на­ходятся на оперативном учете. Это касается основной массы лиц, от­бывание наказания которыми осуществляется нормально.

На предварительном учете состоят лица, которые не работают. К их числу относятся не поступившие на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет; уволенные с места прежней работы и не по­ступившие на новую работу в течение такого же срока; не работающие без уважительных причин, а также лица, в отношении которых ве­дутся первоначальные действия с целью розыска.

На контрольном учете состоят лица, не работающие или уволен­ные с работы — до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания наказания; выехавшие на терри­торию, обслуживаемую другой инспекцией, — до получения под­тверждения о прибытии направленного туда личного дела; лица, на­ходящиеся под стражей в порядке меры пресечения по другому делу, а также отбывающие арест или исправительные работы в качестве мер административного воздействия; осужденные, которым предо­ставлена отсрочка исполнения приговора; лица, направленные на ме­дицинское освидетельствование для определения трудоспособности или наличия хронической душевной или иной тяжкой болезни, а также признанные нетрудоспособными, инвалидами I или II групп, страдающие хронической душевной или иной тяжкой болезнью, в от­ношении которых в суд направлены представления о замене наказа­ния более мягким (ч. 7 ст. 175 УИК) или об освобождении от нака­зания (ст. 81 УК, ч. 5 и 6 ст. 175 УИК).

Наконец, на учете разыскиваемых состоят скрывшиеся лица, материалы в отношении которых переданы в аппараты уголовного ро­зыска в связи с тем, что первоначальные розыскные действия, про­водившиеся инспекцией, к успеху не привели.

Одна из важнейших обязанностей инспекций — контроль за трудоустройством осужденного.

Закон определяет, что срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его зарплаты производились удержания[14].

Течение срока отбывания наказания начинается со дня получения организацией, где работает осужденный, предписания инспекции и приговора суда. С этого дня из заработной платы осужденного долж­ны производиться удержания. Если он в момент получения предпи­сания находится в отпуске, началом срока отбывания наказания будет день, когда он приступил к работе и из его заработка начали произ­водить удержания.

При исчислении срока отбывания наказания следует иметь в виду, что осужденный обязан отработать в течение месяца не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц в соответствии с ус­тановленным графиком работы. Если он проработал в данном месяце большее количество рабочих дней, то все равно в срок отбывания наказания засчитывается один месяц, но из заработка за дни, прора­ботанные сверх нормы, удержания по приговору суда не производят­ся. Если же отработанное количество рабочих дней м��ньше установ­ленного и нет оснований для включения недостающих дней в срок наказания, то этот срок продлевается до полного отбытия наказания. Поэтому фактический календарный срок не может быть меньше на­значенного, но может превышать назначенный судом срок наказания.

В срок отбывания наказания в виде исправительных работ, кроме тех дней, когда осужденный работал и из его заработка производились удержания, засчиты­ваются дни, когда он не работал по уважительным причинам и получал заработную плату. Это касается времени отпуска — основного и дополнительного, исполнения государственных или общественных обязанностей (например, обязанностей свидетеля, вызванного к сле­дователю или в суд), периода болезни, ухода за больным. Засчиты­вается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Естественно, что все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Время, проведенное под стражей по данному делу, засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправи­тельных работ.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время болезни, вы­званной опьянением или действиями, связанными с опьянением, а также время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ либо время заключения под стражу в по­рядке меры пресечения по другому делу[15].

Что касается отпуска по беременности и родам, то представление соответствующего медицинского документа служит основанием для постановки перед судом вопроса о предоставлении осужденной от­срочки отбывания наказания в порядке ст. 82 УК. При длительной (свыше четырех месяцев) болезни осужденного уголовно-исполнительная инспекция направляет представление в суд о предоставлении ему отсрочки исполнения приговора или об освобождении от наказания.

Одна из важных функций инспекций заключается в контроле за правильностью удержаний. Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы по основному месту работы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными сис­темами оплаты труда и не носящих характера единовременного по­ощрения. Не имеют значения периодичность выплаты премий и ис­точники финансирования. Из суммы заработка не исключаются на­логи и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осуж­денному по исполнительным документам.

Удержания не должны производиться из пенсий и пособий, по­лучаемых в порядке социального обеспечения и социального страхо­вания, а также из выплат, в том числе премий, единовременного ха­рактера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не яв­ляющихся заработной платой.

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде, удержания производятся с учетом натуральной части зара­ботной платы.

РАСЧЕТНЫЕ СВЕДЕНИЯ о работе осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, и произведенных удержаниях из их заработной платы

N п/п

Фамилия и инициалы осужденного

За какой месяц года произведено удержание

Количество рабочих дней (часов) по графику

Количество фактически отработанных рабочих дней (часов)

Количество неотработанных рабочих дней (часов) по датам и причины

Сумма начисленной заработной платы

Удержанная и перечисленная сумма из заработной платы

Дата перечисления удержаний и номер платежного поручения

Гарипов Антон Петрович

01

17

14

20.01.2014 — 22.01.2014 временная нетрудоспособность

18 000,00

2700,00

05.02.2014 N 14

Особенности трудовых отношений с осужденными к исправительным работам

Просить об облегчении оставшейся части может сам приговоренный к лишению свободы гражданин, его адвокат или законный представитель.

Последовательность шагов:

  • проситель самостоятельно (редко) или совместно с юристом готовит прошение о смягчении применимых санкций на остаток срока;
  • при наличии фактов, облегчающих принятие судебной инстанцией положительного решения, адвокат собирает необходимые документы, готовит заверенные копии;
  • сторона заявителя готовит ходатайство, получает подпись просителя и передает их в администрацию колонии;
  • руководство исправительного учреждения составляет характеристику на заключенного.
Читайте также:  Как оспорить дарение недвижимости

Прошение, полученное от адвоката, должно быть передано в судебную инстанцию не позднее, чем через 10 дней после поступления в администрацию ИК. Суд вправе запрашивать дополнительные бумаги, необходимые для рассмотрения запроса и вынесения вердикта.

Если руководство колонии не подготовило к моменту передачи документов в суд рекомендательное письмо на заключенного, отбывающего наказание, суд высылает в учреждение обязательный запрос.

О дне заседания уведомляются все заинтересованные стороны, включая осужденного, который может просить о своем очном участии.

Порядок рассмотрения запросов, относящихся к исполнению судебного решения в отношении преступника, регулируется ст.399 УПК.

С учетом судебной практики, Постановлений Пленума ВС РФ по вопросам УДО и смягчения наказания и статистики рассмотрения дел судами рекомендуется учитывать следующие нюансы:

  1. При рассмотрении ходатайства о замене наказания более мягким суд не должен оценивать тяжесть совершенного деяния, так как такая оценка была произведена при вынесении приговора. Тяжесть содеянного влияет на долю срока, которую необходимо отбыть для того, чтобы получить право прошения;
  2. Согласно рекомендациям высшей судебной инстанции наличии взысканий во время отбытия первой части заключения само по себе не может быть основанием для отказа. Суд должен рассматривать конкретные обстоятельства вынесения взысканий и характер каждого нарушения, приведшего к санкциям во время пребывания в тюрьме;
  3. Полное возмещение вреда, нанесенного жертве противоправных действий заявителя не является необходимым условием для положительного решения. Проситель (его представители) должны доказать, что предприняты все возможные действий для погашения задолженности перед потерпевшим.

Если после подачи заявление гражданин был переведен в другое исправительное учреждение, вопрос должен быть в кратчайший срок передан на рассмотрение в районный суд по новому адресу. Обязанность по пересылке материалов возлагается на судебную инстанцию.

Согласно нормам и статьям действующего законодательства, не существует никаких предусмотренных критериев, согласно с соответствием с которыми органы управления на местах определяют те места и объекты, на территории которых гражданину в качестве основного наказания необходимо отбывать и работать на работах исправительного характера. Этот момент регламентирован действующими определениями ВАС России, а именно ВАС №5273/12 от 27.04.2012.

В процессе определения гражданина, совершившего правонарушение и отбывающего наказание в качестве ИТР взамен срока отбывания наказания, соответствующей подведомственной инспекцией в обязательном порядке должно быть учтено то правонарушение, за которое человек был осужден на отбывание наказания в качестве ИТР.

Фактически алгоритм процессов трудоустройства гражданина, который отбывает наказание в качестве ИТР, выглядит так:

  1. УИИ выдает человеку соответствующее предписание о том, что ему необходимо явиться в какую-либо организацию для того, чтобы отбыть наказание в качестве выполнения исправительных трудовых работ;
  2. Осужденный получает это предписание под личную роспись, а после этого передает это предписание непосредственно юридическому лицу, которое будет принимать его на работу;
  3. После этого в компании принимается решение относительно того, будет ли осужденный работать. Если же нет, компания принимает решение об отказе от услуг этого работника. Вне зависимости от ответа, компания или ее наделенный соответствующими полномочиями представитель обязан заполнить отрывной талон согласно образцу для дальнейшей его передачи непосредственно УИИ;
  4. В том случае, если компания согласно на то, чтобы принять к себе на работу человека, УИИ должен будет отправить в эту организацию по ее адресу регистрации соответствующее извещение, в котором, помимо всего прочего, будет также копия приговора судебного делопроизводства по данном вопросу. В этом приговоре, который, в зависимости от ситуации, может быть не только приговором, но и проставлением или же определением, также в обязательном порядке должны быть указаны все сроки работ, а также все финансовые вычеты из зарплаты работника в рамках его работы в компании;
  5. В отрывном талоне, если компания принимает работника на работу, указывается подтверждение персонально для УИИ. В этом подтверждении указывается не только дата приема на работу, но также и такие данные и информация, как должность этого работника и приказ, согласно которому его приняли на работу в данной компании.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что даже в случае согласия компании и расторопности УИИ процесс официального трудоустройства гражданина на рабочее место будет сильно затянут.

Ведь даже на то, чтобы извещение дошло до работника, компании и УИИ, уйдет большое количество времени.

В тех же случаях, когда возникают вопросы со сроками, отбыванием, условиями или другими темами, которые касаются ИТР, рекомендуется обратиться к помощи адвоката.

В большинстве случаев именно квалифицированная и компетентная помощь адвоката способна помочь работнику решить все вопросы, а также, в случае необходимости, восстановить свои права на рабочем месте в рамках той компании, в которой он будет работать и отбывать сроки наказания за совершенное правонарушение.

Все вопросы, которые касаются сроков исчисления работ, а также тех моментов, при которых отбывается наказание, можно решить как самостоятельно с УИИ или же с компанией-работодателем, так и при помощи адвоката, который в данном случае должен иметь соответствующий стаж, опыт, а также соответствующую квалификацию в данной сфере деятельности.

Стоит отметить, что сам факт отбытия заключенным установленной части срока лишения свободы сам по себе не влечет за собой замену на наказание более мягкое. Основной фактор для возможности осужденного воспользоваться данным правом – это его хорошее поведение.

При этом современное законодательство не установило конкретные критерии, по которым поведение признается примерным.

Однако практика показывает, что существуют факторы, которые способствуют скорейшей замене наказания на более мягкое:

Кроме самого ходатайства, необходимо отправить любые документы, подтверждающие необходимость подачи ходатайства. Суд обязан поспособствовать сбору таких документов.

Ходатайство о замене лишения свободы на более мягкий вид наказания можно подать даже тогда, когда ранее суд отказал в ходатайстве на уголовно-досрочное освобождение (УДО).

Таким образом, к ходатайству следует прикрепить следующие документы:

Теперь думаю необходимо более детально остановиться именно о порядке замены неотбытой части наказания на более мягкую, для этого необходимо осуществить рад этапов (шагов);

  1. Сбор характеризующей информации на осужденного, данные сведения необходимы для подтверждение его социальной адаптации и готовности вернутся в общество. О них подробнее чуть позже;
  2. Подготовка ходатайства о замене неотбытой части наказания. В данном случае форма ходатайства стандартна в части необходимых доводов указано ниже.
  3. Подача ходатайства, в данном случае порядок подачи зависит от лица, подающего данное ходатайство, если подача осуществляется непосредственно осужденным, то в данном случае указанный документ подается непосредственно в администрацию исправительного учреждения. Если данным дело занимается защитник, он может направить материалы непосредственно в суд.
  4. Заседание комиссии исправительного учреждения по поданному ходатайству. В данном случае данная комиссия собирается вне зависимости от инициатора замены неотбытой части наказания. По результатам заседания выносится заключение о необходимости или отсутствие необходимости удовлетворения ходатайства. После чего материалы в отношении осужденного направляются в суд.
  5. Судебное заседание. После получения судом ходатайства защитника, либо материалов из исправительного учреждения судом назначается время слушанья данного дела. В ходе судебного разбирательства с обязательным участием сотрудника органов прокуратуры на основании представленных материалов стороной защиты, материалов и заключения исправительного учреждения, а также мнения прокурора судом принимается решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства осужденного.
  6. Обжалование судебного акта в случае необходимости. Если судом отказано в ходатайстве осужденный или его защитник вправе обжаловать данное решение в вышестоящую судебную инстанцию в апелляционном, а затем и в кассационном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *