Рейтинг безопасных схем по налоговой оптимизации 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рейтинг безопасных схем по налоговой оптимизации 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


База для расчёта земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на имущество платят либо по кадастровой оценке недвижимости, либо по ее среднегодовой стоимости по данным бухучёта. Это зависит от категории объекта.

  • Основные изменения налогообложения в 2023 году связаны с переходом организаций и ИП на уплату единого налогового платежа. Для расчётов с бюджетом станут использовать единый налоговый счёт, с которого ФНС будет самостоятельно списывать нужные суммы. Перед перечислением денег налогоплательщики должны подавать уведомления об исчисленных налогах, взносах, сборах.
  • Из-за перехода на ЕНП меняются сроки сдачи отчётности и платежей. Общее правило таково: отчётность сдают не позже 25-го числа, а налоги, сборы, взносы перечисляют не позже 28-го числа следующего месяца.
  • Существенно изменится отчётность по работникам. Вместо разных форм СЗВ и 4-ФСС вводят единый отчёт ЕФС-1 с подразделами. В формы многих деклараций внесут технические изменения, связанные с переходом на ЕНП.
  • Страховые взносы за работников, а также ИП, глав и членов КФХ больше не будут делить на разные виды страхования. Устанавливается единый тариф страховых взносов. Для работодателей из сферы МСП это не влечёт рост налоговой нагрузки. Страхователям из крупного бизнеса придётся сложнее из-за резкого роста предельного размера базы по взносам.
  • Работать на УСН в 2023 году сможет больше компаний и ИП, потому что из-за коэффициента-дефлятора увеличены лимиты по доходам. Однако производители и продавцы ювелирных изделий утратят право на упрощёнку, АУСН и патент.

Схемы по страховым взносам

Схема №1. Замена части зарплаты выплатами, которые на облагаются налогами считается самым безопасным способом налоговой оптимизации. Вместо повышения зарплаты работодатель может компенсировать сотрудникам затраты на обучение, фитнес, лечение, платить за них проценты по кредиту, дарить подарки и прочее. Также сотрудникам может выплачиваться компенсация за задержку заработной платы. Но для этого на счетах компании должны отсутствовать деньги для ее выплаты.

Схема №2. Заключение ученического договора вместо трудового выгодно лишь в случае, если первый документ будет реальным. Данная схема работает. Но если принятый в качестве ученика сотрудник направит жалобу в ФНС, ФСС, трудовую инспекцию, то расходы от такой схемы перекроют всю выгоду.

В рекомендациях ФНС приводит сразу несколько признаков того, что организация сотрудничает с однодневками в целях получения незаконной налоговой выгоды. В частности, об этом будет свидетельствовать сложный, запутанный и повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы.

Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.

ФНС рекомендует при установлении признаков сотрудничества с однодневками незамедлительно информировать об этом следственные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Окончательные сомнения в добросовестности плательщика будут развеяны в ходе осмотра/обыска офисов и опроса/допроса сотрудников. При этом осмотры помещений будут проводить с привлечением IT-специалистов, которые смогут не допустить уничтожения улик на цифровых носителях.

К прямым уликам противоправной деятельности относят, в частности, наличие «черной» бухгалтерии, обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории.

Кроме того, в качестве отягчающего обстоятельства налоговикам рекомендуют трактовать обнаружение в офисах дебетовых карт. Карты, по мнению налоговиков, — лишнее свидетельство того, что налогоплательщик занимается незаконным обналичиванием средств.

Наличие вышеуказанных обстоятельств имеет реальную перспективу для привлечения к ответственности. Останется только доказать наличие умысла на реализацию незаконной налоговой схемы.

Как будут доказывать вину

Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки. В качестве доказательств могут быть использованы вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов. В то же самое время ФНС не допускает в целях установления виновности, в том числе наличия умысла, назначения экспертизы.

Вину организаций будут доказывать через вину их должностных лиц. В первую очередь – директора и главного бухгалтера. Если будет установлено, что эти сотрудники имели умысел на неуплату налогов, автоматически будет установлена вина самой организации. При этом организация несет ответственность исключительно за действия именно должностных лиц, а не рядовых сотрудников.

Налоговики должны будут подтвердить, что сотрудник имел полномочия на подписание документов и принятие решений, которые повлекли неуплату налогов. Для этого чиновники должны будут проверить несколько документов: штатное расписание и приказы о назначении на должность. За действия, скажем, менеджеров или секретарей компании ответственности не несут. Поэтому, если будет установлено, что виновный сотрудник не был уполномочен на совершение действий, влекущих налоговые последствия, организация ответственности не понесет.

Но такие случаи носят характер исключения. В основном в спорных делах фигурируют именно уполномоченные на совершение юридически значимых действий сотрудники (директоры и главбухи), которые действуют с вполне понятным умыслом (незаконная оптимизация налогообложения).

Поэтому ФНС рекомендует инспекторам и следователям крайне скептически относиться к разного рода стандартным отговоркам, таким, например, как:

  • неосведомленность директора о фиктивном характере документов, использованных для уменьшения налоговой базы;
  • заблуждение, обусловленное доверием главному бухгалтеру или иному лицу, ответственному за подготовку налоговых деклараций;
  • исполнение роли номинального руководителя, введенного в заблуждение «теневым» руководителем, фактически контролировавшим деятельность организации;
  • исполнение незаконного приказа или распоряжения руководителя организации.

Политика государства по выводу бизнеса из тени

На сегодняшний день государство предпринимает активные действия по выводу бизнеса из тени, улучшению администрирования и собираемости налогов. Сотрудникам ФНС уже известно большинство «серых» схем уклонения от налогов, а новые оперативно выявляются ими посредством постоянно совершенствующихся компьютерных программ (АСК «НДС-2», АИС «Налог-3»).

Кроме того, 13 июля 2017 года ФНС совместно с Минфин и Следственным комитетом выпустили методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Данные рекомендации являются подробной инструкцией для инспекторов по выявлению и доказыванию схем ухода от налогов, а также детально описывают распространенные схемы уклоненияот их уплаты:

  • применение фиктивных сделок;

  • дробление бизнеса c целью необоснованного применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот, льготных налоговых ставок;

  • подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.

Способы оптимизации налоговой нагрузки

Оптимизация налоговой нагрузки бывает нескольких вариантов, которые в свою очередь также подразделяются:

  1. Оптимизация налога на прибыль:
  • Договор комиссии или поручения вместо купли-продажи, в такой способ доступно получить отсрочку по уплате налога. Тут вы можете узнать, как правильно составить договор комиссии на реализацию товара;
  • Приобретение имущества частями, тогда распределение нагрузки на предприятие растянется на несколько лет за исключением объектов стоимостью от 40 000 рублей, в данном случае расход списывается моментально;
  • Использование амортизационной премии или повышающего коэффициента.
  1. Оптимизация на имущество:
  • Переоценка – снижение стоимости имущества уменьшит налоговые платежи;
  • Ремонтные работы вместо реконструкции – государством предусмотрено снижение налоговых обязательств на период проведения ремонта помещений;
  • Приобретение недвижимости под снос – законодательством не предусмотрено взыскания налогов с покупки зданий для перепродажи или не использующихся в дальнейшем в хозяйственных целях.
  1. Оптимизация в производстве:
  • Выплата премий вместо материальной помощи – премиальные выплаты облагаются налогом по меньшей ставке, нежели материальная помощь, с которой необходимо выполнять страховые взносы с 2011 года;
  • Средняя себестоимость вместо ФИФО – использование во время списания средне заводской цены является самым оптимальным вариантом;
  • Ремонт вместо модернизации – такие методы как модернизация и реконструкция повышают начальную стоимость имущества, так что при любом переоборудовании цехов лучше использовать ремонт, который сразу дает возможность исключать из прибыли расходы на него;
  • Нелинейный способ амортизации с минимальным сроком – амортизация должна проводится в полезный период эксплуатации имущества, при этом выполнение ее в первые ¼ срока существенно снижает налогооблагаемую базу;
  • Транспортные расходы в полном объеме вместо норм.
  1. Оптимизация при помощи упрощенки:
  • Применение региональных льгот;
  • Разделение бизнеса в пределах разума;
  • Сочетание упрощенки и ЕНВД. Как рассчитать ЕНВД для ИП – узнайте в этой статье;
  • Перевод руководителя на УСН;
  • Смена объекта налогообложения.

Какие сделки считаются подозрительными

К подозрительным с точки зрения обоснованности получения налоговой выгоды относятся следующие сделки (п. 15 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@):

  • несвойственные компании сделки, которые не соотносятся с их обычной деятельностью (например, организация, занимающаяся строительными работами, совершает крупную сделку по приобретению акций);
  • сверхрисковые сделки (например, компания дает в долг или продает с отсрочкой платежа какое-либо имущество неплатежеспособному контрагенту);
  • заведомо невыгодные для налогоплательщика сделки, совершаемые либо по цене, существенно ниже рыночной по сопоставимым сделкам, либо по чрезмерно завышенной цене;
  • сделки, совершенные без получения согласия, оговоренного в законодательстве или уставных документах организации;
  • сделки, совершенные с нарушением процедуры согласования (в частности, без проведения торгов);
  • все необычные сделки, противоречащие прежней практике работы организации (в частности, когда контрагенту передается какое-либо имущество без получения равноценного возмещения или в договоре не прописывается ответственность сторон по сделке);
  • сделки, совершенные в отсутствие документов, необходимых для оформления однородных сделок (например, когда исполнитель работ (подрядчик) не предоставляет налогоплательщику (заказчику) акт о передачи выполненных работ);
  • сделки, по которым не было реальной оплаты(например, в счет оплаты были приняты неликвидные ценные бумаги или права требования к неплатежеспособному третьему лицу);
  • сделки, по которым были нарушены права налогоплательщика, которые он не стал защищать законными способами (в частности, в тех случаях, когда кредитор не предъявляет претензии и не обращается с исковыми требованиями к должнику, просрочившему исполнение своих обязанностей по договору).
Читайте также:  Должностные обязанности сторожа

В целях настоящей статьи в первую очередь следует уточнить, что такое и чем различаются:

  • минимизация налогообложения,
  • оптимизация налогообложения,
  • налоговое планирование,
  • международное налоговое планирование.

Сразу следует оговориться, что в российском законодательстве не прописаны как категории деятельности, связанные с налогообложением,

  • ни первое,
  • ни второе,
  • ни третье,
  • ни четвертое.

Для очень многих налогоплательщиков основополагающим в такой работе является трогательный по своей наивности принцип — «все, что законом не запрещено — разрешено».

Мало того, не только в законодательстве, но и в каких-либо подзаконных актах, официальных комментариях или, хотя бы, в специальной литературе, нет единого и однозначного определения этих понятий.

В большинстве источников указывается, что «налоговое планирование» — это, практически, «оптимизация налогообложения», а «оптимизация» — то же самое, что и «минимизация».

И только в отдельных высоко профессиональных работах подчеркивается, что это различные, хотя и взаимосвязанные понятия, направленные при этом, действительно на уменьшение налогообложения.

Но в большинстве случаев, по мнению налоговых и судебных органов, все это, порознь или вместе — все равно, является «уклонением от уплаты налогов» с уголовной ответственностью в нужных случаях.

Особенно, если налоговое планирование является еще и международным — то есть с задействованием иностранных компаний, в том числе — оффшорных.

Если случаи «не нужные», и сильно повезет, то может обойтись всего лишь обвинением в «неуплате налогов» с административной ответственностью, но в отношении размеров штрафов — лучше не обольщаться.

Но особо опасными, как известно, являются сделки, которые могут классифицироваться как отмывание денежных средств.

Поэтому при проведении анализа на любые сделки с недвижимостью следует обращать повышенное внимание.

В связи с тем, что борьба с отмыванием и терроризмом в России стала национальным видом спорта, налоговым органам приходится иногда объяснять, что использование оффшорных юрисдикций в работе с недвижимостью — все же не обязательно отмывание.

А на самом деле — целью уменьшения налогообложения должно являться не противодействие требованиям налогового законодательства, следствием которого станет применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное удерживание денежных средств, (не создавая для себя неблагоприятных последствий) для их последующего использования в хозяйственной деятельности с целью дальнейшего повышения прибыльности компании, способствуя тем самым увеличению поступлений денежных средств в бюджет.

В целях улучшения понимания предлагаемых вниманию материалов и во избежание неразберихи, которой и так достаточно в налоговом законодательстве (особенно — в антиофшорных нововведениях), является целесообразным кратко сформулировать вышеназванные понятия в контексте настоящей статьи.

1.1. Минимизация налогообложения — это законное уменьшение налоговых выплат на основе правовых норм и судебной практики.

Бессмертным Постановлением Пленума упраздненного ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53 названы следующие способы уменьшения размера налоговой обязанности:

  • уменьшение налоговой базы,
  • получение налоговой выгоды,
  • применение более низкой налоговой ставки,
  • получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

При этом для всех, без исключения, способов уменьшения налогообложения являются абсолютно обязательными принципы и требования, установленные тем же Постановлением Пленума ВАС РФ, а именно:

  • принцип добросовестности налогоплательщика,
  • принцип наличия деловой цели,
  • принцип преимущества экономического смысла над юридической формой,
  • требование реальности экономической деятельности,
  • требование проявления должной осмотрительности а отношении контрагентов.

Бытует мнение, что «минимизация» и «оптимизация» — это одно и то же. На самом деле это не так, что будет показано ниже.

1.2. Оптимизация налогообложения — намного шире понятия «минимизация», так как помимо законного уменьшения налоговых выплат на основе правовых норм и судебной практики ее инструментами также могут являться:

  • Регулирование затратной части доходов. Например — сокращая долю затрат, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, трансформируя их так или иначе в учитываемые затраты, но не допуская при этом подлога документов, притворных договоров и других грубых нарушений закона.
  • Отсрочка уплаты налогов. Например, как известно, существуют методы передвижения выплаты некоторых налогов на определенный период времени без щтрафных санкций.
  • Взвешенное уменьшение сумм, уплачиваемых в бюджет из имеющихся средств. Например — неуплата штрафных санкций за неуплату налогов в установленный срок.

При этом если организация использует заемные средства и если плата за кредиты окажется больше штрафных санкций, то будет разумнее уплачивать налоги в срок и отказаться от кредитов.

А если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то будет выгоднее задержать уплату налогов, но взять большие кредиты.

Указанные и аналогичные инструменты с позиций финансового менеджмента выгодны налогоплательщику, так как денежные средства, оставаясь в распоряжении налогоплательщика более длительное время, создают, тем самым, условия для получения дополнительной прибыли.

Государство же при этом не только ничего не теряет, но даже приобретает за счет увеличения налогооблагаемой базы налогоплательщика. Таким образом, на приведенных примерах достаточно понятно видна разница между «минимизацией» и «оптимизацией».

Однако существуют схожие приемы оптимизации, которые наносят ущерб государственным интересам. В качестве такового (часто используемого, но не рекомендуемого Консалтинговой компанией ЮКТ), можно привести следующее.

Общеизвестна практика, когда для уменьшения суммы налога на прибыль искусственно завышается затратная часть дохода включением в него расходов на оплату услуг, существующих только на бумаге. Например, затраты на пресловутые маркетинговые услуги, проводимые сторонними организациями.

За такую «оптимизацию» налогоплательщики могут получить соответствующее поощрение от налоговых органов в виде непризнания таких затрат в целях налогообложения, доначисления суммы налога и взыскания штрафа.

1.3. Налоговое планирование в задаче уменьшения налогообложения является уже качественно иным уровнем подхода к этому вопросу владельцев бизнеса и соответствующих специалистов.

А именно, налоговое планирование — это наиболее емкий комплекс мер, направленный на уменьшение налогообложения.

Качественное налоговое планирование является системой последовательных действий, в основе которой находится использование различных инструментов, предусматривающих не только работу на отдельных участках налогообложения, но и постановку налогового и бухгалтерского учета, создание обновленной налоговой модели ведения всего бизнеса, одной из целей которого является получение обоснованной налоговой выгоды.

В теории и практике налогового планирования (последнее — иногда), в зависимости от масштаба деятельности, могут предусматриваться как стратегическое, так и текущее планирование.

Стратегическое планирование может предусматривать различные методы, эффективность которых находится в зависимости от степени риска.

Осуществление полномасштабного налогового планирования является целесообразным для достаточно крупных корпораций с достаточным штатом высокооплачиваемых специалистов.

В отношении предприятий среднего бизнеса налоговое планирование рекомендуется осуществлять на основе абонентского обслуживания в солидной юридической компании.

Но предприятиям малого бизнеса налоговое планирование не только не по карману, но и без надобности.

Более подробно по вопросам минимизации и оптимизации налогообложения, а также налогового планирования можно ознакомиться в аналитическом обзоре «Налоговая оптимизация без оффшоров. О чем это?»

1.4. Международное налоговое планирование (далее — Международное НП) — это деятельность (инструменты, схемы и способы) которая направлена на то, чтобы уменьшить налогообложение деятельности компании или группы компаний, работающей на мировом рынке, в соответствии с законодательством различных стран.

Как известно, и в отечественной, и в мировой практике понятия налогового и финансового планирования в их полном объеме, естественно, различаются.

Однако в Международном налогового планировании присутствуют также элементы и финансового планирования в виде международного маневрирования финансами с задействованием иностранных компаний, в том числе — оффшорных, в целях:

  • реального ведения международного бизнеса,
  • расширения арсенала инструментов уменьшения налогообложения,
  • вывода денежных средств и других активов за рубеж,
  • сохранения конфиденциальности в ведении бизнеса и управлении личным состоянием.

Какими бы не были указанные цели Международного НП, его основными инструментами всегда являются все (при необходимости) возможности указанных выше видов уменьшения налогообложения, а также использование других возможностей, свойственных только данному виду планирования и вытекающих из следующих трех факторов:

  • Различная налоговая политика в разных государствах. Является очевидным, что при получении одного и того же дохода в России и, например, в Европе или Америке — Вы уплатите существенно различающиеся суммы налогов. Таким образом, появляется возможность эффективно совершать маневренные действия, располагая субъект, который получает прибыль, в наиболее выгодном государстве (территории).
  • Организационно-правовая форма задействованных компаний. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, инвестиционный фонд, некоммерческая организация, структура без образования юридического лица и т.д. В системе мирового корпоративного права существует достаточно много организационно- правовых форм субъектов коммерческой и некоммерческой деятельности. А так как для различных форм, как правило, предусмотрены различные правила налогообложения, то в каждом конкретном случае можно выбрать ту из них, которая в данном государстве позволит получить наиболее привлекательные налоговые преимущества.
  • Форма извлечения дохода из своего бизнеса. Например, можно получать доход от компании в виде дивидендов, заработной платы, выплаты за оказание этой компании услуг, других форм выплат. Разные виды дохода при этом, зачастую, облагаются разными по величине налогами.

Таким образом, если юридически корректно перевести один вид дохода в другой, то ставка налогообложения может выгодно измениться.

Имея в виду, что в мире:

  • существует более 180 стран (не считая их территорий) с различной налоговой политикой,
  • число организационно-правовых форм можно измерять десятками,
  • а форм извлечения дохода, из которых можно выбрать оптимальную, как правило, бывает не менее двух-трех на каждую ситуацию, то, в результате, по-разному сочетая указанные три переменных фактора, можно получить множество вариантов налоговой выгоды.

Кроме того, как известно, между многими странами существуют соглашения об избежании двойного налогообложения, позволяющие не платить налог с одного дохода дважды. Эти соглашения также выгодно накладываются на описанные выше ситуации, так как существуют варианты, когда налоги, в результате, могут не уплачиваться ни там, ни там.

Разумеется, все указанное не должно превращаться в налоговую выгоду как основную цель деятельности. Наличие деловой цели и реальности экономической деятельности является обязательным.

1.5. Антиофшорное законодательство в России. Основные положения.

Особую специфику Международное НП приобрело с появлением в России антиофшорного законодательства в виде Федерального закона от 24.11.2014г. № 376-ФЗ » О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)«.

В дополнение и развитие указанного закона в форсированном порядке дополнительно вышли и были введены в действие ряд дополнительных федеральных законов и подзаконных актов.

Указанные изменения в НК РФ СМИ очень часто обозначают следующими неофициальными названиями:

  • Антиофшорный закон,
  • Закон о деофшоризации
  • Закон о КИК.
Читайте также:  Как проверить временную регистрацию по базе ФМС: на подлинность

Законом были введены новые понятия и определения, а также внесены существенные изменения в налоговое, валютное и миграционное законодательство, направленные на то, чтобы обеспечить уплату в российский бюджет налогов с прибыли иностранных компаний (в первую очередь — офшорных), контролируемых налоговыми резидентами РФ.

Так, Закон впервые:

  • Ввел механизм налогообложения прибыли КИК путем включения нераспределенной прибыли этих компаний в налоговую базу контролирующих их лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, тем самым обеспечивая обращение налоговых требований на совершенно недосягаемый ранее объект налогообложения, и установил ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей (глава 3.4 НК РФ). Достигнуто это было приравниванием прибыли КИК к доходу (прибыли) контролирующего лица (пункт 2 статьи 25.15 НК РФ).
  • Установил правила признания иностранных организаций налоговыми резидентами РФ с помощью введения в правовой обиход критерия «место управления» (статья 246.2 НК РФ);
  • Уточнил условия применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения введением правила «фактического получателя дохода» (статья 7, статья 312 НК РФ).

При этом, положения главы 3.4 НК РФ («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица») применяются при определении налоговой базы налогоплательщика по соответствующим российским налогам (НДФЛ или налогу на прибыль) в отношении прибыли КИК, начиная с периодов, начинающихся в 2015г.

Таким образом, несмотря на то, что Антиофшорный закон не запрещает российским гражданам и юридическим лицам учреждать, владеть и контролировать иностранные (в том числе — оффшорные) компании, а также получать от них прибыль, он предусматривает целый ряд обязанностей для налогоплательщиков — налоговых резидентов РФ, связанных с такой деятельностью, а также ответственность за их неисполнение.

В том числе, в соответствии с Законом о КИК и соответствующими изменениями в налоговом, валютном и миграционном законодательстве, для российских налогоплательщиков стало обязательным уведомлять налоговый орган о следующих фактах:

  • об участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%),
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица,
  • о КИК в отношении которых они являются контролирующими лицами,
  • об открытии счетов в иностранных банках, а также отчитываться о движении по ним денежных средств,
  • об имеющемся виде на жительство в иностранных государствах или ином гражданстве.

Вместе с тем ни для кого не является новостью, что Антиофшорное законодательство в том виде, в котором оно существует в настоящее время, далеко не совершенно и содержит много или недостаточно прописанных, или противоречивых положений.

Например, как это уже многократно отмечалось налогоплательщиками, так и остается непонятным, каким образом корреспондируются новые требования по налогообложению доходов физических лиц от участия в иностранных государствах с ранее установленными и неотмененными требованиями НК РФ в части налогообложения доходов, полученных от источников, расположенных за пределами РФ.

(Более подробно по данному вопросу — в статье «Закон о КИК в Налоговом кодексе — до и после»).

Оптимизация налоговой нагрузки и минимизация налоговых рисков

Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.

Руководителям и главным бухгалтерам компаний зачастую некогда следить за всеми этими нюансами, кроме того, им не всегда удается правильно оценить масштаб тех или иных новшеств и последствия их внедрения для собственного бизнеса. Однако незнание налогового законодательства и неумение правильно использовать законные методы минимизации налоговых выплат приводят к самым серьезным последствиям:

  • неэффективному ведению бизнеса;
  • наложению всевозможных штрафных санкций;
  • возникновению административной или уголовной ответственности для руководителей и собственников бизнеса.

Именно поэтому грамотное налоговое планирование, осуществленное силами профессиональных бухгалтеров аутсорсинговой компании, приобретает все большую популярность среди бизнесменов, предпочитающих вести свое дело на принципах честности и открытости.

Методы оптимизации налоговой нагрузки

Специалисты-налоговики обычно предоставляют своим клиентам план, включающий целый комплекс мер по снижению налоговой нагрузки. Они достаточно разнообразны, но наиболее эффективными следует признать:

  • правильный выбор системы налогообложения, правовой формы компании, ее юрисдикции и вида деятельности;
  • обоснованное применение налоговых ставок;
  • оптимизация налога на прибыль;
  • правильное использование налоговых льгот.

Эти, вполне законные, с точки зрения наших законодателей, методы способствуют значительному снижению налоговой нагрузки и повышению общей рентабельности бизнеса.

Снижение налоговых рисков представляет собой целый комплекс действий, которые осуществляются по нескольким направлениям:

  • снижение рисков на предприятии – оно включает ежегодную актуализацию налоговой политики компании, учет инвестиционных и управленческих рисков;
  • тесное взаимодействие с налоговыми органами – регулярная сверка налоговых расчетов, письменных запросы по особенностям правоприменения отдельных положений Налогового кодекса и иных нормативных актов;
  • регулярная работа с контрагентами компании – текущий мониторинг заключаемых договоров.

Оптимизация налогов (минимизация налоговых платежей) является одним из основных способов сокращения издержек и напрямую приводит к увеличению доходности бизнеса.

Игнорирование налоговой оптимизации может привести к непомерным налоговым платежам, либо к рискам, связанным с неуплатой налогов. Поэтому оказывая услуги по оптимизации налогообложения я помогаю сократить расходы и соответственно, повысить рентабельность Ваших инвестиций.

Существует немало способов оптимизации налогов

  • одни просты и общеизвестны

другие сложны и индивидуальны

  • одни должны быть определены до начала деятельности организации

с другими можно определиться и на стадии составления отчетности

другие могут потребовать отстаивания своей правоты в суде.

Разобраться с таким разнообразием, конечно же, можно и самостоятельно, однако оптимизируя одни налоги, зачастую забывают про налоговые последствия по другим налогам. В результате совокупная налоговая нагрузка на бизнес не изменяется, а вместо сокращения налоговых издержек следуют санкции со стороны налоговых органов. В то же время оптимальным вариантом минимизации налогов, конечно же, является анализ бизнес процесса на начальной стадии.

В этом случае проще будет проработать весь необходимый документооборот (договор, первичные учетные документы и пр. Однако и при обращении в более поздние сроки можно будет выявить имеющиеся налоговые и иные риски и определить способы их устранения.

Оптимизация налогообложения сама по себе не является правонарушением, а предназначена для стимулирования российского бизнеса.

На территории России помимо общей системы налогообложения, подразумевающей уплату НДС, налога на прибыль (либо НДФЛ) и имущественных налогов, налоговое законодательство предусматривает немало способов законной оптимизации налогообложения путем предоставления тех или иных льгот.

Планировать налогообложение желательно уже на стадии регистрации ООО или ИП. Именно при регистрации следует определиться, будет применяться общая система налогообложения, или УСН.

Для налоговой оптимизации могут применяться:

  • специальные налоговые режимы
  • нулевые ставки по НДС и налогу на прибыль
  • иные льготы прямо предусмотренные Налоговым кодексом.

Один из самых простых способов законной оптимизации налогов состоит в подборе льгот, которыми может воспользоваться организация исходя из специфики своей финансово-хозяйственной деятельности.

Однако для применения льгот организацией (или ИП) должны соблюдаться критерии, определяемые Налоговым кодексом. Если критерии не выполняются, либо такие критерии создаются искусственно — применение налоговых льгот не может считаться законным.

Зачастую, грань между законным использованием льготы и искусственным созданием условий, при которых она вроде бы возникает, четко нигде не определена. Это дает возможность налоговикам по-своему переквалифицировать сделки и, соответственно, увеличивать налоговую нагрузку проверяемых лиц.

При этом нередки случаи, когда суды поддерживают позицию налоговых органов. Следовательно, чем лучше Ваш налоговый консультант владеет налоговым законодательством (включая налоговое право), тем более оптимальный вариант он сможет Вам предложить.

Также следует учитывать, что в основе любой налоговой оптимизации должен лежать правильный документооборот, о важности которого высказываются очень редко.

Любой налоговый инспектор практически без труда отличит комплект документов полученный в процессе обычной деятельности, от комплекта, который составлен, например, в сделке с афилированной компанией. Понятно, что после этого такие операции будут проверяться особенно тщательно.

Далеко не все идеи по оптимизации налогов безупречны.

При внимательном рассмотрении с участием специалистов различных областей законодательства становится очевидным, что заложенные в основу таких «схем» операции могут быть, например, признанны сделками со взаимозависимыми лицами или вовсе ничтожными.

Для оценки всех имеющихся рисков нужна согласованная работа профессионалов в разных областях права.

При этом достаточно распространенной является ситуация, когда договор перед заключением прорабатываетс�� исключительно с юристом в области гражданского права. Однако нормы налогового законодательства в общем случае «не подчиняются» требованиям Гражданского кодекса, и поэтому совершая такую сделку, ни о какой оптимизации налогов говорить не приходится.

Чтобы обезопасить свою организацию от рисков, можно заказать проверку используемых схем оптимизации налогов (провести аудит налоговой оптимизации).

Обычно, под незаконной оптимизацией налогов подразумеваются взаимоотношения с контрагентами, которые существуют только на бумаге.

Например, Вы перечисляете исполнителю деньги за услуги, подписываете акт об оказании таких услуг, но в реалии, эти услуги Вам не оказывались, а деньги, за минусом «комиссии», тем или иным образом возвращаются в Ваш карман.

Понятно, что доказать факт не оказания услуг должны налоговики, однако судебная практика по незаконной налоговой оптимизации уже сложилась.

Чтобы признать налоговую выгоду необоснованной налоговые органы собирают все возможные доказательства того, что такая сделка не могла быть осуществлена. Если такие доказательства суд посчитает обоснованными, организации скорее всего придется уплатить все налоговые санкции.

Факторы, позволяющие признать налоговую оптимизацию незаконной, следующие:

  • Организация (Ваш контрагент) не находится по адресу заявленному в ЕГРЮЛ.
  • Руководитель и учредитель организации либо не известно где находятся, либо на допросе сообщают, что сделок не совершали и ничего не подписывали.
  • У контрагента нет персонала, автотранспорта, помещений и т.п., чтобы выполнить Ваш заказ.
  • И др.

Оптимизация налогообложения 2017 должна учитывать всю совокупность налоговых платежей уплачиваемых организацией. Поэтому для начала работы по налоговой оптимизации, необходимо получить полное представление о структуре доходов и расходов налогоплательщика.

Наиболее достоверной будет информация о компании, полученная в процессе проведения экспресс-аудита.

После аудита уже можно провести анализ всей структуры организации и сформировать предложение, по налоговой оптимизации.

Следует отметить, что при оптимизации налогообложения необходимо учитывать отдельные рекомендации налоговиков, в частности, процент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности.

Большинство схем оптимизации налоговых платежей содержат те или иные изъяны, начиная от неправильно оформленных документов и заканчивая ошибочно определяемыми объектами налогобложения (например, иногда забывают, что передача или погашение векселя — это тоже объект налогообложения).

Даже если в основе мероприятий по снижению налоговой нагрузки лежат абсолютно законные способы уменьшения налоговых платежей, то далеко не всегда можно исключить риски несоблюдения требований законодательства по причине отсутствия у разработчиков налоговой оптимизации полного представления о налоговой системе РФ. Для устранения таких рисков и служит аудит налоговой оптимизации.

Читайте также:  Как продать битую машину в столицей

Аудит налоговой оптимизации – это процесс связанный с анализом и оценкой всех возможных последствий внедрнения той или иной схемы налоговой оптимизации.

Только эксперт в области налогообложения и бухгалтерского учета в состоянии оценить всю совокупность налоговых последствий, поэтому доверять проверку оптимизации налогообложения среднестатистическому бухгалтеру практически бесполезно. Те налогооблагаемые базы, которые лежат на поверхности конечно же будут им учтены, но всегда будет оставаться риск, что налоговые последствия учтены не все.

Очень часто схема оптимизации налоговой нагрузки, предложенная руководителю или собственнику бизнеса, базируется на советах тех, кто лишь поверхностно знаком с налоговым законодательством и не может учесть всех возможных последствий.

Такой подход зачастую грешит серьезными изъянами, которые приводят к увеличению налоговых и финансовых рисков, а не к снижению нагрузки на бизнес.

Работать над вопросами оптимизации налогообложения и налогового планирования должен именно специалист, который может оценить всю совокупность налогооблагаемой базы организации, провести анализ резервов оптимизации в разрезе каждого уплачиваемого налога и грамотно оценить все возможные нюансы применения конкретных схем и методов снижения налогов.

Аудит разработанной схемы оптимизации налогообложения служит для того, чтобы оценить возникающие в процессе внедрения для предприятия риски (или их отсутствие).

Риски, которые могут повлиять на деятельность бизнеса, при проведении налоговой оптимизации, бывают трех видов:

  • риски привлечения повышенного внимания со стороны налоговых органов
  • риски увеличения налогового бремени (доначисление налогов и штрафных санкций при проверке)
  • уголовные риски для руководителя (если доказан умысел уклонения от уплаты налогов в существенных размерах)

Чуть-чуть в историю о том, как (не)применялась налоговая реконструкция после появления статьи 54.1 НК РФ

Повторимся, что налоговая реконструкция описана в статье 54.1 НК РФ, которая работает с 19 августа 2017 года. Хотя как сказать «описана»… Формулировки статьи дали инспекции возможность налоговую реконструкцию не применять. Когда эта статья появилась, мы сразу обратили внимание на этот риск.

Далее формировалась разнонаправленная судебная практика: какие-то суды применяли налоговую реконструкцию, какие-то не применяли.

Самым громким делом о налоговой реконструкции стало дело «Кузбассконсервмолоко», где суд первой инстанции налоговую реконструкцию применил, апелляция отказалась её применять, а кассация опять же применила, дав бизнесу надежду, что применение налоговой реконструкции станет обычным явлением, а не чем-то выходящим из ряда вон.

Наш комментарий об этом письме ФНС о налоговой реконструкции

Письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса РФ» является одним из самых ожидаемых документов по обобщению применения налоговой практики.

Ожидаемость этого письма налогоплательщиками обусловлена прежде всего тем, что ФНС России изменила свой подход к налоговой реконструкции, который отрицался налоговыми органами с момента принятия ст. 54.1 НК РФ.

Данным письмом ФНС России соглашается с правом налогоплательщика на налоговую реконструкцию, то есть на определение его действительных налоговых обязательств по сделке с «технической компанией», чьи документы признаны недостоверными.

Письмо систематизирует и объясняет логику налогового органа в налоговой реконструкции при различных ситуациях, что позволяет считать его полноценным методическим пособием для применения нижестоящими налоговыми органами.

Также, считаем революционным пункты письма, в котором инспекцией допускается налоговая реконструкции вычетов по НДС, если реальный поставщик по сделке этот НДС исчислил и отразил в своей налоговой отчетности. До этого, инспекция такую позицию никогда не поддерживала.

Безусловно, оптимизм от применения данного письма мы надеемся увидеть на практике, однако уже сейчас правовые подходы и рекомендации в письме дают надежду налогоплательщикам на более справедливый подход налоговых органов к определению размера действительных налоговых обязательств.

Мораторий на выездные налоговые проверки 2023

С июля 2021 года выездные налоговые проверки заменены на инспекционные визиты. Также изменения в законодательстве допускают общение с инспектором при помощи видеозвонков. Однако мораторий распространяется не на все компании: налоговые проверки не будут организованы в ООО и ИП, которые можно отнести к малому бизнесу, а также в случае, когда численность компании не превышает 200 человек. Мораторий также не распространяется на организации, которые ведут деятельность в системе образования и здравоохранения, энергетике и других социально-значимых структурах.

Тем не менее, расслабляться не стоит, поскольку изменения произошли и в части ответственности за налоговые правонарушения. Появилось больше оснований для возбуждения уголовного дела против виновных лиц. В любой момент быть организована внеплановая проверка, причинами для которой могут стать: контроль исполнения предписаний по результатам прошлой проверки, ходатайство прокуратуры, принудительная приостановка хозяйственной деятельности субъекта, грубое нарушение законодательства и другие.

Помимо этого, налоговые органы усилили контроль за кассовыми операциями, а также ведут работы по созданию межведомственной информационной базы, благодаря которой будет происходить обмен информацией между МВД, ФНС, СК.

Налоговики с особым упорством отрабатывают схемы, которые раньше помогали уходить от уплаты налогов в полном объеме. На семинаре будут разобраны эти методы и даны подробные разъяснения, почему такие схемы больше не работают, и какая ответственность наступит для должностных лиц при их выявлении.

3

Читать далее

Перевод работников на ИП – законный метод, если их бизнес реален

Инспекция обвинила общество в специальном переводе сотрудников в статус ИП с целью уклонения от уплаты налогов за них (НДФЛ и страховые взносы), а также получения права на применение УСН.

Инспекторы обратили внимание на то, что общество и предприниматели занимались одной и той же деятельностью – реализацией ГСМ. При этом «благодаря» тому, что предприниматели учитывали свои доходы обособленно, общество получило право на применение УСН.

По мнению инспекции, деятельность новоявленных бизнесменов носила формальный характер, в подтверждение чего чиновники сослались на следующее:

  • предпринимателями стали бывшие работники общества;
  • большая часть работников общества была уволена в порядке перевода к ИП;
  • служебные обязанности работников при этом фактически не изменились;
  • общество выдало беспроцентные займы предпринимателям;
  • для ведения деятельности предприниматели использовали только арендуемое у общества имущество;
  • судя по движению денежных средств на их расчетных счетах, ИП не несут общехозяйственные расходы.

В итоге ИФНС сложила доходы фирмы и предпринимателей, и получилось, что ООО утратило право на применение «упрощенки». Исходя из этого, налоговые обязательства организации были определены в соответствии с общей системой налогообложения, что повлекло доначисление налогов, пеней и штрафов.

Всего на сумму более 40 млн рублей.

Компания подала в суд, сославшись на то, что общество и ИП вели самостоятельную предпринимательскую и производственную деятельность. А именно как общество, так и ИП самостоятельно:

  • производили финансово-хозяйственные операции (от своего имени);
  • вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухучета при применении спецрежима;
  • выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом;
  • выдавали заработную плату;
  • производили оплату контрагентам;
  • проводили денежные расчеты с клиентами через ККТ;
  • оформляли надлежащими документами передачу имущества в аренду и получение оплаты.

Кроме того:

  • проверка кассовых операций и движений по расчетным счетам общества и ИП не выявила нарушений;
  • инспекция не представила доказательства того, что фактически доход ИП передавался обществу;
  • в ходе проверки не были выявлены управленческие решения общества по регулированию работы ИП.

Судьи указали, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Такая деятельность сама по себе не свидетельствует о получении налоговой выгоды.

ИФНС не доказала, что действия общества и предпринимателей были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания искусственных условий для применения благоприятной системы налогообложения путем дробления бизнеса.

Доводы инспекции о взаимозависимости сторон суды отклонили, поскольку чиновники не привели фактических данные, свидетельствующих о влиянии указанных обстоятельств на условия и результаты экономической деятельности общества и предпринимателей в целях налогообложения, на возможность в качестве последствия безусловного вменения обществу преследования цели уклонения от уплаты налогов.

Законные методы налоговой оптимизации в 2021 году

На ЕНВД и ПСН налог не зависит от фактических доходов, а определяется расчётным путем. Поэтому экономия достигается за счет уменьшения показателей, которые участвуют в расчёте.

База для начисления ЕНВД и расчёта стоимости патента — различные физические параметры бизнеса: площадь помещений, численность сотрудников, количество транспортных средств и т.п.

Поэтому для снижения суммы налога можно уменьшить эти показатели, например, провести перепланировку помещений, чтобы уменьшить площадь торгового зала или зала обслуживания, сдать временно не используемый транспорт в аренду. Используя подобные методы, нужно быть готовым к тому, что у налоговиков возникнут вопросы. Поэтому должны быть оформлены все необходимые документы: планы помещений, договора аренды и т.п.

База для расчёта земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на имущество платят либо по кадастровой оценке недвижимости, либо по ее среднегодовой стоимости по данным бухучёта. Это зависит от категории объекта.

Сэкономить на налоге можно уменьшив стоимость объекта, с которой рассчитывают налог.

Кадастровая стоимость земли и недвижимости часто бывает завышена. Закажите независимую оценку, и если выяснится завышение, обратитесь заявлением в Росреестр, либо через суд.

Если рыночная цена объекта недвижимости стала ниже учётной, то можно провести его переоценку (п. 15 ПБУ 6/01). При этом снизится стоимость основного средства, отражённая в бухучёте, а значит — уменьшится и база по налогу на имущество.

Если объект недвижимости куплен в лизинг, то к нему можно применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Остаточная стоимость при этом будет уменьшаться быстрее, а значит и налог на имущество станет меньше.

Для большинства транспортных средств налог считается на базе мощности двигателя.

Если автомобиль сильно изношен или пострадал в аварии, можно зафиксировать уменьшение мощности. Также можно снизить мощность двигателя и у нового автомобиля. Эта процедура называется дефорсированием.

В обоих случаях нужно обратиться в специализированную организацию. Затем предоставить документ об уменьшении мощности двигателя в ГИБДД, чтобы там внесли изменения в паспорт транспортного средства.

Не тратьте время на задачи, которые не приносят прибыль!

Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *