Порядок и лимит выплат по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и лимит выплат по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.

Как происходит независимая экспертиза по шагам

Процедура проведения оценки по ОСАГО после ДТП простая и включает в себя несколько основных этапов.

Правила проведения независимой экспертизы авто после ДТП:

  1. Выбор компании. Делая выбор, стоит обратить внимание на наличии лицензии и стоимость. Также немаловажную роль играют сроки. На практике компании делают оценку от 3 до 7 дней, поскольку помимо визуальных повреждений могут быть скрытые.
  2. Визит к эксперту и предоставление необходимых документов. На данном этапе происходит заключение договора и консультирование по всем вопросам.
  3. Предоставление машины, с целью проведения осмотра. Важно учитывать, что необходимо предоставить чистый авто.
  4. Расчет стоимости. Это самая ответственная часть проведения независимой экспертизы авто, в результате которой составляется акт. В документе фиксируются повреждения и стоимость ремонтных работ.
  5. Определение степени износа. Как и при судебной экспертизе по ОСАГО, после осмотра определяется процент износа транспорта и его деталей. Данное требование закреплено на законодательном уровне.
  6. Расчет УТС. Далее уполномоченный сотрудник определяет величину утери товарной стоимости.
  7. Если машина не подлежит восстановлению, то дополнительно рассчитывается процент годных остатков.
  8. По итогам проверки авто передается владельцу с документами. Помимо авто собственник получает акты и договор, в котором указаны итоги проведения независимой экспертизы авто после аварии.

Помочь с выбором могут рейтинги организаций. Только этому вопросу нужно уделить время и сравнить данные из разных источников. Рейтинг компаний от независимых экспертов по ДТП разные организации иногда пытаются изменить в свою пользу, но статистика — более-менее точная наука, поэтому на верхних позициях в основном оказываются заслуживающие доверия компании. Среди лучших оценочных фирм систематически выходят в ТОП следующие организации:

  • Паритет-Консалтинг;
  • Центр оценки авто;
  • Inhelp;
  • СКПО Авто;
  • Expert 365;
  • Независимка.Ру;
  • Атлант Оценка;
  • APEX GROUP;
  • Судебная экспертиза и оценка.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2022 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.

Что делать если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

После того как в вас въехали выясняется, что у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, то есть купленный за копейки и конечно же его нет в базе РСА. В такой ситуации вам придется взыскивать деньги с виновника ДТП, как раньше, по старинке когда не было полисов страхования.

Взыскивать деньги скорее всего придется по суду, так как добровольно возмещать ущерб, готовы не многие, а точнее подавляющее меньшинство. Но сперва необходимо получить все документы из ГИБДД, справка и определение, на основании данных документов будет ясно, кто и когда вам причинил ущерб и как только вы получите на руки данные документы, то можно двигаться дальше, то есть в сторону взыскания денег на ремонт вашего авто с виновника ДТП.

Читайте также:  Выплачиваются ли алименты с продажи квартиры?

Но для того, что бы взыскать деньги, необходимо узнать, какой же реальный размер ущерба причинен вашему авто, для этого вам необходимо обратиться в организацию проводящую независимую экспертизу авто. В таких организациях работают независимые эксперты, которые смогут посчитать какой ущерб был причинен вашему автомобилю. Стоимость такой экспертизы колеблется от 5000 до 10000 рублей, все зависит от сложности экспертизы, от количества повреждений и других моментов.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Участие виновника ДТП в экспертизе

О том, нужно ли приглашать виновника ДТП на экспертизу, уже говорилось выше. Способ уведомления законом не регламентируется, но в любом случае у инициатора процедуры должно быть подтверждение о том, что второй участник аварии был своевременно проинформирован о дате и времени проведения экспертизы. Лучше всего это сделать посредством телеграммы или заказного письма с уведомлением.

Должен ли виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе в обязательном порядке – на этот вопрос действующее законодательство ответ не дает. Следовательно, инициатор происшествия сам решает, принять приглашение или отказаться. Независимо от того, присутствует виновник аварии во время проведения исследования повреждений автомобиля или нет, за ним сохраняется законное право оспорить заключение эксперта.

Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?

Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.

Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.

Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.

Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.

Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.

Порядок проведения независимой экспертизы

Независимая экспертная оценка на основе проведенных специалистом-экспертом исследований определяет причины и характер полученных повреждений, устанавливая применимость страхового случая. Ее результаты уточняют сумму, необходимую для выполнения ремонтных работ по восстановлению авто. Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.

Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.

Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама. Заключение независимого эксперта дает основания для выдвижения в адрес страховщика требований по возмещению, освобождая далее от необходимости других исследований и осмотров на территории СК.

Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что с 04.07.2016 года пострадавший при ДТП водитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.

Автолюбителю нужно знать:

  • что проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля до проведения осмотра экспертом при страховой компании нельзя;
  • осмотр должен быть проведен не позднее 5 рабочих дней с момента подачи заявления о выплатах и прилагаемых к нему документов;
  • в случае спора между страховщиком и потерпевшем водителем о размере компенсации страховая компания организовывает независимую экспертизу.

После ДТП за страховыми выплатами рекомендуется обращаться в страховую фирму виновника. При этом нужно в обязательном порядке предоставить свою машну для осмотра экспертом от страховой компании. Как было сказано выше такой осмотр, чаще дает заниженные результаты ущерба.

Так происходит вследствие того, что страховая компания:

  1. Снижает стоимость запасных частей;
  2. Замену деталей, не подлежащих к восстановлению, описывает как восстановление этих деталей;
  3. Занижает стоимость одного часа ремонтных и восстановительных работ сотрудника СТО.

Если же размер ущерба, определенный страховой организацией, весьма занижен, то пострадавший водитель имеет право провести отдельную независимую экспертизу для получения недостающей для ремонта суммы денежных средств.

Однако проводить дополнительную экспертизу не обязательно если пострадавший хочет получить страховую компенсацию побыстрей, но в этом случае, скорее всего размер выплаты будет меньше.

Кроме того, может проводиться независимая экспертиза после выплаты ОСАГО участнику ДТП, но при этом стоит учитывать, что автомобиль нужно предоставить в том виде, как после аварии.

То есть на полученные от страховщика средства не спешить делать ремонт, а сначала провести независимую экспертизу и получить соответствующий документ для проведения досудебных разбирательств и разрешения споров в суде.

Таким образом, в случае, если очевидно, что результат оценки страховщиком поврежденного автомобиля занижен, то можно обратиться к независимому эксперту, который поможет:

  1. Определить точный размер и стоимость полученного ущерба;
  2. Выявить виновника аварии, в случаях неточности;
  3. Определить основания для дальнейшего обращения в суд, при значительной разнице между фактическими выплатами и реальным размером нанесенного ущерба.

В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

Читайте также:  Открываем ИП для грузоперевозок

Требования к независимым специалистам и документация, которую им необходимо предоставить для работы

Независимые эксперты – это квалифицированные специалисты с высшим профильным образованием. Они должны соответствовать установленным законом требованиям, а именно:

  • регулярно проходить аттестацию в МАК Минтранса РФ;
  • строго соблюдать установленные требования и методики;
  • входить в реестр экспертов-техников Минюста РФ.

Нарушение одного из этих требований может стать причиной признания заключения специалиста ничтожным. Поэтому, прежде чем подписать договор и доверить эксперту свой автомобиль, следует проверить его документы.

Для проведения процедуру владелец транспортного средства должен предъявить специалисту такие бумаги:

  • гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
  • протокол, составленный на месте происшествия, схему ДТП и другие материалы, имеющие отношение к аварии;
  • документы на авто (ПТС, свидетельство о регистрации);
  • фотографий, сделанных на месте аварий и показаний свидетелей (если таковые имеются);
  • акт расчета повреждений, полученный от страховщика;
  • акт о наступлении страхового случая.

Как будут оценивать ущерб

Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.

При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.

Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).

Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.

Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:

  • Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
  • Предоставить автомобиль в назначенное время
  • В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
  • Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).

Условия для применения независимой экспертизы

Чтобы НЭ была действительно независимой и отражала действительную сумму ущерба по ОСАГО, проводиться она должна по букве закона.

Практике известны случаи, когда адвокаты страховой компании выигрывали даже самые безнадежные дела по занижению выплат, только по причине несоблюдения условий проведения независимой экспертизы. Пострадавший же в подобных ситуациях не мог взыскать ровным счетом ничего.

Причины, по которым суд может не учитывать заключение НЭ:

  1. Отсутствие лицензии на вид деятельности у организации, проводящей НЭ.
  2. Физическое лицо, проводящее процедуру, не прошло аттестацию либо не состоит в базе данных экспертов-техников Министерства Юстиции РФ.
  3. Организация не состоит в членстве саморегулируемой организации экспертов.

Документы для проведения независимой экспертизы авто

Независимая экспертиза после ДТП и оценка ущерба автомобиля проводится по заявке собственника, страховой компании, их уполномоченных представителей. С заказчиком заключается договор, в котором указываются все условия для экспертных исследований. Для проведения процедур экспертам передаются следующие бланки и формы:

  • документы на автомашину – паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации ТС;
  • документы, составленные по итогам ДТП и переданные страховщику (например, извещения о ДТП, схемы, протоколы и т.д.);
  • справка о ДТП (этот документ с 2018 года не выдается в ГИБДД, однако по спорам о старых авариях они все еще могут встречаться);
  • направление на независимую экспертизу, выданное страховщиком или судом
  • иная документация, составленная после ДТП или при формировании страхового дела.

Цель независимой экспертизы

Независимая экспертиза автомобильного транспорта, получившего увечья при ДТП – это объективная и справедливая оценка причинённого ей вреда, совершённая специалистами, не связанными со страховым учреждением. В отличие от той, которую проводит человек от страховой, она более беспристрастна и при расчёте ущерба учитываются даже самые малейшие повреждения.

Проводится она в следующих целях:


  1. Убедиться, что специалист от страховщика при ранее совершенном осмотре обратил внимание на все поломки.
  2. Узнать реальный размер ущерба, полученного авто при столкновении.
  3. Найти скрытые поломки и дефекты, не найденные при первом осмотре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *