Все профстандарты утверждает и размещает в реестре Минтруд РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все профстандарты утверждает и размещает в реестре Минтруд РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Издание содержит действующие по состоянию на дату подписания в печать характеристики квалификаций, необходимых работникам для осуществления определенного вида профессиональной деятельности в сфере ЖКХ (профессиональные стандарты).
Предназначено для работодателей и работников, образовательных организаций профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ, органов, разрабатывающих федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, а также для всех заинтересованных лиц.

1

Специалист по обслуживанию дизельных электрических станций и источников бесперебойного электроснабжения в муниципальных электрических сетях

В разработке

2

Специалист по наладке и эксплуатации релейной защиты и автоматики в муниципальных электрических сетях

В разработке

Профстандарты для управляющих организаций

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

  • Как правильно вести суммированный учет рабочего времени: 5 основных правил
  • Удобное кресло, тайм‑менеджмент, особые правила для удаленки и текучки: 8 простых советов бухгалтеру
  • Кадровое делопроизводство с нуля. 8 первых шагов
  • 10 советов по составлению графика отпусков. Шпаргалка для работодателя
  • Правила оформления дистанционной работы в 2021 году
  • Новый порядок выдачи листков нетрудоспособности. Что нужно знать работодателю

Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда

Если в ходе модернизации нормативной базы компании выясняется, что какой-то подчиненный не соответствует требуемому квалификационному уровню, существуют следующие способы решения проблемы:

  1. Подчиненному предлагается другая, менее трудная работа.
  2. Подчиненный направляется на курсы дополнительного образования. Наниматель также вправе решить, за чей счет (компании или служащего) будет проходить обучение. В условиях, когда руководитель решает обеспечить работника курсами повышения квалификации за свой счет, с субъектом заключается ученическое соглашение, в котором фиксируется положение, в соответствии с которым после завершения обучения лицо должно отработать в фирме конкретное количество времени. При неисполнении данного условия на подчиненного может быть наложена ответственность по возмещению расходов на его обучение.

Однако, по словам Ивана Шкловца, данный вывод неверный, поскольку он опровергается положением части 2 статьи 195.3 ТК РФ.

Иными словами, если законодательство РФ не содержит обязательные требования к квалификации той или иной категории работников, то работодатель вправе использовать соответствующий профстандарт лишь как рекомендательный методический документ.

В качестве примера можно назвать профстандарт «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Минтруда России от 06.10.15 № 691н). Действующее законодательство РФ не предъявляет требования к квалификации специалистов по кадрам, поэтому применение указанного профстандарта не является обязательным.

В то же время на основании этого стандарта можно определить наименование должностей, установить трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы и др.

Так, утвердительный ответ на вопрос, обязательны ли профстандарты, справедлив для таких специальностей:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • экипажи воздушных судов;
  • аудиторы и главные бухгалтеры;
  • служащие государственных учреждений;
  • лица, работающие на подземных объектах;
  • субъекты, имеющие доступ к химическому оружию;
  • педагогические сотрудники;
  • медики и фармацевты;
  • специалисты в сфере закупок государственного назначения.

На основании ст. 74 ТК РФ, работодатель не вправе вносить корректировки в трудовое соглашение с сотрудником без его ведома и согласия, в частности, запрещается менять функциональные обязанности подчиненного. Это означает, что, если субъект откажется от смены названия должности и новых обязанностей в соответствии с профстандартом, руководитель не может его принудить.

Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Читайте также:  Досрочный выход на пенсию - порядок выхода

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

  • Правовая база
  • Аттестат соответствия ЦОК в ЖКХ и удостоверения экспертов
  • Форма плана-мероприятий
  • Публикации в журнале «Энергетика и ЖКХ»
  • Профессиональные экзамены

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003–2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права[2] относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним[3]. Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

  • Профессиональные стандарты: правда и вымысел
  • О профессиональных стандартах кадровиков

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Структура профессионального стандарта, как уже отмечалось, предусматривает наличие уровней квалификаций от 1-го до 9-го – аналога разрядов в ЕТКС и квалификаций в ЕКС. Например, вместо ранее существовавших в соответствии с ЕТКС «Операторов на иловых площадках 1-го; 2-го и 3-го разряда» в соответствии с профессиональным стандартом «Оператор по обработке сырого и илового осадка» Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) утверждены наименования квалификаций «Помощник оператора по обработке сырого и илового осадка (2 КУ)», «Оператор по обработке сырого и илового осадка (3 КУ)» и «Техник-оператор по обработке сырого и илового осадка (4 КУ)».

То есть при тарификации работ в соответствии с профессиональным стандартом сохраняется главный тарифо-образующий фактор – сложность выполнения работ и уровень квалификации работника.

Тем не менее в процессе применения профессиональных стандартов работодатели высказывают озабоченность тем, что по некоторым профессиям один уровень квалификации в профессиональном стандарте соответствует нескольким разрядам в ЕТКС, что не позволяет при внедрении профессионального стандарта в полной мере учесть иерархию родственных квалификаций.

В то же время в «Методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов»5 сказано: «Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификаций, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретной трудовой функции. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификаций». Например, 2-й уровень квалификации в профессиональном стандарте «Рабочий по комплексной уборке территории многоквартирного дома» может иметь подуровни: 2.1 – «Рабочий по уборке общего имущества жилого дома» и 2.2 – «Рабочий по уборке придомовой территории жилого дома».

Минтруда России подготовлены соответствующие разъяснения по методологии введения в структуру наименований квалификаций подуровней квалификаций.

  1. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. 2017. № 2. С. 3–12.
  2. Агапитов С. Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ – задача объединения работодателей // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 28–32.
  3. Чернышов Л. Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ // Экономика строительства. 2014. № 6. С. 63–75.
  4. Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В., Шрейбер А. К. Профессиональные стандарты как основа повышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 3–8.
  5. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11).
  6. Цаплин Е. В., Волкова В. С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991–2017 годах // Экономика строительства. 2017. № 1. С. 34–44.
  7. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2015. № 24.
  8. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2.
  9. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А., Слободян А. А. Профессиональные стандарты – основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 38–42.
  10. Чернышов Л. Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ // Экономика строительства. 2016. № 5. С. 22–31.
  11. Чернышов Л. Н., Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 9–16.

1 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30.

2 Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23.

3 Приведены в приказе Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н

4 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетным фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

5 Утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года �� 170н.

  • страница1

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Профстандарты для управляющих организаций

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии:
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Требования к управляющим компаниям 2021

Когда для учреждения применение профессиональных стандартов является обязательным, уклонение от их внедрения карается привлечением к административной ответственности. В частности, исходя из ст. 5/27 КоАП, нарушение предусматривает такое наказание при первом инциденте:

  • начисление штрафа для должностных субъектов от 1000 до 5000 руб.
  • начисление штрафа для компании от 30.000 до 50.000 руб.

На данный момент судебная практика по рассматриваемому вопросу не является сформированной. Существуют единичные случаи разбирательств в суде:

  1. На должность в государственной компании был назначен субъект, уровень квалификации которого не соответствовал профстандарту, хотя он являлся обязательным к применению. По факту судебного разбирательства, судья постановил необходимость возврата заработной платы субъекта в бюджет. Постановление арбитражного суда № А33/2144/2013 от 12.11.2013г.
  2. При внедрении профстандарта на предприятии сотрудник, трудящийся на должности, которая предполагала корректировки в соответствии с новым нормативом, не был аттестован. Впоследствии выяснилось, что его уровень квалификации не соответствует требованиям. Постановлением арбитражного суда № А56/26857/2014 от 30.10.2014г. была назначена необходимость прохождения курсов повышения квалификации с повторным проведением аттестации.

Если в ходе модернизации нормативной базы компании выясняется, что какой-то подчиненный не соответствует требуемому квалификационному уровню, существуют следующие способы решения проблемы:

  1. Подчиненному предлагается другая, менее трудная работа.
  2. Подчиненный направляется на курсы дополнительного образования. Наниматель также вправе решить, за чей счет (компании или служащего) будет проходить обучение. В условиях, когда руководитель решает обеспечить работника курсами повышения квалификации за свой счет, с субъектом заключается ученическое соглашение, в котором фиксируется положение, в соответствии с которым после завершения обучения лицо должно отработать в фирме конкретное количество времени. При неисполнении данного условия на подчиненного может быть наложена ответственность по возмещению расходов на его обучение.

Однако, по словам Ивана Шкловца, данный вывод неверный, поскольку он опровергается положением части 2 статьи 195.3 ТК РФ.

Иными словами, если законодательство РФ не содержит обязательные требования к квалификации той или иной категории работников, то работодатель вправе использовать соответствующий профстандарт лишь как рекомендательный методический документ.

В качестве примера можно назвать профстандарт «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Минтруда России от 06.10.15 № 691н). Действующее законодательство РФ не предъявляет требования к квалификации специалистов по кадрам, поэтому применение указанного профстандарта не является обязательным.

В то же время на основании этого стандарта можно определить наименование должностей, установить трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы и др.

Так, утвердительный ответ на вопрос, обязательны ли профстандарты, справедлив для таких специальностей:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • экипажи воздушных судов;
  • аудиторы и главные бухгалтеры;
  • служащие государственных учреждений;
  • лица, работающие на подземных объектах;
  • субъекты, имеющие доступ к химическому оружию;
  • педагогические сотрудники;
  • медики и фармацевты;
  • специалисты в сфере закупок государственного назначения.

На основании ст. 74 ТК РФ, работодатель не вправе вносить корректировки в трудовое соглашение с сотрудником без его ведома и согласия, в частности, запрещается менять функциональные обязанности подчиненного. Это означает, что, если субъект откажется от смены названия должности и новых обязанностей в соответствии с профстандартом, руководитель не может его принудить.

Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.

Утверждены профессиональные стандарты ЖКХ

  • Правовая база
  • Аттестат соответствия ЦОК в ЖКХ и удостоверения экспертов
  • Форма плана-мероприятий
  • Публикации в журнале «Энергетика и ЖКХ»
  • Профессиональные экзамены

9 декабря — 11 декабря 2020 г. Профессиональные стандарты и их соотношение с профилем должности 8 февраля — 12 февраля 2021 г. Кадровое делопроизводство и документирование трудовых отношений на основе норм трудового законодательства (с учетом изменений 2020-2021 гг.) 16 февраля — 19 февраля 2021 г. Система управления персоналом в организации. Новые HR-практики

После регистрации на сайте Вы сможете получать электронную рассылку семинаров ЦНТИ Прогресс, упростить регистрацию на семинар, откладывать понравившиеся семинары для сравнения.

Внедрение профессиональных стандартов в действующее законодательство началось с 2012 года, когда был утверждён Федеральный закон №236. За ним последовала публикация следующих документов:

  • В 2013 году Правительством было выпущено Постановление №23. Оно урегулировало сферу составления и утверждения новых профстандартов.
  • В 2015 году появился основополагающий для профстандартов Федеральный закон №122, который определил ключевые аспекты их создания и применения. Так, он дополнил Трудовой кодекс статьёй 195.3, описывающей их применение работодателями.
  • В 2016 году Правительством было опубликовано Постановление №584. Оно определило порядок действия системы профстандартов в бюджетном секторе и компаниях с превалирующим госучастием (доля свыше 50%).

Внимание! Особенности использования законодательных положений на практике были раскрыты Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Для чего нужны проф. стандарты?

Главная цель, стоящая перед разработчиками этих документов – обеспечение регламентирования деятельности специалистов. Среди всех документов, которые в настоящее время подлежат разработке, имеется проект сквозного профстандарта конкретно для инженера-энергетика. Изначально было запланировано его принятие на дату 1 декабря 2015 г., однако пришлось перенести этот момент. Разработан он на основании шаблона (по форме, утвержденной Приказом №147н). В соответствии с ним документ включает в себя несколько разделов.

  1. Общие данные. Дается детальная характеристика вида деятельности, цели существования документа, ОКЗ, ОКВЭД.
  2. Карта функционального характера. Содержит обобщенные опции, выступающие для данного специалиста в качестве основных функций. Для каждой из них предоставляется квалификационный уровень по соответствующей шкале, применяемой в ЕТКС.
  3. Характеристика трудовых обязанностей. Каждая задача расписывается отдельно, а также предъявляется перечень требований к образованию, опыту, рабочим условиям.
  4. Материалы о создателях. Это могут быть научные, производственные организации, кооперативы, коллегии.
Читайте также:  Как оформить военную ипотеку самостоятельно

Посредством грамотно составленного документа можно добиться установления конкретных требований для кандидата на определенную должность снабдить штат высококвалифицированными кадрами.

Как раньше жили без профстандартов?

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Главный инженер ЖКХ несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

5.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим пределах, определенных административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Как уже говорилось выше главной обязанностью человека на этой должности становится обеспечение безопасности труда путём надзор за исполнением правил техники безопасности.

Но в этой профессии, как и в любой другой есть некоторые нюансы.

Профстандарт для должности «Главный инженер»

Профессиональный стандарт главного инженера отдельно не разработан, поскольку данная должность встречается практически на каждом предприятии, занимающимся производством. Специалист, работающий на этой должности, будет иметь набор определенных требований, которые не зависят от рода деятельности компании.

Для того чтобы определить какой профстандарт подойдет для главного инженера в той или иной организации необходимо произвести следующие действия:

  1. Определить к какой области деятельности относится компания;
  2. для этой области. В основном, это стандарты, имеющие в своем названии наименование должностей «инженер» или «специалист»;
  3. Изучить раздел 3 выбранных документов: «Характеристика обобщенных трудовых функций». Обычно этот раздел состоит из нескольких подразделов. В каждом из подразделов есть таблица, которая называется: «Возможные наименования должностей». В них необходимо найти должность «Главный инженер». Именно этот подраздел можно будет взять в качестве профессионального стандарта для главного инженера.

Если для конкретного предприятия можно использовать несколько направлений, то можно совместить несколько профстандартов.

Приказы об утверждении профессионального стандарта инженера или специалиста для различных областей деятельности можно найти в открытых источниках или Интернете.

Профстандарты для управляющих организаций

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда

ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ ЧЕРЕЗ РЕДАКЦИЮ (в любое время)

на ежемесячное получение журнала в виде простой бандероли или электронной версии журнала

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *