Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НВОС: изменения в декларации и расчёте платы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коэффициент 25 применим при исчислении платы за НВОС в отношении объектов II категории лишь к такому воздействию, которое оказано с превышением установленных «классическими» разрешениями нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ.
Плата НВОС и ее коэффициенты остались прежними на 2021 год. Размер коэффициента составляет 1.08, а применяют его к базовым ставкам 2018 года. Также, без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса;
- Ставки платы за НВОС в 2021 срок корректировки ее величины – не позднее 1.03 года, следующего за отчетным периодом.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду идет на основе Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 №758.
Сроки внесения платежей до конца года являются следующим:
- За полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- За 2021 год – 1 марта 2022 года.
Плату за НВОС перечисляют:
- по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
- по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
ЧТО ЖЕ В ПУНКТЕ 12(1) ПРАВИЛ?
Пункт 12(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил.
Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 данных Правил.
При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 данных Правил.
Позиция, о которой мы говорили выше, вероятно, основана на ошибке, которая сводится к следующим доводам:
- в пункте 21 указано на необходимость применения коэффициента 25 при исчислении платы за НВО определенными (указанными в пункте 12(1) Правил) лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории;
- в пункте 12(1) указаны, в том числе, лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г.:
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
- лимиты на выбросы загрязняющих веществ,
- разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,
- лимиты на сбросы загрязняющих веществ,
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Отсюда неправильный вывод: лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения, обязаны при исчислении платы за НВОС применять формулу с повышающим коэффициентом 25.
Ещё раз подчеркнем: это логическая ошибка. Дело в том, что:
- во-первых, правила русского языка предлагают читать текст сверху вниз, а не снизу вверх, поэтому сначала в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255, описываются алгоритмы выбора формул исчисления платы за НВОС, а лишь потом – сами применимые формулы;
- во-вторых, в пункте 12(1) Правил содержатся прямые указания на то, какие формулы, в каких ситуациях должны использовать лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения;
- в-третьих, формула, указанная в п. 21 Правил, содержит описание порядка исчисления платы за НВОС в случае «сверхнормативного» воздействия на ОС и не применима к случаям оказания воздействия в соответствии с условиями разрешительной документации (что бы это ни значило).
Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду
Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.
Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.
ИСКЛЮЧЕНИЕ! Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.
Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС. Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата. Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.
Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.
Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.
Уменьшение размера платежа
Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.
Ключевое условие использования понижающего коэффициента – нововведения должны снизить негативное воздействие или уменьшить объемы уничтожаемого мусора. Например, если отходы 3 класса опасности после обработки стали относиться к менее опасному 4 классу, то такая работа поощряется понижением размера платежа.
Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:
Значение | Условие применения |
0,3 | При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов |
0,33 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
0,49 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса |
0,5 | Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности |
0,67 | Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
Ставка налога отличается для каждого вида отходов или сырья.
Для развесных товаров используется расчет относительно каждой тонны, для штучных – за единицу. Кроме того, спецификой товара обуславливается применение коэффициентов.
К специфическим характеристикам относятся некоторые данные для транспортных средств, например:
- год выпуска;
- мощность двигателя;
- количество осей.
За каждый товар или упаковку значение ставки налога будет аналогично нынешнему экологическому сбору. Размер состоит из 4 характеристик:
- масса реализованных в России в течение года товаров;
- коэффициент;
- масса повторно использованных товаров;
- ставка.
Значение ставки для некоторых товаров:
Товар или отход | Размер ставки, руб. |
Самоходные машины и прицепы | 172 500 |
Другие виды транспорта | 150 000 |
Свинцовые аккумуляторы | 27 320 |
Колесные транспортные средства (категория M1, G) | 20 000 |
Хлор | 181,6 |
Диоксид азота, карбонат натрия, аммиак | 138,8 |
Объекты налогообложения
В качестве объектов налогообложения выделяется деятельность, относящаяся к негативной для окружающей среды.
Под действие экологического налога
не попадает:
- деятельность, финансируемая из бюджета любого уровня;
- объекты, не оказывающих отрицательного действия на среду;
- упаковки и товары, используемые повторно;
- экспортные товары, произведенные на территории Российской Федерации;
- использование горных пород и отходов производства черных металлов (4-5 класс опасности) для заполнения полостей при рекультивации;
- скопление сырья для последующей утилизации или проведения обеззараживания в течение 11 месяцев после появления;
- выбросы на объекте 4 категории;
- старые транспортные средства (более 30 лет) при сохранении оригинального состояния.
Остальные производственные действия предприятия облагаются налогом, если оказывают отрицательное воздействие:
- выбросы в атмосферу на стационарных источниках;
- сброс в сточные воды;
- обработка отходов любого класса опасности.
Кроме деятельности в роли объекта выступают предметы:
- отработавшие товары и упаковки;
- транспортные упаковки (используются для упаковывания нескольких единиц);
- транспортные средства согласно перечню.
Какие организации освобождены от уплаты НВОС
Все объекты хозяйственной деятельности, по закону, должны быть отнесены к одной из категорий (I, II, III, IV). Это предприятия, отвечающие следующим критериям:
- Если выбросы в атмосферу из стационарных источников не содержат опасные (I, II класс) и радиоактивные вещества, а общая их масса не превышает 10 тонн в год. На объекте при этом не образуются сточные воды (кроме бытовых стоков), а также не осуществляется выброс загрязнений в водоемы.
- Деятельность объекта связана с обеспечением электрической или тепловой энергии (тепловая мощность оборудования должна быть менее 2 Гкал/час), а сам объект соответствует критериям, перечисленным в пункте 6 (п.п. «б») Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.
- Оборудование, имеющееся на предприятии, используется исключительно для проведения разработок, исследований и испытаний. К этой категории относятся опытно-конструкторские бюро, НИИ и другие опытные производственные предприятия.
Плату за НВОС не вносят объекты, входящие в IV категорию.
Расчет платы по экологии
Базовая составляющая экологического налога за выбросы загрязняющих атмосферу веществ – объемы выбросов стационарными источниками (НК, ст. 206 абз. 1,2). Налог определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Все рассчитываемые объемы выбросов классифицируются по степени опасности и суммируются в расчете налога. Аналогично исчисляются остальные платежи по категориям вредных веществ, но за базу налога не всегда берется объем, а используются единицы массы.
В следующем году Правительство РФ рассчитывает проиндексировать экологический налог, применив коэффициенты к базовой норме 2003 г. и 2005 г. соответственно:
- 2015 г. – 2,45 и 1,98
- 2016 г. – 2,56 и 2,07
- 2017 г. – 2,67 и 2,16
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Экологические платежи. Для автомобилей
Приобрели легковой автомобиль по договору лизинга с правом выкупа через 1 год для служебных поездок. Подскажите, как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и куда предоставить отчет и в какой форме?
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
негативное воздействие на окружающую среду является
платным
.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ
.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-О и Федеральному закону РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
плательщиками
платы за негативное воздействие на окружающую среду
являются
:
– юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
– индивидуальные предприниматели.
Обязанность по уплате платы
за негативное воздействие на окружающую среду возникает
независимо от видов осуществляемой деятельности
(производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут производиться стационарными и передвижными источниками
.
Из норм Федерального закона РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что к передвижным источникам
загрязнения относятся, в частности,
транспортные средства
.
Поэтому компании, эксплуатирующие транспортные средства
,
должны платить
за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое этими транспортными средствами.
УФНС по г. Москве в письме от 28.06.2007 г. № 20-12/060976 разъясняла, что организация-арендодатель
, не являющаяся природопользователем и не загрязняющая окружающую среду,
не является плательщиком
указанных выше платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Ростехнадзор также указывает, что в случае заключения договора аренды
источника (объекта) негативного воздействия,
плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник
(объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду (
Методические рекомендации
по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 г. № 626).
Поскольку договор лизинга является разновидностью договора аренды
, то в случае эксплуатации транспортного средства, полученного по договору лизинга
лизингополучатель признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду
.
То есть расчет платежей за загрязнение должен производиться компанией
—
лизингополучателем
исходя из объемов загрязнения,
связанных с ее деятельностью
.
Ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений
, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.
За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина
в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
Правительство РФ постановлением от 30.07.2004 г. № 401 определило, что разрешения
на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух
выдает
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (
Ростехнадзор
).
Однако Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 г. № 288, определяет, что Ростехнадзор выдает разрешение
на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для
стационарных
источников выбросов.
А автомобили относятся к передвижным
источникам выбросов.