Земельный налог-2021: комментарий МНС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог-2021: комментарий МНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.

Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.

Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.

Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.

Земельный налог: что это такое

Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.

Налог на землю является местным. Его платят зависимо от условий, что приняты в регионе, где этот участок находится. В местном диапазоне рассчитывается ставка, сроки уплаты и льготы.

Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):

  • Организации;

Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;

  • ИП;

  • физлица.

Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).

Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК).

Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):

1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности

Платность использования земли является одним из принципов земельного законодательства, поскольку эффективное землепользование возможно только в условиях платности землепользования (ст. 1 ЗК РФ) и экономически обоснованного налогообложения (ст. 3 НК РФ).

Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще А.Смитом. Это: 1) всеобщность охвата всех субъектов, независимо от организационно-хозяйственных форм; 2) равнонапряженность (идентичные для всех ставки); 3) стабильность налога; 4) обязательность налоговых платежей; 5) социальная справедливость — выравнивание условий жизни и деятельности людей; 6) определенность — четкость, ясность ставок и правил; 7) нейтральность — налоги не должны мешать рациональной организации производства.

То есть, с одной стороны, обязательные платежи за землю, независимо от факта ведения деятельности на земельном участке, стимулируют собственника либо арендатора к эффективному землепользованию с положительным деловым результатом, предотвращают превращение земельных ресурсов в «депо капитала» и способствуют обороту недвижимости. С другой стороны, произвольная, не имеющая экономического обоснования плата за землю уменьшает коммерческую привлекательность земельных участков, и может привести к отказу от ведения деятельности на отдельных территориях и снижению деловой активности в целом.

Читайте также:  Когда начинать платить за капремонт в новостройке

Важно! В 2022 году физические лица будут платить земельный налог за 2021 год. По закону вы должны внести деньги до 1 декабря 2022 года. Это правило действует по всей России.

Игнорировать эти обязанности не стоит. За нарушение срока подачи декларации на вас будет наложен штраф: начислят 5% от не уплаченной в срок суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% величины недоимки и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ). За неуплату налога могут назначить штраф в размере 40% от суммы налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Для организаций последний срок сдачи декларации — 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ). Если компания просрочит сдачу декларации, то ее могут оштрафовать. Сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного вовремя налога. Налоговая инспекция возьмет штраф за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей, максимальный — не больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

Кроме того, должностное лицо компании могут привлечь к административной ответственности — вынести предупреждение или наложить штраф от 300 до 500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2022 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Изменения 2021 по земельному налогу

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Читайте также:  Как получить свидетельство о наследстве в другом городе не приезжая туда?

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Повышение земельного налога в 2021 году

Налоговый платеж за землю юридическими лицами оплачивается по месту нахождения участка, то есть в местный бюджет. Соответственно, правила, по которым рассчитывается налог на землю в 2020 году для юридических лиц, устанавливаются не только НК РФ, но и законами, издаваемыми местными органами власти. В главе 31 НК РФ прописаны общие правила налогового администрирования:

  • объект обложения;
  • налогоплательщики;
  • максимальная налоговая ставка на земельный налог в 2020 году для юридических лиц;
  • порядок расчета;
  • сроки предоставления отчетности.

[2]

Местные власти наделены правом устанавливать дифференцированную ставку платежа и сроки его перечисления.

В соответствии со статьями 30 и 32 НК РФ, взимаются налоги на строения на земельном участке 2020: они облагаются налогом на имущество. Введение иных сборов пока не планируется, что неоднократно разъяснял Минфин (письмо от 27.06.2018 № 03-05-06-01/44126).

Законодательные акты муниципалитетов устанавливают сроки уплаты земельного налога в 2020 году для организаций. Они не должны быть ранее даты предоставления налоговой декларации. Пунктом 3 статьи 398 установлено, что декларация предоставляется организациями в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Платеж может перечисляться организацией один раз в год либо местный закон вправе предусмотреть авансовые платежи по земельному налогу 2020 для юридических лиц. Чтобы узнать, в какие сроки уплачивается налоговый сбор в вашем регионе, необходимо обратиться к законодательству муниципального образования.

Сроки уплаты земельного налога в 2020 году юридическими лицами: таблица для городов федерального значения
Муниципальное образование Закон Сроки перечисления

Платность использования земли как один из принципов земельного законодательства

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).

Порядок и сроки уплаты земельного налога

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2023 году регламентируются ст. 397 НК РФ. Налогообложение земельных участков различается для физических и юридических лиц, при этом ни те, ни другие не подают налоговых деклараций:

  • физлица производят оплату налога до 1 декабря года, следующего за налоговым периодом, на основании уведомления от налогового органа о необходимости оплатить налог на землю, содержащего реквизиты для оплаты;
  • оплата земельного налога юрлицами производится авансовыми платежами в течение налогового периода по истечении 1,2 и 3 кварталов и окончательным платежом до 1 марта года, следующего за налоговым периодом, в порядке, утверждённым нормативным актом местного органа власти, по месту нахождения земельного участка.

Существуют различные ситуации, которые требуют так называемого уточнения единого землепользования. По сути, ситуация подобна уточнению отдельного участка земли и представляет собой сравнение данных имеющихся в кадастровой документации с фактическими характеристиками участков. Используется уточнение для того, чтобы сформировать новые участки или точнее -определить границы существующих участков и подобных целей.

Данный процесс предполагает создание межевого плана, в который вносятся сведения об имеющихся участках.

По итогам выполнения уточнения сотрудниками кадастровой службы, могут вноситься изменения в кадастровую документацию, переформировываться участки (объединяться, разделяться, обосабливаться) и меняться другие параметры, используемые в кадастровой документации и фактическом землепользовании.

Земельный налог — это местный налог, которым облагаются земельные участки. Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами местных органов власти и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).

Читайте также:  Обязательные удержания по исполнительным листам

Устанавливая налог, местные органы власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций местные органы власти устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога местные органы власти могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Землепользование: понятие и особенности

Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.

Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.

Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.

В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.

Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.

Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.

В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:

  • участок передается субъекту на длительный срок;
  • создаются условия для развития его деятельности;
  • гарантируется защита его интересов;
  • закон ограничивает срок реализации права использования земли.

Законодательное регулирование использования земель

Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.

Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:

  1. Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
  2. Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.

Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.

Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:

  • общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
  • отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.

Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.

Основные формы землепользования

Понятие “форма землепользования” присутствовало в российском земельном праве дореволюционного периода. Например, в Сибири применялась заимочная форма землепользования. Она заключалась в том, что поселенцы обладали неограниченным правом и могли захватить в пользование любую заимку. На тот момент понятие обязательного уравнительного наделения земельными угодьями не существовало.

К концу ХIХ века заимочную форму можно было встретить только в редконаселенных участках Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Современные специалисты в области земельного права выделяют такие формы землепользования:

  1. Постоянное или бессрочное пользование. Его субъектом могут стать государственные или муниципальные учреждения, государственные предприятия, органы власти и местного самоуправления.
  2. Пожизненное наследуемое владение. Эта форма не предусмотрена современным Земельным кодексом РФ, но она распространяется на наделы, предоставленные субъектам до вступления в силу ЗК РФ. Обладатели такого участка имеют право бесплатно приобрести его в собственность.
  3. Аренда – самая распространенная форма использования наделов. При передаче в аренду муниципальных земель арендодателем являются органы местного самоуправления. Второй стороной договора могут быть граждане или предприятия/организации.
  4. Безвозмездное срочное пользование. Эта форма возможна в случае передачи организацией своим работником угодий в пользование не более чем на год. Договора могут заключаться с участием предприятий, работающих в разных сферах, например, в лесной промышленности, транспорте.
  5. Сервитут. В мире существует система публичных и частных сервитутов. Первые устанавливаются для обеспечения интересов населения, проживающего на конкретной территории, например, использования надела для ремонта коммунальных (инженерных) сетей, размещения на участке межевых знаков.

Заочная форма землепользования в современном законодательстве не предусмотрена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *