Что изменится для налоговых агентов с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для налоговых агентов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Публикация первых данных об основных параметрах госбюджета-2023 озадачила и даже напугала многих объемами затрат на оборону и силовые ведомства. По этим двум направлениям Украина планирует потратить в 2023 году около ₴1 трлн — а это почти 50% всех бюджетных расходов.

Налог с продаж в Украине по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Петр Порошенко 07.06.2014 — 20.0000 20.0000 20.0000 20.0000 0.00%

Если Запад не поможет, проведем эмиссию

Во многом именно из-за беспрецедентных военных трат дефицит госбюджета на следующий год запланирован на уровне ₴1,29 трлн — 20% ВВП. При этом общие доходы государства составят около ₴1,28 трлн.

Ясность в вопрос о причинах, подтолкнувших правительство заложить такой громадный дефицит, внес премьер-министр Денис Шмыгаль. Проект госбюджета-2023 ориентирован на ленд-лиз, который Украина рассчитывает получить в следующем году от США. Кроме того, ожидается помощь государств ЕС и НАТО в вопросе финансирования и перевооружения украинских вооруженных сил.

По словам Шмыгаля, Киев ожидает, что страны Запада выделят на эти цели около $40 млрд. Поэтому в проекте госбюджета для покрытия дефицита и дополнительного финансирования экономики запланировано привлечение 1,4 трлн государственных заимствований. Главным образом, это и есть финансовая помощь США и ЕС.

Возникает вопрос — а что делать, если Соединенные Штаты и Евросоюз в следующем году не смогут предоставить Украине столь серьезные финансовые и военные вливания? Тогда НБУ придется провести масштабную эмиссию гривны для покрытия возникающего дефицита.

В этом году объем эмиссии Нацбанка уже достиг ₴300 млрд. Возможно, в 2023 году регулятору предстоит еще более серьезная «печать денег» — на ₴1 трлн. Такая необходимость возникнет, если не будет ожидаемых объемов зарубежной финансовой помощи.

Интересная ситуация складывается с прогнозом роста ВВП в 2023 году. Озвучены две цифры. Депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк считает, что реальный ВВП Украины в 2023 году вырастет на 2,5%, а его коллега из «Слуга народ» Данил Гетьманцев говорит о 4,5%.

Чем объяснить разницу в подсчетах? Скорее всего, отсутствием у государственных мужей четкого понимания реальных показателей динамики ВВП. Дело в том, что перспективы валового внутреннего продукта очень сильно зависят от дальнейшего хода боевых действий.

Если российская армия продолжит уничтожать критическую инфраструктуру и логистику Украины, рассчитывать на рост будет наивно. Скорее всего, мы станем свидетелями падения ВПП. Если же ВСУ добьются значимых побед и освободят большую часть территории Украины или всю страну, тогда ВВП может вырасти значительно — как минимум за счет восстановления разрушенной инфраструктуры и хозяйственных объектов. Но в этом вопросе ясности нет.

В ближайшее время депутаты планируют проголосовать за проект госбюджета-2023 в первом чтении. Окончательные очертания главная финансовая ведомость страны обретет в ноябре или декабре. И тогда этот документ могут ожидать существенные корректировки и изменения — с учетом перспектив ленд-лиза и динамики боевых действий на фронтах российско-украинской войны.

Таблица действующих налоговых ставок

Процентная ставка налога добавляется к стоимости товаров. На данный момент для плательщиков в Украине действуют такие проценты в зависимости от проводимых операций хозяйственной деятельности:

0 % — вывоз товаров за пределы таможенной территории и некоторые другие операции.

7 % — операции по поставке медицинских препаратов, ввоза медицинских изделий, материалов, оказания услуг в сфере культуры, искусства, проживания в гостиницах.

14 % — ввоз и поставка на таможенной территории некоторых видов сельскохозяйственной продукции: свиньи, КРС, зерновые, молоко и т.д.

20 % — основная ставка по налогообложению. Действует для всех операций бизнеса по умолчанию.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Налоговой ставкой 7% облагаются такие операции:

  • Поставки на таможенной территории и ввоз на территорию Украины лекарственных средств и изделий для использования в медицинской отрасли. Они должны быть разрешены к производству и применению, учтены в Государственном реестре и соответствовать техническим требованиям.
  • Поставка на таможенную территорию и ввоз медицинского оборудования, изделий, лекарственных средств для клинических испытаний. На испытания и применение средств должно быть разрешение от органов исполнительной власти сферы здравоохранения.
  • Сервис по предоставлению проживания в отелях, гостиницах, хостелах.
  • Проведение выступлений артистов, концертов, постановок оперы, балета, театра, цирка, музыкальных других культурных мероприятий.
  • Проведение экскурсий в музеях, на территориях парков, зоопарках.
  • Показ фильмов для людей с нарушение слуха, зрения.

Налогом по ставке 0% облагаются такие операции:

  • По поставке товаров обеспечения жизнедеятельности воздушных и морских судов. А также для носителей космической отрасли.
  • Услуги международных перевозок грузов и пассажиров любым транспортом.
  • Работа с движимым имуществом, которое ввезено для работы, а после вывезено с таможенной территории страны.
  • Все операции по экспорту и реэкспорту товаров за границы таможенной территории в режиме зоны беспошлинной торговли в странах Таможенного союза.

Блокировка (остановка регистрации) налоговых накладных

Плательщики НДС формируют в электронном виде по требованиям Налогового кодекса налоговую накладную на сумму оказанной услуги или проданных товаров. Накладную составляют на дату возникновения налогового обязательства. Затем накладную с подписями уполномоченных лиц отправляют на регистрацию в Единый реестр налоговых накладных.

Порядок и сроки регистрации накладных определены законодательством.

Перед мониторингом все поданные на регистрацию налоговые накладные или расчеты корректировок по НДС проверяют по следующим признакам:

  • освобождена ли данная операция от налогообложения;
  • сумма продажи товара, предоставления услуги меньше 500 тысяч гривен, а объем по операциям с другим получателем не более 50 тысяч гривен в текущем месяце. При этом руководитель плательщика НДС занимает такую же должность не больше, чем у 3-х налогоплательщиков.

Соответствие одному из признаков позволяет зарегистрировать такие накладные в Едином реестре. Все остальные налоговые накладные подлежат мониторингу. Их проверяют на рискованность налогоплательщика, рискованность проведения операций, наличие у плательщика признаков положительной налоговой истории. Критерии рискованности определены Кабинетом Министров Украины, постановление № 1165 от 11.12.2019 года.

Если мониторинг показал наличии признаков риска у плательщика НДС или налоговая накладная несет в себе критерии риска проведения операций, то регистрация накладной или корректировки НДС останавливается. Порядок приостановки регистрации накладной утверждается Кабмином Украины. Правило не касается плательщиков НДС с положительной историей.

Регистрация плательщиком НДС

Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?

Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» — здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.

В Украине действует открытый Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.

При возмещении НДС действуют следующие требования:

  • на основании данных Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, после дня получения статуса согласованной суммы бюджетного возмещения перечисляет такую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке и/или на бюджетные счета для перечисления в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого налогоплательщика из других платежей, уплачиваемых в государственный бюджет, в предыдущем или текущем учетном периоде;
  • право на возмещение НДС возникает, когда сумма налогового кредита превышает сумму налогового обязательства за отчетный (налоговый) период (возникает отрицательное значение НДС);
  • налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате суммы бюджетного возмещения, подает в соответствующий контролирующий орган налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, указанной в налоговой декларации;
  • налогоплательщики, имеющие право на бюджетное возмещение в соответствии с настоящей статьей и подавшие заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, получают такое бюджетное возмещение в случае согласования с контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, предусмотренных законодательством, – по результатам документальной проверки. В случае наличия у налогоплательщика налогового долга бюджетному возмещению подлежит заявленная сумма налога, уменьшенная на сумму такого налогового долга.

Алекперов объяснил, как будет развиваться ситуация на Украине

Интересно, что Хаял Алекперов — бывший участник телепроекта «Битва экстрасенсов», а ныне признанный астролог — начал говорить о СВО в Украине задолго до того, как она действительно началась.

Сегодня его прогнозы на этот счет вряд ли можно назвать обнадеживающими, но они учитывают не только сверхъестественную сторону, но и логику, и оценку политической ситуации:

  • Военные действия. Конфликт между Россией и США не будет разрешен в ближайшем будущем, и конкурирующие интересы двух сверхдержав продолжат решаться на востоке Украины. В результате стремление Донбасса к миру будет отложено на неопределенный срок.
  • Экономика. Санкции для России обернутся тяжелыми последствиями, но и Украина пострадает не в меньшей степени. Однако в этом контексте наибольшие беды настигнут ДНР и ЛНР.
  • СВО измотает всех участников конфликта, Украина потеряет поддержку Запада, а Донбасс в итоге получит суверенитет, в том числе и от России.
  • Несмотря на то, что данная версия является мрачной, также ее можно назвать и обоснованной.

В Украине повысят часть налогов: сколько будем платить в 2021-м

Владельцы и контролеры КИК будут обязаны самостоятельно сообщать в налоговые органы о приобретении/продаже доли в контролируемой компании, в течение 60 дней с момента такого события. За неинформирование предусмотрен штраф – 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, что с января 2021 года составит 681 тыс. грн.

Штраф за неподачу отчетности по КИК составит 100 прожиточных минимумов, или 227 тыс. грн., а за сокрытие информации о контролируемой компании – 1000 минимумов, или 2,3 млн. грн.

Читай также: Как проверить налоговый долг в Украине онлайн: Есть ответ

«До конца 2021 года действует «безналоговая ликвидация КИК». То есть при ликвидации КИК украинский владелец такой компании не должен платить налоги за свою иностранную компанию», – предупреждает Иван Городиский.

С 1 января будут действовать нормы по признанию иностранных компаний налоговыми резидентами Украины. Налоговым резидентом будет считаться компания, если выполняется хотя бы одно из условий: ее банковские счета управляются из Украины, бухгалтерский учет ведется в Украине, сотрудниками компании руководят из Украины. В таком случае компания-нерезидент должна будет платить налог на прибыль в нашей стране, и на нее не будут распространяться правила КИК.

Читайте также:  Порядок подачи на алименты после развода

С 2021 года юрлица на едином налоге, физлица-предприниматели и лица, которые ведут независимую профессиональную деятельность, будут подавать раз в год отчет о выплаченных нерезиденту доходах, полученных в Украине.

Компании, которые попадают под действие трансфертного ценообразования (ТЦО), в 2021 году впервые будут подавать новую трехуровневую отчетность за 2020 год. Она включает в себя документы по ТЦО, глобальную документацию по ТЦО и отчет в разрезе стран международной группы компаний. Неподача отчета влечет за собой штраф в размере 300 прожиточных минимумов, или 681 тыс. грн.

Читай также: В Украине отменили книгу учета доходов для ФЛП

Есть и позитивные новшества. Предприниматели на общей системе налогообложения с 2021 года избавляются от обязанности вести Книгу учета доходов и расходов. Хотя это не отменяет требование непосредственно к учету хозяйственных операций. К тому же, саму книгу предприниматели должны будут хранить три года.

Могут порадоваться и плательщики налога на прибыль. С 2021 года больше не начисляются авансовые взносы по налогу на прибыль на суммы, которые приравнены к дивидендам.

На январь 2021 года запланирован запуск единого счета для уплаты налогов и сборов, ЕСВ в том числе. Об открытии такого счета должна сообщить Государственная налоговая служба (ГНС) на своем веб-портале, разместить информацию о реквизитах в электронном кабинете и внести налогоплательщика в специальный реестр лиц, которые используют единый счет для уплаты налогов.

Читай также: Изменения во взыскании ЕСВ: Комментарий налоговой

Налоговикам станет сложнее привлекать налогоплательщиков к ответственности за нарушения и находить нарушения (порой несуществующие) в принципе. С 1 января 2021 года вступят в действие обновленные требования к налоговым уведомлениям-решениям, которые будут содержать расширенный перечень информации о нарушениях, появится новая процедура рассмотрения возражений на акт налоговой проверки (рассматривать акты будет специальная комиссия при ГНС. – Ред.). Помимо этого, налоговая будет обязана доказать наличие вины налогоплательщика при начислении финансовых санкций.

Одним из самых болезненных нововведений для малого бизнеса в 2021 году была фискализация. Напомним, что Верховная Рада осенью 2019 года приняла законы № 128-IX и № 129-IX, которые обязывают предпринимателей второй–четвертой групп единого налога применять кассовые аппараты.

Читай также: Программное РРО в Украине: Сколько предпринимателей его используют

С 1 января 2021 года РРО должны были начать использовать СПД с годовым оборотом более 1 млн. грн., которые торгуют через Интернет, продают ювелирные изделия и драгоценные камни, реализуют текстиль, автозапчасти и подержанные товары, предоставляют платные медицинские услуги, а также предприниматели, которые владеют ресторанами, кафе, отелями, турагентствами. На 1 апреля 2021 года был запланирован перевод на РРО всех упрощенцев независимо от оборотов бизнеса, исключая СПД первой группы ЕН.

Но предприниматели своими протестами додавили депутатов, и те 1 декабря приняли в целом законопроект № 4439-д об отсрочке на год даты перехода на кассовые аппараты. Согласно этому документу, «час икс» для малого бизнеса наступит 1 января 2022 года.

Читай также: Новый закон о кассовых аппаратах разработают с учетом требований бизнеса — Шмыгаль

До этого времени РРО применяют СПД, чей доход превышает 220 МЗП, или 1,32 млн. грн. в год. Кроме них фискализировать все расчеты обязаны предприниматели, которые торгуют технически сложными товарами (бытовой техникой, портативной электроникой и т. д.), ювелирными изделиями, лекарствами и предоставляют платные медуслуги. Для них исключений нет.

При расчетах за оказанные услуги только с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств РРО тоже не нужен.

В течение 2021 года будет действовать льготный размер штрафа за непроведение операций через кассовый аппарат. Его размер – 10% проданных с нарушениями товаров. Стандартный размер штрафа – 100% суммы операции.

Читай также: Гетманцев прокомментировал самые распространенные мифы о РРО

Вдобавок парламент отменил кэшбек – механизм, при котором поку��атель может пожаловаться на продавца за невыданный кассовый чек и получить денежное возмещение, равное стоимости товара. Еще депутаты изменили годовые объемы доходов предпринимателей на ЕН и привязали их размер к минимальной зарплате.

Предельный оборот СПД первой группы теперь составляет 167 МЗП (1 млн. грн. в 2021 году), второй группы – 834 МЗП (5 млн. грн.), третьей группы – 1167 МЗП (7 млн. грн.).

Обещаний по поводу налоговой реформы на 2021 год от Кабмина и депутатов пока не слышно. Впрочем, некоторые законопроекты, которые зарегистрированы в парламенте (а некоторые уже прошли первое чтение), однозначно говорят о том, что налогообложение в 2021 году будет меняться. И не всегда в пользу налогоплательщиков.

Читай также: Мораторий на проверки бизнеса отменен: К кому придут и почему

Из приятного. В ноябре Рада приняла за основу законопроект № 4065, который, в частности, предусматривает перенесение на 2022 год имплементации норм о налогообложении КИК и отсрочку некоторых норм, которые вступили в силу с июля 2020 года. Это – новое определение и порядок расчета прибыли для постоянных представительств, требование постановки на учет нерезидента, который ведет деятельность в Украине через представительство, удержание налога на репатриацию при непрямой продаже инвестиционных активов.

«С одной стороны, такие изменения однозначно ожидаемы и даже долгожданны. Но в то же время, их ретроспективное внесение неизбежно вызовет целый ряд практических вопросов. Непонятно, как быть тем, кто уже успел выполнить новые требования за те шесть месяцев, которые они действовали?», – комментирует Виктория Ставчук.

Читай также: Какие бизнесы будут проверять после снятия моратория: Комментарий ГНС

В сентябре в парламенте появился правительственный законопроект № 4101, а в ноябре Гетманцев зарегистрировал его доработанную версию № 4101-д. Документ содержит очередную порцию поправок в Налоговый кодекс. Один из главных пунктов – отмена моратория на документальные проверки, который действует с 18 марта 2020 года вплоть до окончания карантина. Кабмин аргументирует свое предложение тем, что за время карантина многие недобросовестные предприниматели могли найти способ, как уйти от налогообложения. Поэтому, дескать, нужно срочно вернуть проверки.

Второй важный пункт в законопроекте № 4101 – обязательство банков раскрывать банковскую тайну по требованию контролирующих органов. «Сейчас для этого налоговикам нужно решение суда. А будет раскрытие банковской тайны по письменному требованию налоговой о состоянии счетов, о движении денежных средств, об арендованных банковских сейфах, если в отношении должника есть судебное решение о взыскании средств для погашения налогового долга», – уточняет Марьяная Горецкая, руководитель корпоративного отдела Юридической Фирмы «Горецкий и Партнеры».

Читай также: МВФ потребовал от Украины отменить банковскую тайну

Также законодатели предлагают разрешить взыскание налогового долга за счет наличных средств и/или средств должника на счетах в банках по решению ГНС без обращения в суд.

Среди других новшеств – повышение на 10% ставок экологического налога и на 12% – рентной платы за пользование недрами. Также висит перспектива увеличения ставок акцизного сбора – от 11 до 319% по разным товарным позициям. Часть акцизных нововведений тянется еще с упомянутого закона № 466, часть предусмотрена законопроектом №4101-д.

Читай также: Как налоговая хочет добраться до денег «заробитчан»: Подробности

Еще законопроект № 4101-д предусматривает: освобождение сельхозпроизводителей от уплаты НДС на стоимость уничтоженного в связи с форс-мажорными обстоятельствами урожая или животных; освобождение от налогообложения суммы налогового долга и недоимки по ЕСВ, списанных налогоплательщику-физлицу; урегулирование вопроса списания задолженности по ЕСВ предпринимателям, которые прекратили деятельность до 3 июня 2020 года.

Кроме того, парламент в первом чтении поддержал законопроект № 3087-д о Бюро экономической безопасности (БЭБ). Близкий по сути законопроект о Службе финансовых расследований Рада приняла за основу в октябре 2019 года. Проект № 3087-д разработали на замену ему. БЭБ будет подчиняться Кабмину и заниматься преступлениями в сфере экономики. Якобы одновременно другие силовые структуры (СБУ, ГПУ) утратят право расследовать подобные дела. Ну и наконец-то будет ликвидирована налоговая милиция. Впрочем, выведение экономики из-под силовиков и ликвидация налоговой полиции – слишком хорошие новости, чтобы оказаться правдой, увы.

Трудно вспомнить год, конца которого ждали бы с таким же трепетом, как 2020-го. В этот раз привычные пожелания «благополучия», «счастья» и «здоровья» обретают новый смысл. Хочется верить, что 2021 год если не сделает Украину страной чудес и возможностей, то хотя бы вернет страну к стабильному росту.

Насколько этот сценарий реален? На этот вопрос в частности помогут ответить топ-нововведения, которые будут влиять на повседневную жизнь украинцев. Пройдемся по каждому из ключевых пунктов экономической и социальной сферы.

В первом полугодии 2021 года прожиточный минимум для трудоспособных лиц останется прежним — 2270 грн., с первого июля увеличится до 2379 грн., а с первого декабря — до 2481 грн.

Минимальная зарплата будет составлять 6000 грн. в период с первого января по первое декабря, а затем вырастет до 6500 грн.

Напомним, что привязку прожиточного минимума к зарплатам, штрафам и другим выплатам отменили в декабре 2019 года.

В 2021 году пенсии будут повышены в пять этапов. Этот процесс коснется примерно 10 млн пенсионеров (всего их в Украине 11,2 млн). График доплат:

  • Январь, с 2100 до 2400 грн. Это повышение коснется украинцев старше 65 лет при условии наличия у них страхового стажа более 30 лет (для женщин) и 35 лет (для мужчин).
  • Март, индексация пенсий (планируется на 11%). Коснется примерно 8 млн человек — минимальные и спецпенсии индексироваться в марте не будут.
  • Апрель, автоматический перерасчет для работающих пенсионеров.
  • Июль, различные доплаты. Например, с 2400 до 2600 грн — при условии соблюдения тех же требований, которые сопровождают повышение в январе. Также 2600 грн составит минималка у пенсионеров, достигших 80 лет и имеющих страховой стаж от 20/25 лет.
  • Декабрь, повышение в связи с увеличением ПМ (прожиточного минимума). В частности, планируются надбавки для особых категорий пенсионеров (участникам и инвалидам войны, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и т.д.)

До декабря ФЛП первой группы будут платить 1547 грн в месяц, из которых 1320 грн — ЕСВ, а 227 грн — единый налог (из расчета 10% от ПМ трудоспособных лиц). А с первого декабря максимальная выплата составит 1657 грн (из них 1430 грн — ЕСВ и 227 грн единый налог).

Вторая группа будет платить 2520 грн до декабря (1320 грн из них — ЕСВ, а 1200 грн — единый налог из расчета 20% от минзарплаты), а после — 2630 грн (единый налог останется прежним, а ЕСВ повышается до 1430 грн).

Напомним, что ставку единого налога для этих групп устанавливают местные советы. Она зависит от видов деятельности. Таким образом ФЛП на второй группе может платить, например, не 20, а 10% от минимальной зарплаты.

Налоговый период, сроки уплаты НДС

Налоговым периодом НДС признается календарный год (ч. 1 п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 127 НК).Отчетным периодом по НДС по выбору плательщика (за исключением плательщиков, оказывающих услуги электросвязи абонентам, а также выполняющих перевозки для ГО «Белорусская железная дорога», признаются календарный месяц или календарный квартал (ч. 2, 3 п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 127 НК).

Читайте также:  Иностранные работники 2023: какие изменения учесть работодателям

Для плательщиков, реализующих услуги электросвязи, оказываемые абонентам, отчетным периодом по НДС признается календарный месяц (подп. 2.1 ст. 127 НК).

Для плательщиков, осуществляющих перевозки для ГО «Белорусская железная дорога» отчетным периодом по НДС признается календарный квартал (подп. 2.2 ст. 127 НК).

Отчетным периодом НДС по операциям по ввозу товаров с территории государств — членов ЕАЭС признается месяц, в котором отражено получение товаров в учете (п. 5 ст. 139 НК).

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.Форма декларации по НДС утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2 и приведена в приложении 1 к Постановлению МНС от 03.01.2019 № 2.

Плательщик заполняет и включает в декларацию по НДС только те части, разделы декларации по НДС и приложения к ней, для заполнения которых у него имеются сведения (п. 3 Инструкции № 2*)

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом(п. 2 ст. 136 НК).

Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2, далее – Инструкция № 2

Налоговые нововведения 2021 года

В случае остановки регистрации налоговой накладной в Реестре контролирующий орган в течение операционного дня направляет в электронной форме в автоматическом режиме налогоплательщику квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной или расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением остановки регистрации. В течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в налоговой накладной, налогоплательщик вправе подать контролирующему органу письменные пояснения и копии документов. Письменные документы и пояснения подаются в электронной форме с применением электронно-цифровой подписи. Пояснения налогоплательщика рассматриваются комиссиями контролирующих органов, по результатам принимается решение о регистрации накладной или отказе в ее регистрации. Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре, включает в себя:

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

Решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре может быть обжаловано в административном или судебном порядке. В административном порядке жалобы на решения комиссий об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривает Комиссия ГФС по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина. Жалобы подаются налогоплательщиком в ГФС в течение 10 календарных дней после того, как решение Комиссии вступило в силу в соответствии с Порядком остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. В случае если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, последним днем ​​такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем. Срок подачи жалобы может быть продлен по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 Налогового кодекса Украины. В частности, такими основаниями могут быть пребывание налогоплательщика за пределами Украины, в плену на территории другого государства, пребывание в местах лишения свободы, объявление пропавшим без вести и т.д. Не подлежат административному обжалованию решения Комиссии, обжалованные плательщиком налога в судебном порядке. Жалоба подается плательщиком налога в электронном виде средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и ​​электронном документообороте» и нормативно-правового акта о порядке обмена электронными документами с контролирующими органами. ГФС постоянно размещает на официальном сайте сведения о средствах электронной связи, которыми может подаваться жалоба. Жалоба в день ее поступления регистрируется ГФС в соответствии с требованиями законодательства по организации делопроизводства в государственных органах. Жалоба подписывается и подается лично налогоплательщиком, который ее подает, или его уполномоченным представителем. Если жалоба подписывается и подается уполномоченным представителем налогоплательщика, к ней прилагаются надлежащим образом заверенная копия документа, удостоверяющего полномочия такого представителя в соответствии с законодательством. Жалоба должна содержать:

  • наименование или фамилию, имя, отчество налогоплательщика, подающего жалобу, его налоговый адрес;
  • налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц — предпринимателей, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта);
  • номер обжалуемого решения Комиссии;
  • дату обжалуемого решения Комиссии;
  • информацию о причинах несогласия налогоплательщика с решением Комиссии;
  • сведения об обжаловании решения Комиссии в суд;
  • требования налогоплательщика, подающего жалобу;
  • электронный адрес, по которому необходимо направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

Система электронного администрирования налога на добавленную стоимость обеспечивает автоматический учет в разрезе налогоплательщиков:

  • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

  1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
  4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
  5. Налогоплательщик — юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
  6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
  7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
  8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

  1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем — плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель — должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
  2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
  3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
  4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности — не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
  5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
  6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

Налог на добавленную стоимость в Украине в 2022 году

Допустим, вы покупаете товар у производителя по цене – 50 000 грн. (стоимость №1).

Он добавил 20% налога: 50 000* 20% = 10 000 грн.

Получается, что общая стоимость продукцию с НДС: 50 000+ 10 000=60 000 грн.

Ваша цель — продать товар и заработать на марже. Ваша цена: 55 000 грн. (стоимость №2).

Добавляете НДС (20%): 55 000*20% = 11 000 грн.

Продаете товар по стоимости с НДС: 55 000+11 000=66 000 грн.

То есть, по сути, разница между стоимостью №2 и стоимостью №1 и есть добавленная стоимость. А НДС рассчитывается арифметически именно с этой разницы.

Налог рассчитывается по формуле: (55 000 – 50 000)*20%=1 000 грн.

Порядок проведения обязательной регистрации плательщика НДС предусматривает подачу заявления по месту жительства датой не позднее 10 числа следующего месяца, за превышением лимита в 1 млн. грн. Регистрация по собственному желанию предусматривает порядок подачи заявления за 20 дней до начала нового налогового периода. Если предприниматель еще до регистрации предприятия решил быть плательщиком НДС, то заявление можно подать при регистрации ФЛП или юридического лица. Оно подается в органе государственной регистрации в общем пакете документов.

Читайте также:  Список стран Шенгена в 2023 году

При замене ставки единого налога на такую, при которой предусмотрен налог на добавленную стоимость, заявление для регистрации плательщика НДС предоставляют за 15 дней до наступления нового квартала. Когда плательщик меняет упрощенную систему на другое налогообложение, то заявление такому лицу следует подать до 10 числа следующего за переходом месяца. Когда срок припадает на выходной или праздничный день, то крайним сроком подачи заявления определяют следующий день.

Когда у налогоплательщиков есть права на электронный документооборот между ним и контролирующими органами, то заявление можно подать в электронной форме.

Заявление для регистрации подают лично руководитель или его представитель с документальным подтверждением своего статуса. Контролирующему органу выделяют три рабочих дня для внесения записи предприятия в реестр плательщиков НДС. Процедура проводится если нет оснований отказать в регистрации. Последним этапом регистрации плательщика НДС станет получение выписки из реестра плательщиков налога. Государственная фискальная служба предоставляет выписку по запросу организации в течение 2 рабочих дней. Действие выписки продолжается пока не внесены изменения.

Местные государственные советы вправе установить на конкретной территории страны следующие виды налогов:

  1. Налоги при продаже недвижимости, отличной от участка земли.
  2. Сборы туристического характера.
  3. Выплаты за парковочные места.
  4. Оплата определенных видов деятельности предпринимателя.
  5. Налог на землю, состоящий из двух обязательных сборов: налога на автомобиль и земельного налога.

Местные, как и единые налоги, платят граждане страны из своих доходов в национальной валюте, включая зарплату и прибыль от бизнеса. Форма выплаты может быть любая как наличная, так и безналичная. Ставки налогов и порядок выплаты определяются кодексом государства или действующими законопроектами таможенных органов.

Доходы от дивидендов в текущем году остались на прежнем уровне, равном 5 %. От обложения налогами освобождаются лица, вкладывающие средства в проекты, основа которых — увеличение энергетической эффективности. Кроме того, освобождаются от выплат суммы, которые по кредитам, оформленным не в национальной валюте, считаются аннулированными плательщиками на покупку недвижимости на Украине, зарегистрированной как единственное жилье (приобретение дома или квартиры).

Значительно упростилась с зимы этого года выплата налогов лицами, относящимися к группе предпринимателей, доход которых за полный календарный год составляет менее 5 000 000 гривен (ранее порог отмечался в 20 000 000 гривен).

Что делать с 20% НДС в Украине на рекламу? Как сменить ГЕО в Facebook?

Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?

Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» — здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.

Украинское законодательство предусматривает на 2021 год три вида ставок НДС:

  1. Ставка 20%, которая применяется по умолчанию ко всем видам операций, подлежащих налогообложению.
  2. Ставка 0% — применяется к операциям, прямо предусмотренным законом, например, нулевая ставка применяется к экспорту товаров.
  3. Ставка 7% применяется в случаях установленных Налоговым кодексом (например, торговля медпрепаратами)

Кроме того, необходимо вычленить операции:
1. которые не подлежат налогообложению НДС, т.е. операции освобожденные от уплаты НДС
2. которые не являются объектом налогообложения.

Большинство воинских частей в Харьковской области укомплектованы. Об этом «Суспільному» рассказали в Харьковском областном территориальном центре комплектования и социальной поддержки. На вопрос ответил начальник терцентра Владимир Арап. О мобилизации В этом году мобилизация условно волновая.

Для ФЛП, в зависимости от группы, к которой он принадлежит, с 1 января вводится обязанность платить Единый социальный взнос и единый налог исходя из размера минимальной зарплаты и прожиточного минимума.

Льготное налогообложение в размере 10% применяется в отношении реализации или импорта имущества согласно установленным перечням, продовольственных и детских товаров, периодических изданий, книг, лекарств, медицинских изделий.

При этом в определении приведен неисчерпывающий перечень таких услуг, в частности:

  • поставка электронных экземпляров, предоставление доступа к изображениям, текстам и информации, в том числе, но не исключительно, путем подписки на электронные издания;
  • доступ к базам данных, в том числе использование поисковыми системами и службами каталогов в сети Интернет;
  • поставка электронных экземпляров и / или предоставление доступа к аудиовизуальным произведениям, видео и аудиопроизведениям на заказ, игр,
  • предоставление услуг по доступу к телевизионным программам (каналам) или их пакетам;
  • предоставление доступа к информационным, коммерческим, развлекательным электронным ресурсам и другим подобных ресурсам, в частности, но не исключительно, размещенных на платформах общего доступа к информации или видеоматериалов;
  • предоставление услуг по дистанционному обучению в сети Интернет, проведение и предоставление которого не требует участия человека, в том числе путем предоставления доступа к виртуальным классов, образовательных ресурсов;
  • предоставление облачной услуги в части предоставления вычислительных ресурсов, ресурсов хранения или систем электронных коммуникаций с помощью технологий облачных вычислений;
  • поставка программного обеспечения и обновлений к нему, в том числе электронных экземпляров, предоставления доступа к ним, а также дистанционное обслуживание программного обеспечения и электронного оборудования;
  • предоставление рекламных услуг в сети Интернет, мобильных приложениях и на других электронных ресурсах, предоставление рекламного пространства, в том числе путем размещения баннерных рекламных сообщений на веб-сайтах, веб-страницах или веб-порталах.

Также в 2022 году в силе остается обязательная уплата налога на так называемые «лишние» квадратные метры.

Главный редактор Наталья Кобзар. Коммерческий директор Мадина Гололобова: (050) 914-05-80. Наш адрес: 61057, Харьков, ул.

Около половины бизнесов остановили деятельность. Нет ни налога на прибыль, ни НДС, ни налогов на доходы сотрудников, потому что нет прибыли, нет добавочной стоимости, и зарплаты упали иногда в несколько раз.
Ставки единого налога в процентах устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин.

Украина и международное налогообложение: что изменилось с 1 января 2022 г.

Ставка налога остается неизменной – 25 тысяч гривен за легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения. Однако изменяются критерии самого объекта налогообложения.

Так, согласно п.267.2.1. ст. 267 НКУ объектом налогообложения транспортным налогом являются легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Таким образом, в 2022 году будут облагать налогом автомобили стоимостью: 6500 х 375 = 2 437 500 гривен, которым меньше 5 лет.

Ставки единого налога устанавливают в процентах от прожиточного минимума либо минимальной заработной платы. Для третьей группы плательщиков единого налога действует ставка в процентах от дохода.

Согласно п.293.2 ст. 293 НКУ фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин, для физических лиц – предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц:

  1. для первой группы плательщиков единого налога – не более 10 процентов размера прожиточного минимума для трудоспособных (до 248 грн. в месяц в 2022 году);
  2. для второй группы плательщиков единого налога – не более 20 процентов размера минимальной заработной платы (до 1300 грн. в 2022 году).

Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

  1. 3 процента дохода – в случае уплаты налога на добавленную стоимость;
  2. 5 процентов дохода – в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Отметим, что минимальная ставка единого социального взноса (ЕСВ) в 2022 году составит: с 1 января – 1430 грн. в месяц; с 1 октября – 1474 грн. в месяц.

более 30 онлайн-сервисов!

В Минсоцполитики немного просчитались со своими ожиданиями

Еще в 2017 году, когда это обновление вписывали в реформу, в Минсоцполитики считали, что людям будет хватать стажа. Что в возрасте 65 лет на пенсию будет выходить только 5% украинцев, а в возрасте 60 лет — 45%.

«Было рассчитано на то, что люди начнут зарабатывать стаж. Но такое чудо не произошло, мы не видим роста занятости. Плюс пандемия, кризис. Это был положительный прогноз. На практике без пенсии в 60 лет могут остаться и 2/3 (66) %). Главное, что никто не знает, с каким стажем люди придут. До 2000 года в реестре нет данных», — добавила эксперт.

Ко всему этому добавились еще и военные действия, многие вообще потеряли возможность продолжить зарабатывать стаж.

НДС с переходящих доходов

Для компаний, которые не будут пользоваться освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ, рассказываем, как платить НДС с переходящих доходов.

Сначала рассмотрим ситуацию, когда изделия были отгружены в периоде УСН, а оплата будет получена уже после перехода на ОСНО. Сразу отметим, что такая дебиторская задолженность покупателей не должна включаться в налоговую базу по НДС – ни в переходном периоде, ни позже, например, в момент получения оплаты. Это объясняется тем, что для целей НДС имеет значение, в каком периоде произошла операция по реализации, т.е. отгрузка. Соответственно, если отгрузка состоялась в периоде УСН, то НДС она не облагается, что подтверждается и разъяснениями ведомств (письма Минфина РФ от 02.04.2015 № 03-07-11/18572, от 02.03.2015 № 03-07-11/10711).

А вот с авансами, полученными в периоде применения УСН, которые будут «закрыты» отгрузкой уже после перехода на ОСНО, ситуация сложнее. Сложность возникает из-за того, что сумма полученного аванса не включала в себя НДС, поскольку на тот момент организация применяла УСН. Но при отгрузке изделий в счет этого аванса у продавца возникнет необходимость в начислении НДС. И вот здесь возникает вопрос: за чей счет будет уплачиваться НДС при переходе с УСН на ОСНО?

С одной стороны, учитывая, что НДС является косвенным налогом, он должен быть уплачен фактически за счет покупателей. Но, с другой стороны, договор с покупателем заключался в периоде применения УСН, и, соответственно, цена сделки не включала в себя НДС. А значит, и с полученного аванса этот налог также не исчислялся. Но сама отгрузка, которая произойдет в следующем году, уже должна пройти с НДС. По-хорошему, покупателю нужно бы доплатить 20% НДС. Но вряд ли он пойдет на это. И формально, если руководствоваться договором, он будет прав, так как он уже исполнил свои обязательства по договору, оплатив товары авансом полностью.

Есть другой вариант, предполагающий внесение изменений в договор в части стоимости товара, не влекущих за собой обязанность покупателя по доплате 20%. Фактически цена остается прежней, но будет включать в себя НДС. Но помните, что менять цену в одностороннем порядке нельзя, – обязательно нужно ее утвердить с покупателем, подписав с ним соответствующее соглашение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *