СОУТ на новом рабочем месте: разбираемся в логике чиновников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СОУТ на новом рабочем месте: разбираемся в логике чиновников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодня СОУТ является единственным механизмом для определения вредности на рабочих местах и назначения компенсаций работникам. При этом оцениваются две составляющие – уровень вредного фактора, идентифицированного на рабочем месте, и время его воздействия на работника. На практике больше внимания уделяют измерениям, а определение точного времени влияния вредных факторов многие организации, к сожалению, недооценивают.

Что делать, чтобы этого не допустить? Работникам – активно участвовать в определении мест пребывания и времени нахождения. Представителям профсоюзов – жестко контролировать все этапы и процедуры СОУТ, включая проверку всех сведений, предоставляемых работодателями в оценивающие организации; проводить обучение работников и их представителей по вопросам СОУТ.

И еще раз обращаю внимание профсоюзов на время воздействия вредных факторов. Важно контролировать утверждение перечня таких факторов, с указанием времени их воздействия, до начала проведения замеров. Это позволяет исключить в последующем возможные «корректировки» результатов в пользу работодателя.

Последствия некачественной СОУТ известны всем: это ущемление прав работников, это проблемы с государственной инспекцией труда. А вот качественно проведенная спецоценка – это результат тесной, слаженной работы соответствующей комиссии, оценивающей организации и работников (в т. ч. в лице профсоюзов). Только в этом случае будут учтены интересы всех участников: работник – получит справедливые компенсации, работодатель – избежит социальной напряженности в коллективах, будет иметь кадровую стабильность и меньше внеплановых проверок контролирующих инстанций, а оценивающей организации не придется быть арбитром между профсоюзом и комиссией в спорных ситуациях.

Заблуждение 3. «У нас нет производства, с такой спецификой оценка профрисков не нужна»

Аргументы работодателей

В Типовом положении о СУОТ указано, что работодатель разрабатывает положение и включает в него разделы с учетом специфики своей деятельности (п. 8 Типового положения о СУОТ). У нашей организации только офисные помещения, работники не трудятся на станках и технологически сложном оборудовании. Угрозы для жизни сотрудников нет, поэтому с учетом специфики нашей деятельности оценку профрисков мы проводить не обязаны.

Мнение ГИТ и судов

Управление профрисками – базовая процедура в СУОТ, поэтому она обязательна для каждой организации вне зависимости от специфики ее деятельности (п. 9.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77, далее – Приказ № 77). Поэтому предприятия любой формы собственности, размера и вида экономической деятельности должны организовать процедуру, чтобы обеспечить функционирование СУОТ. При этом они вправе использовать любые методы по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей деятельности и сложности производственных процессов (решение Тюменского районного суда Тюменской области от 28.02.2020 № 12-42/2020(12-416/2019; решение Советского районного суда города Тамбова от 29.10.2019 по делу № 12-155/2019).

Как избежать проблем?

Идентифицируйте опасности и оценивайте уровни профрисков на всех рабочих местах, в том числе и офисных. Например, в офисе на шкафах часто хранят тяжелые коробки, которые могут упасть на сотрудников. Либо работники могут споткнуться о неубранные провода на полу, упасть и сломать что-либо. В каждом офисном помещении моют полы, а на мокрой поверхности персонал может поскользнуться и травмироваться при падении. Проанализируйте обстановку на рабочих местах, продумайте, какие опасные события могут произойти, затем разработайте корректирующие мероприятия, которые помогут избежать травм совсем или снизить их вероятность.

Заблуждение 5. «Закон не требует информировать работников об уровне профрисков»

Аргументы работодателей

Нет закона, в котором четко бы прописали, в каком порядке нужно ознакомить работников с результатами оценки профрисков. Например, в законе о спецоценке указали, что работников нужно информировать об условиях труда на их рабочих местах в течение 30 дней, поэтому за нарушение требования инспектор ГИТ сможет оштрафовать по истечении этого периода. В случае с оценкой профрисков закон не устанавливает конкретный срок на ознакомление, значит, сообщать работникам о результатах процедуры необязательно.

Мнение ГИТ и судов

Работодатель обязан сообщить каждому работнику о существующих рисках повреждения здоровья на его рабочем месте (ст. 212, 219 ТК). Для этого нужно ознакомить работников под подпись с локальными документами, в которых отражают результаты оценки профрисков (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019).

Как избежать проблем?

После того как проведете процедуру, разработайте карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В ней предусмотрите поле, где работники поставят подпись об ознакомлении с результатами. Учтите, что процедура имеет цикличный характер, и если данные о рисках изменятся, работникам нужно будет об этом сообщить, например, во время внепланового инструктажа.
Сведения о профрисках также можно включать в трудовые договоры или в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен регулярно устранять профриски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в эти документы. Чтобы избежать лишней работы, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Изменение трудового договора по результатам спецоценки условий труда

Министерство труда и социальной защиты РФ в Письме от 14 июля 2016 г. № 15-1/ООГ-2516 разъяснило, в каком порядке возможно изменение условий трудовых договоров в связи с проведением СОУТ.

Напомним, что по правилам ст. 57 ТК РФ условия предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор.

В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Это означает, что изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Читайте также:  НДС при экспорте в страны ЕАЭС

При этом нужно понимать, что уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами специальной оценки условий труда. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой СОУТ на его рабочем месте.

Владелец предприятия обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с установленным законодательством порядке.

Если на рабочем месте сотрудника будут определены опасные условия труда, согласно ст. 214.1 работодатель должен приостановить выполнение рабочего процесса на этом месте в том случае, если условия на данном месте по результатам выполненной специальной оценки условий труда были признаны опасными. Работы приостанавливаются до момента устранения оснований, послуживших причиной установления для рабочего места опасного класса.

Работникам, осуществляющим рабочую деятельность на таких местах на время прекращения работ предоставляются гарантии, в соответствии с ч.3 ст.216.1 Кодекса.

Ликвидация причин, послуживших основанием для присуждения опасного класса условиям труда, осуществляется согласно предварительно разработанному плану мероприятий. Его разработкой занимается работодатель, принимая во внимание мнение выборного комитета первичной профсоюзной организации либо иного органа, представляющего интересы работника.

Копия разработанного работодателем плана мероприятий отправляется в территориальный орган власти, обладающий полномочиями на выполнение государственного контроля над исполнением трудового законодательства и прочих действующих нормативных актов, включающих в себя нормы трудового права, по месту фактического нахождения работодателя.

Возобновление рабочего процесса на тех рабочих местах, условия на которых были признаны опасными для сотрудника, допускается лишь после получения результатов проведенной внеплановой СОУТ, подтверждающей уменьшение класса опасности условий труда.

Введенный данной статьей запрет не действует в отношении работ, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий ЧС, и на некоторые виды работ, внесенных в список, утвержденный Правительством РФ с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии урегулирования социальных и трудовых отношений.

В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?

Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.

При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):

  • работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
  • организация-работодатель была переименована или реорганизована.

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.

Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.

Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Что включает в себя госуслуга и каким может быть ее результат?

Предоставление государственной услуги включает следующие (стандартные) административные процедуры (действия):

а) регистрация заявления или жалобы работодателя;

б) рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги;

в) проведение проверки обоснованности изложенных в заявлении или жалобе работодателя сведений;

г) информирование о результатах предоставления государственной услуги, в том числе:

  • о направлении в орган государственной экспертизы условий труда представления в целях проведения экспертизы качества СОУТ (если изложенные в заявлении сведения подтвердились);

  • о выдаче организации, проводящей СОУТ, обязательного к исполнению предписания об устранении нарушений законодательства (если работодатель подавал жалобу и изложенные в ней сведения подтвердились);

  • о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин.

Читайте также:  Должностная инструкция бухгалтера по расчету заработной платы

Нарушение порядка проведения спецоценки

Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Должностные лица

Юридические лица

Предупреждение или штраф

в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.

Конфликты из-за предоставленных компенсаций

Споры по поводу гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда происходят наиболее часто. Нередко их причиной становится ошибочная отмена работодателем предоставляемых гарантий со ссылкой на изменившийся законодательный минимум компенсаций либо на отсутствие по новым требованиям закона необходимости их предоставлять.

Так, на рабочем месте слесаря-ремонтника по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2013 году, установлен класс вредности 3.2. Поэтому сотруднику должны были установить продолжительность рабочей недели 36 часов. Однако этого сделано не было. Работодатель сослался на то, что с 1 января 2014 года уже действовала новая редакция статьи 92 Трудового кодекса. Она предусматривает сокращенную продолжительность рабочей недели только для подклассов вредности 3.3, 3.4 и класса 4, установленную по результатам спецоценки.

Суд указал, что спецоценка условий труда работодателем в связи с изменением законодательства не проводилась. Доказательств того, что степень вредности условий труда в 2014 году уменьшилась по сравнению с условиями труда в 2013 году, не представлено. Поэтому объем гарантий, которые должны быть предоставлены, в 2014 году не может быть снижен.

С другой стороны, стоит иметь в виду, что необходимость сохранения объема компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена лишь для работников, принятых на работу до 2014 года. Если же работник принят, например, в 2015 году на ранее аттестованное рабочее место, результаты аттестации могут быть использованы до проведения спецоценки. Однако компенсации будут предоставлены уже в соответствии с новым законодательством.

Причины оспаривания работниками результатов спецоценки часто связаны с неверным толкованием сотрудниками положений законодательства. Работник может посчитать, что отдельные аспекты его работы не были учтены в ходе спецоценки, и потребовать больший объем гарантий. Например, в одном из споров, рассмотренных Мосгорсудом, в течение жарких месяцев лета 2014 года температура на рабочем месте недовольного работника превышала нормы гигиенических требований к микроклимату производственных помещений. По данному критерию условия труда подпадали под вредные. При этом ранее рабочему месту в ходе аттестации рабочих мест был установлен 2-й класс вредности и компенсации не предоставлялись.

Суд разрешил спор в пользу работодателя. Он указал, что временное отклонение от нормы одного из показателей факторов производственной среды и трудового процесса ввиду погодных условий не является достаточным основанием для предоставления компенсаций за вредность.

Дополнительными факторами, провоцирующими конфликты, являются разные критерии оценки одних и тех же производственных факторов в законодательстве о спецоценке и санитарно-гигиенических нормах.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте

Работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Специальную оценку условий труда обязаны поводить все без исключения организации, предприятия и ИП, имеющие работников, за исключением вакантных рабочих мест, а также надомных и дистанционных работников. Освобождены от проведения СОУТ и работники религиозных организаций.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда России. Процедура СОУТ заключается в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются мероприятия и компенсации работникам, дополнительные выплаты, обязательность спецодежды и т.д.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Читайте также:  Правила проведения собеседования при приеме на работу – пример диалога

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты. (Конец врезки)

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

  1. утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест*;
  2. утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
  3. принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
  4. формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
  5. принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
  6. принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
  7. принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта
  8. подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда.

.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *