В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. § 1. Всеобщие выборы и референдум —

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. § 1. Всеобщие выборы и референдум —». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Рефере́ндум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри — и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Николаевич Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного совета РФ, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был разогнан 4 октября 1993 года с применением бронетехники, по приказу президента Ельцина.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции России. Этот плебисцит был назван всенародным голосованием, чтобы обойти требование действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации реф��рендумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Читайте также:  О чем должны знать арендатор и собственник, когда заключают договор найма

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Всенародное обсуждение

Всенародное обсуждение — одна из форм непосредственной демократии, способствующая активному включению граждан, трудовых коллективов, общественных организаций в процесс выработки и принятия решений в сфере государственных и социально значимых и общественных вопросов. Всенародное обсуждение обеспечивает гласность, сопоставление различных мнений и предложений, выбор оптимальных решений в той или иной области.

Наряду с референдумом и свободными выборами, всенародное обсуждение является проявлением народовластия, направленным на демократизацию общества, оно обеспечивает взаимосвязь между законодательными органами и общественным мнением. Значимость этого взаимодействия характеризуется тем, что оно позволяет обеспечить учёт интересов и взглядов миллионов людей с одной стороны, а с другой помогает воспитывать в гражданах ответственность, даёт им возможность ощутить себя строителями собственной жизни.

В отличие от всенародного голосования (референдума) всенародное обсуждение носит рекомендательный консультативный характер, однако его результаты учитываются при доработке соответствующего законопроекта. По сравнению с референдумом процедура проведения всенародного обсуждения более проста и экономична. Участие в обсуждении сугубо добровольная инициатива гражданина, которое может осуществляться в письменной форме, посредством отправления своих предложений в соответствующие органы, или устной форме, например обращением в средства массовой информации. Всенародное обсуждение может проводиться, как на национальном (в масштабах всей страны), так и на региональном и локальном уровнях, в зависимости от значимости конкретного вопроса.

Это явление можно рассматривать, как форму общественного участия, в процессе которого достигается согласование особых интересов граждан и отдельных социальных образований, способствующее становлению гражданского общества в стране.

Понятие и статус референдума

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Как дать русским государствообразующий статус

— Языку русскому.

— Первоначально закидывали тему, что государствообразующий статус дать именно народу. Я эту историю хорошо знаю, потому что в 2011 году сам был инициатором изменения этой статьи, ездил в Чечню тогда, в чеченский парламент, убедил и представителей парламента.

Тогда они выступили с идеей созыва Федерального собрания и придания русскому народу государствообразующего статуса. Все это закончилось как раз после блокирования этого решения Владимиром Владимировичем Путиным. Поэтому, когда сейчас этот вопрос подняли, мне было немного странно…

— Но не он поднял.

— Да. Но сейчас сделали не сам народ, а язык государствообразующего народа. Такая уступка. Тем кинули кость, и этим кинули кость.

Какая нужна явка на всенародное голосование

Надо, конечно, это легализовать. И план регионам сейчас уже поставили очень большой по процентной явке.

Будут ее, конечно, стараться делать. Они уже, кстати, объявили, что поправки будут приняты, если более 50 процентов проголосуют. И нет сомнений, что эти 50 процентов они найдут.

— Но там сложная ситуация на самом деле. Потому что отличается это так называемое всенародное голосование от референдума тем, что…

— Нет обязательной явки.

— При референдуме если меньше 50 процентов лиц, имеющих право голосовать, придут на участок и проголосуют, то тогда результаты референдума признаются недействительными. Поскольку по голосованию нет такой черты, то если придет даже 15 процентов имеющих право на голосование, результаты все равно будут признаны.

— Я и сказал, порога явки нет. Там еще такой момент есть, что если мы возьмем все так называемые оппозиционные силы и гражданское общество, то единого мнения там нет. И я не вижу какой-то консолидированной позиции, где все бы выступали, что надо на него идти или не идти.

Поэтому в такой ситуации, я думаю, они все равно наберут и нарисуют все, что им нужно будет.

Я их ни в чем не обвиняю. Но, по опыту проведения всех предвыборных кампаний, нужный результат будет получен какими-то убеждениями, бюджетниками, просто хорошей пропагандой — неважно.

Избирательное право граждан

Право участвовать в политической жизни государства есть у всех дееспособных граждан, достигших совершеннолетия. Эта возможность является важнейшим признаком демократии. Но избирательное право эффективно, только если правила проведения голосования регламентированы законом и обязательны для исполнения.

Как выборы, так и референдумы могут проводиться на разных уровнях:

Чтобы найти отличия референдума от выборов, необходимо обратиться к определениям этих терминов. Выборами называют контролируемую процедуру формирования власти. С помощью этого мероприятия выбирают президента, депутатов Государственной думы, глав органов местного самоуправления.

Слово референдум в обществознании — это форма проявления демократии, при которой граждане высказывают своё мнение по важным для государства вопросам. Например, в ходе этой процедуры могут обсуждаться изменения в Конституции, отказ от смертной казни.

В чем сходство и различие между понятиями

Представим основные сходства и различия между данными политическими понятиями в виде таблицы:

Читайте также:  Инструкция для родителей. Каких врачей проходят перед детским садом в 2022 году
Референдум Выборы
Сходства
Оба понятия – это формы демократического строя государства, способы участия народа в политической жизни страны, методы влияния на развитие государства.
В обоих случаях участвовать имеют право абсолютно все дееспособные граждане государства, достигшие совершеннолетия.
Результаты как голосования, так и референдума (если он официальный) обязательны к исполнению государственной властью.
Различия
Избрание представителей органов власти: президента, депутата, мэра и т.д. Решение какого-либо важного политического вопроса или иных вопросов, имеющих непосредственное отношение к дальнейшей жизни граждан.
Для признания результатов действительными, обязательно участие более 50% всего дееспособного совершеннолетнего населения. Для официального признания результатов не обязательно, чтобы участвовали более 50% населения.

Сравнительная таблица

референдум выборы
Определение Это юридический процесс, и все люди, имеющие право голоса, отдают свое решение в урну для голосования, когда им задают один конкретный вопрос. Это известно как процесс, в котором выбранная группа людей решает, какой пост должен быть заполнен отбором людей.
Тип Два Один
Результат Результат референдума может или не может быть реализован. Результаты выборов должны быть приняты заинтересованными властями.
общественного Все люди, которые могут голосовать, голосуют за проблему на национальном уровне люди голосуют, чтобы выбрать других людей на местном уровне на выборах.

Определение референдума

Референдум является юридическим процессом и способом, которым все люди, которые имеют право голосовать, будут принимать свое решение в урне для голосования всякий раз, когда им задают один конкретный вопрос или им приходится выбирать или отклонять одно конкретное лицо. Лучшим примером этого является голосование по брекситу, состоявшееся в июне, когда жители Соединенного Королевства должны были решить, хотят ли они остаться в Европейском союзе или покинуть его, и после голосования левая сторона выиграла с небольшим отрывом, что привело к референдум успешен по своему делу. Хотя в референдуме есть два случая, обязательные — это тот тип, в котором правительство обязано выполнять решение, в то время как консультативные, в которых людям просто задают свой выбор в качестве предложения. Это можно сделать разными способами; людей могут попросить голосовать в определенный день, или же в разных местах выделяются разные дни, чтобы обеспечить наилучшее достижение. Проще говоря, это голосование по одному вопросу, и есть необходимость повторить его, если возникнет другая проблема. Другой способ описать это состоит в том, что его можно рассматривать как всенародное голосование, и на его основе правительство может принимать решения по конкретному вопросу.

Значение выборов и референдума

Разобравшись в этих двух понятиях, можно точно уяснить, в чем состоят отличия между ними.

  • Выборы – контролируемый процесс, благодаря которому происходит формирование органов исполнительной и законодательной власти, путем сбора голов граждан страны, принимающих в этом процесс участие.
  • Референдум – форма управления, которая осуществляется гражданами страны, высказывающие мнение по различным важным государственным вопросам.

В выборах могут выдвигать свои кандидатуры представители от общественных движений, партий и просто самовыдвиженцы. Выборы бывают двух видов:

  1. Местные. Происходит формирование местного совета управления, а также представителя, города, региона или губернии.
  2. Всеобщие. Процесс избирания членов парламента или представителя государства.

Выборы считаются демократичным способом формирования органов власти, но при условии соблюдения всех требований и правил всем участниками процесса.

Референдум организуется по мере изъявления воли гражданами и необходимости. Он может быть:

  1. Общегосударственным.
  2. Региональным.
  3. Местным.

Цель и сущность референдума

Целью проведения референдума может быть анализ мнения народа по следующим вопросам:

  • прекращение полномочий Главы государства, палат Парламента России (Совета Федерации и Государственной Думы) ранее обозначенного срока, либо продление срока;
  • проведение досрочных выборов государственных органов власти и должностных лиц;
  • изменение правового статуса субъекта Федерации;
  • принятие, внесение изменений в федеральный бюджет страны;
  • порядок исполнения и/или изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  • принятие срочных мер по спасению населения (обеспечение здоровья и безопасности);
  • введение, отмена, изменение федеральных налогов и сборов, равно как и освобождение граждан от их уплаты;
  • амнистия, помилование.

Сущность референдума – знать мнение народа, выразившего свою волю путем голосования, и принять меры, отвечающие требованиям граждан. Однако принятые положения путем референдума не должны противоречить конституционным нормам.

Голосование, растянутое на неделю

Голосование на выборах обычно длится один день, выбрать кандидата досрочно можно только в исключительных случаях по специальной процедуре. Сейчас агитируют голосовать именно досрочно — с 25 по 30 июня.

«Досрочное голосование не должно быть массовым, оно проходит исключительно по уважительным причинам, есть определенные параметры. Но здесь ставка сделана на то, что голосование массово будет проходить на протяжении недели, такого не было у нас никогда, это беспрецедентное по масштабам голосование в плане периода», — отмечает Мельконьянц.

Он также обращает внимание, что теперь можно по желанию проголосовать и на дому.

«Если на выборах необходимо доказать уважительность причин: что ты болеешь, либо ты инвалид, теперь никаких уважительных причин знать комиссии не надо. Просто человек изъявил желание проголосовать на дому — и к нему комиссия обязана выехать».

Политические выборы – демократическая процедура формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц, осуществляемая путем голосования и регламентируемая избирательным правом страны. Одним из важнейших понятий демократии является признание народа единственным источником власти, обладающим исключительным правом распоряжения ею. Выборы – главный механизм демократии, главная форма проявления народного суверенитета. Функции выборов:

  • реализация представительства разнообразных интересов населения;
  • отбор и смена политических элит и лидеров;
  • легитимация политического режима – организация граждан в политические объединения;
  • оценка обществом политического курса, контроль над деятельностью избираемых представителей интересов народа;
  • формирование оппозиции, критикующей деятельность правительства и предлагающей альтернативные власти проекты;
  • мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами;
  • определение дальнейшего пути общественного развития;
  • политическое воспитание и включение граждан в политический процесс.
Читайте также:  Ипотека для сотрудников МВД в 2023 году: условия, требования и как получить

Выборы различают по нескольким признакам:

  • территориальному – национальные, региональные, муниципальные;
  • количественному – всеобщие и частичные;
  • по периодичности – очередные, досрочные, повторные, дополнительные;
  • по способу волеизъявления – прямые и непрямые;
  • по объекту – парламентские, президентские, выборы мэра, губернатора.

Выборы эффективны только тогда, когда в стране существует развитая избирательная система, функционирует избирательное право.

Избирательная система – общественный институт, регулирующий процесс организации и проведения выборов, определения результатов голосования. Она включает в себя:

  • принципы и условия участия граждан в выборах;
  • порядок назначения, организации и проведения выборов;
  • круг участников избирательного процесса;
  • правила установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Необходимые условия для демократических выборов:

  • свобода выбора – недопустимость давления на избирателей;
  • альтернативность выбора – наличие в стране многопартийной системы и нескольких кандидатов;
  • законность – соблюдение кандидатами правовых и этических норм;
  • равенство возможностей кандидатов – предоставление им одинаковых условий для предвыборной агитации;
  • общественное доверие к выборам – обуславливает активность избирателей.

Избирательное право – отрасль конституционного права. Она представлена совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе выборов. Активное избирательное право – право граждан избирать своих представителей, участвовать в референдумах. Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным.

Исходными началами, принципами, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений, являются:

  • обязательность – признание выборов единственным законным способом формирования органов государственной власти;
  • всеобщность – предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам, исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы;
  • периодичность – выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени;
  • независимость избирательных комиссий – недопустимость вмешательства в их деятельность, присвоения их полномочий со стороны иных органов или лиц;
  • гласность – открытость деятельности избирательных комиссий на всех этапах выборов;
  • территориальная основа организации выборов – формирования избирательных округов, участков, комиссий, регистрации избирателей, подсчета голосов;
  • тайна голосования – контроль над волеизъявлением избирателей запрещается.

План ответа по теме «Выборы, референдум, плебисцит как формы прямой демократии»

1. Значение прямой демократии в государственном управлении.

2. Понятие политических выборов. Функции выборов. Признаки, по которым классифицируют выборы:

  • территориальный;
  • количественный;
  • периодичность;
  • способ волеизъявления;
  • объект выборов.

3. Понятие и сущность избирательной системы. Условия проведения выборов:

  • свобода выбора;
  • альтернативность выбора;
  • законность;
  • равенство возможностей кандидатов;
  • общественное доверие к выборам.

4. Избирательное право – понятие и виды. Принципы правового регулирования избирательных отношений:

  • обязательность;
  • всеобщность;
  • периодичность;
  • независимость избирательных комиссий;
  • гласность;
  • территориальная основа организации выборов;
  • тайна голосования.

5. Типы избирательных систем:

  • мажоритарная;
  • пропорциональная;
  • смешанная.

6. Понятие референдума. Классификация референдумов:

  • по юридической силе – консультативный, императивный;
  • по территории действия – всенародный, региональный, местный;
  • по предмету – конституционный, законодательный, административный, международно-правовой;
  • по условиям проведения – обязательный, факультативный;
  • по времени проведения – превентивный, утверждающий.

7. Понятие формулы референдума. Стадии референдумного процесса.

8. Понятие и сущность плебисцита.

9. Значение выборов, референдума, плебисцита, их сходства и различия.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

Политика

  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *