Доступные режимы налогообложения для ИП-грузоперевозчика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доступные режимы налогообложения для ИП-грузоперевозчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В уходящем году ЕНП можно применять по желанию в периоде с 01.06.22 по 31.12.22, а уже с 01.01.23 и далее в 2023 году все налоги для ИП будут оплачивать исключительно на ЕНС, который будет открыт для каждого юридического лица, ИП или предприятия.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2022 году это 43 211 рублей + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.

Среди плюсов новой системы ее разработчики отмечают:

  • упрощение процедуры, ведь налогоплательщику для зачисления средств необходимо будет просто указать свой ИНН;
  • уменьшение количества платежек, что обязательно оценят ИП в 2023 году;
  • существенное уменьшение количества ошибок при заполнении документов, ведь распределением средств будут заниматься сотрудники налоговой службы;
  • снижение нагрузки на информационные системы.

Среди возможных минусов для ИП отмечают необходимость адаптации к новому порядку уплаты налогов и установленную поочередность зачисления. Так, если у ИП есть недоимки, оспариваемые в судебном порядке, они все равно будут погашены при списании средств с единого счета, при чем, эта нежелательная для предпринимателя операция, которую ранее он мог не проводить до решения суда, по новым правилам будет осуществлена в первую очередь.

Единый сельхозналог — узконаправленный режим, предусмотренный только для производителей сельхозпродукции.

Для работы на ЕСХН, надо соблюдать следующие условия:

  • доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть больше 70% общего дохода,
  • сфера деятельности должна быть связана с производством, переработкой или продажей продукции животноводства, растениеводства, лесного или сельского хозяйства, в том числе рыб и других водных биологических ресурсов.

Как ИП вы должны платить страховые взносы за себя. Это требование не зависит ни от системы налогообложения (самозанятые не платят), ни от полученного дохода. Если ваш доход равен нулю, взносы за себя платить все равно надо.

Ставка обязательных платежей утверждается ежегодно на законодательном уровне.

Например, размер взносов в 2020 г.:

  • 32 448 рублей – взносы на обязательное пенсионное страхование,
  • 8 426 рублей – взносы на обязательное медицинское страхование.

Упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями в отношении любых видов деятельности, но она имеет критерии по численности персонала, размере полученного дохода и стоимости основных средств.

На 2020 год критерии следующие:

  • до 100 работников;
  • до 150 миллионов рублей в год;
  • до 150 миллионов рублей в год по основным средствам (недвижимости, машинам, оборудованию).

На 2021 год предельные цифры были увеличены (за счет повышения ставки налога):

  • до 130 работников;
  • до 200 миллионов рублей полученного за год дохода;
  • до 150 миллионов рублей по основным средствам.

Для упрощенной системы налогообложения существует 2 варианта объекта налогообложения и ставки налога:

  • доходная УСН;
  • доходно-расходная УСН.

Итак, если ИП применяет УСН с объектом «доходы», то ставка налога составит 6% от общей суммы полученного дохода. При условии, что предприниматель выбрал в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», ставка по налогу составит 15%.

Но, конечно же, каждый предприниматель выбирает режим именно по своим критериям. Например, бизнесмен не хочет «собирать каждый чек» и проверять потенциальных контрагентов. В этом случае ему выгоднее всего будет применять ПСН или доходную УСН, так как на данных режимах налогообложения специалисты налоговых органов не проверяют расходы.

Если же у ИП предполагаются большие расходы, например, на приобретение дорогостоящего оборудования или постройку здания, то ему выгоднее выбрать УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Читайте также:  Минимальная пенсия в Московской области с июня 2022: новый размер и доплаты

И, понятное дело, если человек планирует печь торты и продавать их или заниматься репетиторством, то оптимальным выбором будет не оформлять ИП, а просто зарегистрироваться в качестве самозанятого и не сдавать никакую отчетность в ФНС и другие фонды.

Что это. Упрощенная система с единым налогом. ИП может выбрать объект налогообложения, то есть то, с чего будет платить налог: со своих доходов или разницы между его доходами и расходами. Если дохода нет, налог не платится.

Какие ограничения. До 200 млн ₽ дохода в год, до 130 сотрудников.

Сколько налогов платить. Это зависит от того, с чего платит налоги ИП в 2021 году:

  • УСН «Доходы» — 6%, если доход до 150 млн в год и сотрудников меньше 100, 8% — если доход 150-200 млн в год и сотрудников 100-130. Из налога можно вычесть сумму страховых взносов и так его уменьшить.
  • УСН «Доходы минус расходы» — 15% с разницы между доходами и расходами, если доход до 150 млн в год и сотрудников меньше 100, 20% — если доход 150-200 млн в год и сотрудников 100-130.

Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?

Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.

Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП. Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы. Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.

К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.

Общая система налогооблажения

Это базовая система налогообложения, которую применяют автоматически при регистрации вашего бизнеса (если вы, конечно, сами не захотите перейти на другую систему). Ее могут использовать и компании, и ИП. В этой системе нет ограничений по виду деятельности и лимитов.

Если предприниматель выбирает общую систему налогообложения, он автоматически будет платить налог НДС по ставке 20% от оборота при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. То есть выбирать, как при упрощенной системе, не приходится.

Помимо этого, нужно платить налог на прибыль. Это значит, что при расчетах учитывается не только выручка, но и затраты – таким образом, определяется размер чистой прибыли. Для юрлиц ставка налога составит 18% от полученной прибыли, для ИП – 16%.

Преимущества: нет ограничений на виды деятельности. Зато возможность учитывать расходы и уплачивать подоходный налог с прибыли, а не с выручки.

Недостатки – более сложный бухучет.

– Главные отличия общей системы налогообложения от упрощенной – это учет и налоговое администрирование. В УСН однозначно легче и проще, – говорит налоговый адвокат Виталий Демидович. – Но в любом случае нужен расчет. И при больших расходах организации или ИП может оказаться, что общая система даже с ведением учета главным бухгалтером будет дешевле, чем налог в 5 % при УСН с выручки.

Какой код вида деятельности (ОКВЭД) для перевозки

Чтобы стать ИП по грузоперевозкам, надо выбрать нужный код вида деятельности. Все коды приведены в Классификаторе ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), установленном Приказом Росстандарта № 14-ст от 31 января 2014 г.

Для открытия своего ИП по грузоперевозкам коды видов деятельности можно взять из раздела ОКВЭД «Н» (Хранение и транспортировка). В качестве своего вида деятельности можно указать код:

  • 49.41 — Деятельность грузового автомобильного транспорта;
  • Грузоперевозка (49.41.1, 49.41.2) — Специализированными ТС или нет;
  • 49.41.3 — Аренда грузового автомобиля с водителем (так, газели);
  • 49.42 — Предоставление услуг по перевозке.

Выбираем систему налогообложения

Решив, что нужно открыть ИП для грузоперевозки, а не ООО и не зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно сразу выбрать режим налогообложения. Это – ответственное решение, так как изменить режим можно только с нового календарного года, за исключением приобретения патента. Если не указать при открытии выбранную систему налогообложения, то по умолчанию ИП должен отчитываться по ОСНО, а это – самый сложный вид отчетности и самые большие налоги.

Читайте также:  Дорога с односторонним движением: правила и знаки в 2022 году

Чтобы не ошибиться с выбором, лучше просчитать, какую сумму на разных режимах ИП должен будет уплатить, получив один и тот же ожидаемый доход. По результатам расчета выбирается наиболее выгодная система налогообложения.

Также надо учесть, что при разных режимах налогообложения необходимо ведение бухгалтерии, оформление и сдача отчетности в разном объеме. Одинаково для всех кадровое делопроизводство, если в транспортной компании работают наемные водители.

Обратите внимание

При изменении налогообложения, с предыдущего ИП не снимается автоматически, так как можно отчитываться одновременно по двум режимам. Если предприниматель хочет вести деятельность только на новом, обязательно нужно написать соответствующее заявление в ФНС.

Что лучше самозанятость или ИП

Преимущества различных систем работы связаны с тем, сколько налогов необходимо заплатить и с условиями, на которых разрешается использовать тот или иной вариант.

Как известно, самозанятые могут зарабатывать только своим трудом. Поэтому перевозить груз они обязаны сами. Тем самым не получится использовать одновременно два или большее количество машин для этой цели.

Другое важное ограничение — это сумма дохода, которую получит водитель за календарный год. Она не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если перевозчик успешно развивается — он может превысить этот лимит в середине года. Поэтому в такой ситуации достаточно оформить ИП и подать заявление в налоговую для получения возможности работать должным образом на соответствующей системе для индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание! При расчёте налога важно учитывать, какого рода клиенты у самозанятого лица.

Если это физические лица, то налог равен 4% от полученной суммы дохода. Эта сумма выгодна в большинстве случаев. Однако при наличии клиентов-юридических лиц, обязательный платёж возрастёт в полтора раза и составит 6% от оплаты.

Поэтому прежде, чем осуществить выбор, нужно посчитать налоговые платежи. Самозанятость выгодна в первую очередь тем, кто только начинает свой бизнес. Работая первоначально на Газели, он сможет постепенно построить прибыльный бизнес. При предоставлении услуг, относящихся к грузоперевозкам важно сравнить доступные варианты налогообложения, сделать расчёты и выбрать тот, который окажется выгоднее.

Единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН — специальный налоговый режим, который применяют ИП — производители сельскохозяйственной продукции.

Для перехода на спецрежим в общем случае, ИП следует подать уведомление до 31 декабря 2022 года или в течение 30 дней с даты постановки на учет ИП – для вновь созданных.

Стоит отметить, что на присоединенных территориях ЕСХН начнет действовать с 2023 года, при этом в Запорожской и Херсонской областях будут действовать пониженные ставки:

  • в Херсонской области –2%,
  • в Запорожской области – 0.5%.

Сроки сдачи отчетность с 2023 изменится:

Период

Срок

За 2022 год

не позднее 25 марта 2023 года

За 2023 год

не позднее 25 марта 2024 года

Возможны ли грузоперевозки на самозанятости

При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.

Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Читайте также:  Как получить льготы ветеранам труда в Краснодаре в 2022 году

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *