О правовом положении иностранных граждан в РФ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О правовом положении иностранных граждан в РФ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В период проведения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года – с 25 мая по 25 июля – на территории городов, где будут проходить футбольные матчи, вводятся особые условия постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации их по месту жительства (регистрации по месту жительства подлежат иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации).

Что требуется от принимающей стороны

Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.

Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.

Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.

Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания

С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.

Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.

В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:

  • работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
  • физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
  • больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
  • дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
  • исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
  • дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.

Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.

Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.

Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.

Основания снятия с учета ИГ следующие:

  • постановка на учет в другом месте пребывания;
  • прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
  • расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
  • отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
  • признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
  • установление факта фиктивности регистрации;
  • смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.

Правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.

Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.

Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:

  • в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
  • затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
    • имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
    • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.
Читайте также:  Получить справку от нарколога и психиатра в 2022 году

Зачем ввели новые обязанности

Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.

Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.

Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:

  • исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • о запрете въезда в РФ;
  • обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.

По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.

Закон гласит, что каждый приезжий из СНГ обязан поставить себя на учет в миграционном местном центре, если:

  • он работает на вахте;
  • лечится в специальных медицинских учреждениях или проходит реабилитацию;
  • не имеет точного места жительства;
  • временно проживает в гостиничном комплексе, санатории, профилактории, пансионате и прочих заведениях туризма и обслуживающего характера;
  • находится в исправительном учреждении.

В большинстве случаев иностранный подданный из СНГ может самостоятельно уведомить службу о своём прибытии и встать на учет. Если у заявителя есть собственное жильё на территории РФ, то он имеет право оформить постоянную прописку. Этот закон есть в отдельном пункте при покупке жилья иностранным подданным. Оформление происходит после подачи документов в паспортное отделение по месту проживания. Для этого понадобятся следующие документы:

  • паспорт с копией;
  • миграционный лист, копия;
  • сертификат с указанием права на собственное жильё.

Вышеперечисленные документы подаются в том случае, если у приезжего из СНГ есть жилая площадь в личной собственности. Также закон предусматривает, что в случае аренды, постановка на учет иностранца происходит через арендодателя.

Обязанности принимающей стороны

К основным обязанностям, которые ложатся на принимающую сторону, относятся:

  1. Своевременная регистрация иностранца в органах миграционного учета, правильное заполнение бланка на каждого прибывшего иммигранта.
  2. Передача отрывной части уведомления с отметкой о приеме приглашенной стороне.
  3. Контроль за соблюдением прочих правил миграционного учета: изменение основных данных в базе данных (например, при смене фамилии), действия во избежание превышения срока разрешенного проживания в России, т. е. возможное содействие в продлении или снятии с учета.

Административная ответственность принимающей стороны за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета

Работодатель участвует в процессе постановки на учет временно пребывающего иностранного гражданина по месту пребывания в случае, если по отношению к нему он является принимающей стороной (п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

В соответствии с пп.2 п.2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановке на учет по месту пребывания подлежит, в том числе временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания — в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Пунктом 2 ст. 22 установлено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

— по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

— после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.

Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

— представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

Читайте также:  Индексация пенсии после увольнения: порядок, расчет, калькулятор

— передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, предусмотрена частью 4 ст.18.9 КоАП РФ.

Помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы юрист 2 класса Кузнецов А.Е.

Продление миграционного учета.

Поскольку продление миграционного учета требует наличия оснований, каждый иностранец должен знать, в каком случае ему будет доступна эта процедура. Среди оснований, наличии которых позволит продление миграционного учета иностранных граждан, находятся:

1 Вынужденная задержка на территории страны, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или введенными правительством ограничениями на выезд. Законность нахождения на территории державы будет продлено вплоть до окончания карантина или других действующих ограничений.
2 Беременность или роды, уход за близким родственником, находящимся на стационарном лечении, а также оформление наследства или гражданства. Продление законного нахождения регламентируется основаниями, которые послужили причиной к таким действиям.
3 Уважительная причина, такая как принятие обращения на оформлению ВНЖ продлевает законность нахождения в державе на срок рассмотрения обращения, который занимает четыре месяца.

Продление и снятие с миграционного учета

Основания для снятия иностранца с миграционного учета:

  1. Если турист остановился в гостинице, его снимают с учета автоматически при выселении. Причем иностранец может переселиться на новое место, где его также внесут в базу данных в день заселения.
  2. Регистрация иммигранта на новом месте. Принимающая сторона также заполняет Уведомление о прибытии и передает в МВД требуемый пакет документов.
  3. Пересечение границы России и возвращение на родину. В таком случае снятие с учета происходит автоматически.
  4. Принудительно после выявления факта нарушения миграционного законодательства.
  5. Смерть иностранца или признание иммигранта без вести пропавшим.

Чтобы продлить миграционный учет, иностранец или лицо без гражданства пролонгирует срок разрешенного проживания в стране, т. е. документ, на основании которого оно находится в России.

Кто обязан подать уведомление о необходимости снятия иностранца с учета по месту пребывания

В настоящее время подачей уведомления об убытии иностранного гражданина с места пребывания занимается принимающая сторона. Тот, кто ставил на учет по месту прибытия иностранца, то же лицо должно снять его с учета. В таблице ниже перечислены все возможные варианты:

№ п/п.

Где остановился иностранный гражданин по приезду в РФ

Кто должен снять с учета по месту пребывания

1

У частного лица (физического лица) — родственника, друга, члена семьи, арендодателя и т.д.

Физическое лицо, у которого остановился иностранец

2

В жилом помещении, которое числится на балансе российского работодателя

Работодатель, представитель юридического лица

3

В гостинице, отеле, санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, кемпинге, медицинской организации (стационаре), организации социального обслуживания Администрация учреждения или организации, оказывающей услуги

Распространенные ошибки по теме “Порядок снятия с учета иностранного гражданина по месту пребывания”

Ошибка: Родственник иностранного гражданина принимает его у себя в квартире в России. Принимающая сторона полагает, что иностранца не требуется ставить на учет по месту пребывания, поскольку он приезжает к семье, а не снимает жилье у арендодателя.

Физические лица, являющиеся принимающей стороной иностранного гражданина (т.е. граждане, у которых останавливается иностранец с целью временного проживания), обязаны уведомлять миграционную службу о местах временного пребывания иностранного гражданина. Вне зависимости от того, является ли россиянин членом семьи иностранного лица, или сдает ему жилье в аренду, он должен направить уведомление в территориальное отделение ГУВМ МВД России.

Ошибка: Арендодатель, который сдавал квартиру иностранному гражданину, направил письмом в отделение МВД России отрывную часть бланка уведомления о постановке на миграционный учет иностранца.

В настоящее время действует временная форма бланка уведомления об убытии иностранного гражданина. Связаны такие перемены с тем, что отрывная часть бланка уведомления о постановке на миграционный учет часто утрачивалась владельцем.

Особенности регистрации трудовых мигрантов

Лицам, которые относятся к трудовым мигрантам, можно оформить разрешение на проживание на срок от года до трех лет. В этом случае есть свои нюансы:

  • Регистрация высококвалифицированных специалистов (ВКС) выполняется на основании контракта. Срок их пребывания равен времени действия трудового договора. Такой документ заключается максимум на три года. Работодатель может решить продлить контракт. В этом случае продлевается и регистрация.
  • Если с ВКС заключен трудовой договор меньше чем на три месяца, то работнику можно не оформлять разрешение. Если контракт был разорван раньше этого времени, человек имеет законное право оставаться в России еще один месяц без оформления разрешения.
  • Если работник оформил патент на осуществление трудовой деятельности, то срок пребывания зависит от внесения пошлина за пользование патентом. Если оплата внесена за полгода, то гражданин может оставаться в России в течение шести месяцев.

Список бумаг для регистрации иностранца в РФ в 2022 году

Для оформления регистрации потребуется документация как на имя гостя, так и принимающей стороны. В их число входят:

  1. Уведомление по специальной форме – в него вносятся личные данные, сведения об адресе занимаемого помещения и приглашающей стороны, корешок отрывается, на нем проставляется период разрешенного пребывания в РФ и он отдается иностранцу, который должен сохранять его до момента переезда через государственную границу России. Оригинал формы актуальной редакции можно найти на официальном сайте ФМС РФ.
  2. Удостоверение личности иностранца для международных поездок с копией визы и личных данных, если гражданин прибыл из страны с визовым режимом с РФ.
  3. Миграционная карта – кроме граждан Республики Беларусь с копией. Обязательно указываются даты нахождения в РФ в течение 90 дней.
  4. Выписка из Росреестра о наличии собственности во владении принимающей стороны.
  5. Паспорт резидента России, пригласившего иностранца и предоставившего ему жилую площадь. Для компании потребуются дубликаты учредительных документов, приказ о назначении директора, свидетельства о внесении сведений в госреестр и присвоении налогового идентификационного номера. Для российских юрлиц нужна выписка ЕГРЮЛ со сроком давности не более 2 месяцев до момента постановки на учет иностранца. Также будет нужно уведомление из службы статистики в копии.
  6. При найме на работу – копия трудового договора с обязательным указанием срока действия, при приезде к родственникам – свидетельство о заключении брака или о рождении.
  7. Договор найма жилого помещения, в которое планируется прописать иностранца – оно должно удовлетворять санитарно-техническим нормам и стандарту квадратов на каждого жильца. Договор аренды не требуется заверять в Росреестре, достаточно подписание собственником и нанимателем собственноручно.
Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

Юридические лица вправе прописывать на принадлежащей ими или снятой в аренду жилой площади иностранцев, если только организация имеет разрешение на трудоустройство иностранных граждан. Такой документ запрашивает заранее и его действие распространяется на 1 год. Заявление в ФМС РФ на принятие иностранной рабочей силы подается за год до отчетного периода, в котором должен приехать гражданин из-за рубежа для занятия трудовой деятельностью. В иных случаях приглашать в РФ зарубежных гостей для работы юридические лица не имеют права. В ином случае на них будет наложен значительный штраф за нарушение миграционных правил вплоть до приостановки коммерческой деятельности предприятия.

Действия иностранного гражданина при постановке на миграционный учет

Процедура постановки на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания в нашей стране носит уведомительный характер и, как правило, осуществляет ее принимающая сторона (исключение составляют два ранее указанных случая).

Иностранный гражданин не должен для этого обращаться в какие-либо организации или учреждения.

Ему достаточно лишь по прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая получается и заполняется при въезде в страну (при пересечении Государственной границы России).

При этом изъятие принимающей стороной документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а так же миграционной карты для постановки на миграционный учет действующим законодательством не допускается.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате и т.д. Полный перечень таких граждан содержится в п. 6 ст. 20 Постановления Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 г.

Постановка на учет иностранного гражданина в органах ФМС РФ осуществляется на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287. Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомление ФМС РФ совершает принимающая сторона.

Самостоятельная постановка на учет допускается для иностранного гражданина в исключительных случаях, когда принимающая сторона в силу уважительных причин не может оформить такое уведомление (п.п. 20, 22 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или работает (пп.7 п. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 г.; п.26 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы. Администрация гостиницы должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган ФМС России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Законодательство устанавливает срок постановки на учет иностранного гражданина. Так, уведомление о прибытии подается в территориальный орган ФМС РФ не позднее 7 рабочих дней.

Этот срок исчисляется со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

Уведомление может быть доставлено в ФМС РФ уполномоченным представителем принимающей стороны лично или направлено по почте.

Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). Если уведомление направляется по почте, то его необходимо заполнить в двух экземплярах. В таком случае один экземпляр останется на почте, а другой отправляется в ФМС РФ (п. 27 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдает отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

В случае, если уведомление предоставляется в ФМС РФуполномоченным представителем принимающей стороны лично, на отрывной части уведомлении миграционной службой проставляется соответствующая отметка о его принятии.

К уведомлению прикладываются необходимые документы.

Если уведомление оформляется принимающей стороной, то к нему прилагается копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и копия его миграционной карты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *