Возмещение НДС из бюджета для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение НДС из бюджета для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Понятие о должной осмотрительности введено постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. В 2017 году после вступления в силу закона «О внесении изменений в ч. I Кодекса» от 18.07.2017 № 163-ФЗ в Кодекс была добавлена ст. 54.1. Таким образом, налоговая узаконила свою борьбу с минимизацией налогов. Разъяснение о применении данных норм содержится в письме ФНС от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@.

Отказ из-за непроявления должной осмотрительности

Комментарий к ст. 176 НК РФ

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 02.02.2015 N 03-07-10/3989 рассмотрен вопрос о применении вычета по НДС при проведении подрядными организациями капитального строительства объекта ОС, если работы оплачены за счет кредитных средств. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации в случае использования объекта капитального строительства в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет этих работ при наличии соответствующих первичных документов. При этом указанными нормами НК РФ особенности применения вычета этого налога при оплате данных работ за счет кредитных средств не установлены.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями статей 176 и 176.1 НК РФ.

Актуальная проблема.

Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговые органы также отказывают в возмещении налога на добавленную стоимость в случае несоблюдения контрагентом налогоплательщика — иностранным лицом требований законодательства соответствующего государства.

Судебная практика.

У судов по данному вопросу единого мнения нет.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.02.2007 N 12264/06 признал, что получение информации о том, что указанному в качестве контрагента иностранному покупателю по экспортным контрактам российских товаров в США федеральный ИНН не присваивался и что налоговую отчетность компания не представляла, не может служить основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

В данном Постановлении, а также Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11801/06 разъяснено, что положения статей 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ, устанавливающие порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не связывают право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость с соблюдением иностранным лицом требований законодательства другого государства. По мнению ВАС РФ, сведения, поступившие из Управления внутренних доходов США, не могут рассматриваться в качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика.

Более того, подобные сведения не являются официальным подтверждением фиктивности иностранного лица. Как указал Президиум ВАС РФ, на это обращалось внимание налоговых органов в письме МНС России от 19.11.2003 N 26-2-05/8120@-АР402, адресованного управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям.

Такой же подход изложен и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2008 N А56-43903/2006.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2009 N А25-1145/2008-11 отметил, что отсутствие, по мнению налогового органа, подтверждения регистрации иностранного контрагента налогоплательщика само по себе не может являться основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налоговой ставки 0% и возмещения НДС по экспортной операции при наличии подтвержденного факта поступления выручки от иностранного покупателя по контракту, оплаты НДС поставщикам и отсутствия доказательств недобросовестности в действиях налогоплательщика.

Вообще суды, поддерживающие позицию Президиума ВАС РФ, полагают, что сведения, предоставленные органами, уполномоченными на осуществление контроля за доходами иностранных государств, не могут рассматриваться в качестве доказательств фиктивности иностранного лица или недобросовестности российского налогоплательщика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16.07.2007 по делу N А82-10292/2005-99 пришел к такому выводу относительно ответов Службы внутренних доходов США, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.06.2007 N А66-7111/2006 — относительно сведений, предоставленных Управлением международного сотрудничества и обмена информацией, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.06.2008 N КА-А41/5067-08-П — относительно сведений, поступивших из Управления внутренних доходов Германии, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 07.06.2008 N А65-9053/07-СА2-41 — относительно сведений, представленных Службой внутренних доходов Великобритании.

В Определении от 21.04.2008 N 13334/06 ВАС РФ еще раз подтвердил правомерность правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума от 05.12.2006 N 11801/06; от 13.02.2007 N 12264/06.

Читайте также:  Размер рыбы разрешенной к вылову в 2022 году и штрафы

Однако на практике по данному вопросу существует и иная точка зрения.

В Постановлении от 16.04.2009 N КА-А40/1324-09 ФАС Московского округа установил относительно почтового адреса иностранной компании — контрагента налогоплательщика, что в письме СВД США сообщается, что названный адрес известен Службе внутренних доходов США в качестве широко используемого различными регистрационными агентами при инкорпорировании на территории США иностранных компаний — «почтовых ящиков», в настоящее время компания неактивна, в Федеральной базе данных (корпораций) СВД США не содержится данных о том, что данная компания когда-либо получала идентификационный номер для уплаты налога с сотрудников. Кроме того, указано на отсутствие существенных доказательств того, что данная компания осуществляет или осуществляла бизнес на территории СШ��. При таких обстоятельствах неподтвержденности юридического статуса иностранного покупателя, по мнению суда, налогоплательщик не вправе заявить НДС к возмещению.

Официальная позиция.

Процедура возмещения НДС

Процесс возмещения состоит из нескольких этапов, без прохождения которых денег вы не получите. Вам предстоит:

  1. Подготовить документы, дающие право на возвращение денег, и налоговую декларацию. После этого документы нужно подать в налоговую службу.
  2. Пройти проверку налоговой службы. Налоговики проведут камеральную проверку. В вашу организацию они не выезжают. Проверка проводится по правилам, установленным ст. 88 НК РФ. Процесс проверки займет до 3-х месяцев. В это время у вас могут требовать предоставления дополнительной информации. Отказ от предоставления запрошенных сведений будет воспринят как нарушение закона, и вам придется уплатить за это штраф. Предоставлять запрошенные сведения придется в электронном виде, иначе будет считаться, что вы их не дали.
  3. Дождаться принятия налоговой службой решения и составления акта об этом. В течение недели после завершения камеральной проверки будет принято решение. Возмещение может быть полным или частичным. Частичным оно будет, если часть заявленной суммы налоговики признают не подлежащей возвращению. Если в ходе проверки выявлены нарушения, в выплате средств могут отказать, а налогоплательщика — оштрафовать. После принятия решения у налоговиков есть еще 5 дней на сообщение о нем налогоплательщику.
  4. Дождаться возвращения денег. В идеальном варианте: налоговики на следующий день отправят документы в казначейство, а оно в течение 5 дней переведет вам средства. Но мы помним, что возращение денег производится по заявлению. Так вот, если заявление подано до вынесения решения, у налоговой есть 3 месяца и 12 дней на выплату, а если после — 1 месяц. В первом случае срок отсчитывается от подачи декларации, во втором — от подачи заявления.

Представление или предписание?

В предписаниях контрольного органа, как правило, предъявляются требования о возврате средств по следующим нарушениям:

  • оплата невыполненных работ при строительстве (реконструкции), капитальном ремонте;
  • оплата завышенной стоимости (завышенных объемов) работ, оборудования, материалов;
  • сокрытие средств субсидий, подлежащих возврату в областной бюджет, путем предоставления недостоверной отчетности главному распорядителю бюджетных средств.

Министерство финансов Свердловской области принимает однозначные решения требовать возврата в областной бюджет средств, направленных на оплату:

  • невыполненных работ или завышенных объемов работ — в случае если отсутствует возможность или необходимость довыполнить работы;
  • завышенной стоимости материалов и оборудования при фактическом использовании низкокачественных недорогих аналогов — в случае если отсутствует возможность заменить материалы (оборудование) (рисунок 1).

Рассмотрим пример применения системы предписаний для исключения фактов излишних расходов регионального бюджета. Автономные и бюджетные учреждения практиковали предоставление недостоверных отчетов об исполнении государственного задания, что позволяло оставлять в их распоряжении значительные средства субсидий. Надо отметить, что учреждения не допускали незаконного использования этих средств, но расходовали не заработанные ими деньги. Только тщательное изучение первичной документации, точные расчеты объема неисполнения государственного задания позволили ревизорам устанавливать реальный размер субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет. В настоящее время нарушения, связанные с невозвратом в областной бюджет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, постепенно сводятся к минимуму. Таким образом, внесение предписаний сыграло еще и профилактическую роль, практически исключив в 2017 году нарушения подобного типа.

Можно ли отказаться от возврата НДС и перенести вычеты на следующие периоды

Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик:

  1. Предполагает, что в следующем квартале у него будет НДС к уплате. Возврат НДС — это сложный и длительный процесс. Может получиться так, что пройдет несколько месяцев, вам возместят НДС, но подойдут сроки уплаты нового НДС, и эти деньги снова придется отдать в уплату налога. Быстрее и выгоднее может быть сразу перенести вычет на следующий период.
  2. Не хочет связываться с налоговиками: проходить камеральную проверку, собирать документы, ходить на комиссии, а возможно, и судиться.

Упрощенная схема возмещения НДС

Перед подачей в ИФНС заявления на применение заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщик подает декларацию по НДС за 1 квартал 2022 года по форме, регламентированной Приказом ФНС от

24.12.2021 г. № ЕД 7-3/1149.

Если организация решает использовать право на упрощенный возврат НДС уже с 1 квартала, то в декларации надо поставить соответствующий код основания применения заявительного порядка — в стр. 055 разд. 1. Если заявительный порядок применяется, то указывается код «07» (Письмо ФНС от 01.04.2022 г. № СД-4-3/3993@). Кроме того, в стр. 056 разд. 1 требуется поставить общий размер НДС к возмещению.

Читайте также:  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Не позже 5-ти дней с момента подачи декларации налогоплательщик направляет в налоговую инспекцию заявление на применение заявительного порядка возмещения НДС. Оно оформляется в свободной форме. В документе указываются реквизиты компании, ее счета в банке (нужны для зачисления возмещенного НДС), обязательство организации вернуть в бюджет излишне полученные в заявительном порядке суммы НДС и заплатить начисленные по этим суммам проценты (п. 8 ст. 176.1 НК).

Что такое возмещение НДС?

НДС – один из косвенных федеральных налогов, играющих важную роль в формировании доходов российского бюджета. Он взимается на каждой стадии производства товара или услуги.

Рассчитывается с разницы между ценой ее продажи потребителю и себестоимостью. По факту она закладывается в конечную цену и оплачивается потребителем. Он составляет от 0 до 18 процентов.

В 2019 году НДС может вырасти до 20 процентов, соответствующий законопроект правительства рассматривается в Госдуме.

У предпринимателей в ряде случаев есть возможность вернуть перечисленные в бюджет деньги. Возмещение НДС происходит за счет налогового вычета: предприятие вправе уменьшить размер этого налога на размер вычета.

Чтобы избежать ошибок и не точностей, которые могут привести к отказу возврата НДС, лучше поручить подготовку документов бухгалтеру имеющему опыт работы с возвратом или аутсорсинговой компании, в которой такой опыт обычно есть.

Общие и отличительные черты пособий и компенсаций

Проводя сравнение компенсации и пособий, следует отметить, что под пособием в юридической практике принято понимать единовременную или периодическую денежную выплату, которая устанавливается в специально предусмотренных законодательством случаях для возмещения утраченного заработка либо оказания материальной помощи из средств федерального или регионального бюджета.

Принципиальными различиями между компенсациями и пособиями являются:

  1. Сфера применения. Пособия устанавливаются законодательством о социальном обеспечении, а также статьей 183 ТК РФ. Компенсации же могут выплачиваться также в рамках гражданского законодательства лицам, которым причинен имущественный или иной вред.
  2. Случаи установления (присуждения). Пособия выплачиваются прежде всего в целях компенсации утраченного заработка. Например, согласно статье 183 ТК РФ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работодателем для компенсации работнику временно потерянного заработка. Компенсации же направлены не только на замену выпадающего заработка, но и на возмещение причиненного вреда здоровью или имуществу, понесенных расходов и т. д.

ЕДК на оплату жилого помещения

В 2010 году правительство провело реформу по монетизации жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых населению. Вместо льгот гражданам переводят денежные средства в определенном размере. В связи с этим появилось такое понятие, как ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг. До этого нововведения льготы перечислялись поставщикам услуг непосредственно из бюджета. Это приводило к возникновению путаницы и злоупотреблению со стороны поставщиков. Поэтому правительство решило не финансировать подобные организации, а перечислять денежные средства той категории граждан, которая имеет на это право.

Полученные денежные средства можно расходовать на собственные нужды по своему усмотрению. Поскольку проверки платежей проводятся каждый месяц, то неплательщики лишаются компенсации.

Существуют разные льготные категории граждан. Их принадлежность к тому или иному уровню определяется законом. Незащищенные социальные слои населения могут поддерживать и местные органы власти из своего бюджета. Однако существуют такие категории, которые одинаковы для любого региона страны. Как правило, в местных документах существуют следующие льготные категории:

  • многодетные семьи;
  • пожилые люди;
  • малоимущие;
  • почетные доноры;
  • дети, которые лишены родительского попечения;
  • реабилитированные;
  • одинокие пенсионеры, которые получают пенсию ниже прожиточного минимума;
  • социальные работники, учителя, врачи.

Представленный список может быть расширен в зависимости от принятого решения региональной власти.

Как происходит возврат денег?

Налогоплательщик указал в заявлении, что излишне уплаченный НДС должен быть возвращен на его счет в банке. Что дальше? Сумма НДС к возмещению из бюджета перечисляется налогоплательщику Федеральным Казначейством, точнее, его территориальным органом. Поручение на перевод этих средств поступает в Казначейство из ФНС. Это должно произойти не позже следующего дня после того, как принято решение о возмещении налога.

Получив поручение, Казначейство производит перевод денежных средств. Возврат должен быть произведен в течение 5 рабочих дней. Также Казначейство обязано отчитаться перед налоговым органом об исполнении его поручения.

Таким образом, с даты окончания проверки до перечисления денежных средств из бюджета должно пройти не более 12 дней.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Читайте также:  Транспортный налог в ДНР / ЛНР. Правила и Калькулятор.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Квалификация нецелевого расходования бюджетных средств

Понятие «нецелевое использование бюджетных средств» установлено ст. 306.4 БК РФ. Из положений данной статьи следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении (Письмо Минфина РФ от 21.01.2014 № 02-10-11/1763). Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

С учетом того, что положения законодательства РФ в части изъятия бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются к получателям бюджетных средств, по мнению Минфина, указанные положения не могут распространяться на бюджетные и автономные учреждения, так как указанные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств (Письмо от 20.02.2013 № 02-13-06/4594). Вместе с тем поскольку субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на реализацию определенных мероприятий, выполнение задач и целей в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, и учреждением, по мнению Минфина, в случае использования учреждением субсидии не по целевому назначению (нарушения целей и условий, установленных договором (соглашением)) соответствующие средства могут быть взысканы в судебном порядке.

В качестве примера нецелевого использования бюджетных средств можно привести следующие.

Целесообразно вместе с декларацией заполнить заявление на возмещение налога или его зачет в будущем периоде. Это значительно экономит время. Если не будет выявлено ошибок в ходе проверки, то сразу же рассматривается и заявление на предоставление. Всего на рассмотрение заявления выделяется 12 рабочих дней: 7 – на принятие решения по возмещению, 5 – на перечисление денежных средств из Федерального казначейства. На возмещение НДС из бюджета сроки отсчитываются с момента окончания проверки документации.

Заявление можно предоставить в электронном виде с использованием усиленной подписи посредством телекоммуникационных видов связи. Стандартизированной формы для заполнения заявления нет. Поэтому его можно составить на свое усмотрение. Главное указать все необходимые данные.

Так, если вы претендуете на возврат денежных средств, то укажите реквизиты расчетного счета, если же вам необходимо зачесть эти суммы в счет будущих периодов, то укажите, какой именно налог необходимо оплатить этими средствами. Также в заявлении рекомендуется указать налоговый период, за который образовалась сумма, подлежащая возмещению.

Ответ на заявление налоговая обязана предоставить письменно, на что дается 5 дней с момента регистрации решения. В нем указывается сумма, подлежащая возмещению, в том случае если оно признано правомерным в полном объеме или частично. Отказ также предоставляется в письменной форме. В любом случае письмо должно быть получено с указанием даты получения под расписку индивидуальным предпринимателем, руководителем организации, либо доверенными лицами.

Условия реализации права на возмещение

Не все организации такое право имеют. Здесь нормативный документ, который регулирует данную процедуру и подробно расписывает, как возместить НДС, — это Налоговый кодекс и его 176-я статья о порядке возмещения налога, а также необходимо применять статью 164 о налоговых ставках. Чтобы реализовать свое право на возмещение налоговых выплат, организация или предприниматель обязаны соблюсти некоторые важные условия.

Во-первых, необходимо быть плательщиком НДС, а если применяются другие налоговые режимы (УСН, ЕСХН, например), возврат налога невозможен. Услуги, работы или товары, по которым требуется налоговый вычет, обязательно должны быть приобретены именно для предпринимательской деятельности. Далее предстоит сверяться с правилами, где говорится, как возместить НДС. Лучше всего поручить это грамотному специалисту с юридическим образованием.

Например, если за счет компании приобретена квартира для проживания предпринимателя, компенсация НДС невозможна. Документы нужно подбирать правильно. Необходимо наличие всех счетов-фактур, где сумма налога указана. Любая услуга или работа, любой товар, которые куплены и с них должен быть возмещен НДС из бюджета, обязательно бывают оприходованы с оригинальными подписями главного бухгалтера и руководителя. Поставка данного товара или сделка должны быть реальными. Продавец обязан быть не только реальным, но и зарегистрированным в ЕГРН, куда регулярно предоставляет отчетность по налогам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *