Правила поступления для людей с инвалидностью и ОВЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила поступления для людей с инвалидностью и ОВЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс получения высшего образования достаточно сложен и даже поступление в учебное заведение сопряжено с некоторыми трудностями. Например, важно вовремя подать документы и хорошо выполнить экзаменационные задания. В результате абитуриент может учиться на бесплатной основе.

Документы, которые людям с инвалидностью и ОВЗ необходимо предоставить в вуз

Чтобы воспользоваться всеми правами, которые гарантирует государство, людям с инвалидностью и ОВЗ надо предоставить в вуз стандартный набор документов:

  • аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
  • паспорт или свидетельство о рождении, а также их копии;
  • 2 фотографии размером 3,5х4,5 (если требуются);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • военный билет (для военнобязанных);
  • СНИЛС;
  • заявление установленного образца.

К этим документам надо дополнительно приложить одну из бумаг из этого списка:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • справка об установлении инвалидности;
  • справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ. При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях. О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Об университетской среде

Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.

Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ). Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически. Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать. С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.

О подготовке к поступлению

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.

В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки. Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы». Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Об экзаменах

Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.

О преимуществах в случае успешного прохождения экзаменов

В процессе экзаменации, преимущество, при одинаковом количестве набираемых баллах у кандидатов на бюджетное обучение, свободное место передается лицу входящему в льготную группу испытуемых:

  • Выпускники учебных заведений, находящихся в ведении федеральных государственных структур;
  • Детям военнослужащих, которые уволены в силу возраста, по состоянию здоровья при этом совокупный стаж службы составил 20 и более лет;
  • Абитуриенты, имеющие право обучения на бакалавра за счет федерального бюджета.
Читайте также:  Что делать, если нарушают ваши трудовые права

Иные группы кандидатов, которые могут рассчитывать на право зачисления по федеральной программе обучения в ВУЗах:

  • Призеры и победители школьных олимпиад за предыдущие четыре года, которые поступают с профильной подготовкой на бакалавриат или специалитет;
  • Поступать без прохождения вступительных экзаменов на обучение с соответствующей профильной подготовкой по специальностям и отраслям которые соответствуют проводимым олимпиадам;
  • Результаты лиц, успешно прошедших вступительные испытания и прошедшие дополнительную подготовку по профильной специальности, приравниваются к максимальным баллам по ЕГЭ.

На каких условиях предоставляется общежитие инвалиду

Общежитие обеспечивает беспрепятственный доступ для иногородних и международных студентов, имеет все условия для комфортного проживания. Созданный администрацией студенческий совет дает возможность участвовать в общественной жизни ВУЗа и общаться со сверстниками и одногрупниками. За проживание взимается плата, состоящая из платы за аренду жилья и компенсации коммунальных услуг, взимается ежемесячно.

Для льготной категории абитуриентов инвалидов 1 и 2 групп, детей сирот или оставшихся без попечения родителей, инвалидам с детства, студенты инвалиды получившие военную травму рядах российской армии, студенты, пострадавшие при аварии на ЧАЭС, лица имеющие социальные преимущества предусмотрено освобождение от платы за пользование жилым помещением общежития.

  1. ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
  2. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
  3. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.

Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:

  • интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
  • развитие личных возможностей, способностей;
  • реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.

Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Моя подруга инвалид, какие льготы она сможет оформить, ей 16 лет.

После окончания школы она сможет поступить либо в высшее учебное заведение или техником вне конкурса при условии положительных оценок, затем можно оформить льготы по оплате коммунальных услуг, бесплатно лечиться и есть возможность поехать в санаторий по льготной цене. Если она будет учиться очно, то может рассчитывать на эти субсидии до 18 лет, так же как и на пенсию от государства .

Вопрос №2. Могу ли я – инвалид, получить компенсацию по ЖКХ, если у меня есть долг по оплате?

Нет, основным требованием к получению является отсутствие долгов по коммунальным услугам, когда вы их погасите, тогда можно обратиться в микро — финансовый центр за льготой

Вопрос №3. Я проживаю в г. Москва, инвалид 1 группы,20 лет, какое ежемесячное пособие я могу получить?

Если вы инвалид с детства, то можете получить пенсию в размере 12082,06 руб.

Почему можно получить отказ

Причины отказа могут быть различными.

  • В первую очередь вы не подходите под льготную категорию граждан, имеющих право на данную субсидию, а именно в нашем случае дети сироты
  • Во вторых, предоставили не полный комплект документов, необходимых для оформления компенсации.
  • В третьих, у справок мог истечь срок действия
  • Ошибки в поданных документах
  • Предоставлены не самим заявителем
  • Не хватает оригиналов

В случае вашего не согласия, если вы предоставили все документы и считаете, что вам отказано без оснований, для начала обратитесь к выше стоящему начальству, если результатов не даст, тогда напишите в прокуратуру, и в крайнем случае несите иск в суд и защищайте свои права.

Преимущества и недостатки:

Преимущества Недостатки
К преимуществам можно отнести удобный способ оформления, поскольку в МФЦ много сотрудников, которые принимают документы ,для льгот по квартплате Пособие выплачивается до достижения 18 лет, затем инвалидность может быть снята
Возможность получить компенсацию на карту, снять денежные средства, по которой можно в любой момент, даже находясь в другой стране для ЖКХ Льготы положены в том случае, если обучаешься на дневной форме
Возможность обучения бесплатно Социальная пенсия инвалидам выплачивается до 18лет
Шанс поступить вне конкурса
Читайте также:  пожаловаться на сотрудника мтс по телефону

Скидки при посещении культурно-развлекательных организаций, получении дополнительного образования

Для российских студентов предусмотрены льготы в виде значительных скидок или бесплатного посещения театров, музеев, образовательных программ:

  1. Музеи вводят специальные дни бесплатного посещения для студентов. Некоторые учреждения искусства дают значительные скидки при предъявлении студенческого билета.
  2. Театры предоставляют возможность студентам посмотреть спектакль бесплатно, если в зале остались свободные места. Другие учреждения культы предоставляют скидки или устанавливают минимальный ценник на билет.
  3. Образовательные программы и онлайн-ресурсы. Большинство программ дополнительного образования, в том числе электронные версии, предоставляют для студентов бесплатный доступ или скидки на посещение.

Уточняйте информацию в кассах или на официальных сайтах музеев, театров и онлайн-ресурсов.

Налоговые льготы предусмотрены только для работающих студентов. Льготы предоставляется в виде вычета по НДФЛ. Налог либо возвращается через ФНС, либо работодатель не удерживает сбор с части доходов студента.

Налоговые вычеты для студентов — это все виды вычетов, которые предусмотрены для всего трудоустроенного населения России. Это вычеты:

  • на себя;
  • на детей;
  • на покупку имущества;
  • на лекарства и лечение;
  • на обучение и т. д.

Вычет за обучение предусмотрен на следующих условиях:

Требование к получателю Только резиденты РФ, получающие доходы, облагаемые по ставке 13%
Размер вычета (ст. 219 НК РФ)
  • до 120 000 рублей в год на собственное обучение или обучение брата/сестры;
  • до 50 000 рублей в год на обучение детей.
Требование к учебному заведению Наличие образовательной лицензии
Порядок получения Оформить вычет допускается:
  • через ФНС;
  • работодателя.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.

Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Социальная адаптация студентов-инвалидов

Учащиеся в колледжах и университетах, имея ОВЗ, попадают в программы адаптации. Эти специальные разработки дают возможность молодым инвалидам сформироваться в личностном плане и не только. Как отмечают эксперты, в настоящее время в образовательных учреждениях реализуются такие программы, как:

— помощь абитуриентам при сдаче экзаменов;

— проф. переподготовка (при необходимости);

— льгота в виде зачисления на бюджетное место;

— профилактика заболевания с помощью физкультуры;

— особый подход, подразумевающий дистанционное обучение, если инвалид не может посещать занятия по дневной форме;

— компенсация до 50% от всей внесённой за обучение суммы, если бюджетных мест в колледже или ВУЗе нет.

Таким образом, всесторонняя поддержка, вплоть до внедрения физкультурных упражнений, помогают гражданам с ОВЗ реабилитироваться максимально эффективно с учётом их ситуации и возможностей.

Евгения Гусева, «АиФ-Тюмень»: Еще не так давно, получение профессии подростками с особенностями здоровья, было достаточно проблематично. Насколько остро стоит сейчас этот вопрос?

Светлана Шумихина: Вы знаете, я бы не сказала, что сейчас это большая проблема. Система инклюзивного профессионального образования в Тюменской области активно развивается. Все двенадцать техникумов и колледжей региона готовы принять ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на обучение. Есть, конечно, некоторые ограничения, например, ребенок с проблемами зрения не может выучиться на электромонтажника или у абитуриента с особенностями опорно-двигательного аппарата не примут документы на повара, но, в целом, они, как и их сверстники, могут получить профессиональные навыки.

Кто относится к детям инвалидам?

Сам термин инвалидность говорит о человеке у которого имеются отклонения от нормы. Отклонение может быть в физическом, умственном и психическом плане.

Соответственно ребенок инвалид – это человек с ограниченными возможностями здоровья, который не достиг восемнадцатилетнего возраста. Однако существует и иной термин, который вводит в заблуждение людей, не знакомых с понятиями, а именно инвалид детства.

Инвалид-детства и ребенок-инвалид имеет абсолютно разные значения. В первом случае это человек любого возраста, который приобрел инвалидность до восемнадцати лет, а во втором это ребенок до восемнадцати лет имеющий ограничение в здоровье. Еще одной весомой разницей является присвоение группы, которая происходит только в случае инвалида-детства. В справке, которая выдает медико-социальная экспертиза написано инвалид-детства и группа (первая, вторая или третья).

Новшества в 2020 году

  1. Федеральным законом от 27.06.2018 N 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописана возможность учебы инвалида-студента в нескольких вузах одновременно — в 5 вузов на 3 специальности в каждом.
  2. Теперь при поступлении не понадобится предоставлять заключение МСЭ об отсутствии противопоказаний к обучению, будет достаточно обычной медицинской справки.
  3. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписала приказ о внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования. Согласно этому приказу, за победы в конкурсах профессионального мастерства люди с инвалидностью получат дополнительные баллы при приеме при поступлении.
Читайте также:  Развод супругов в 2022 году: процедура расторжения брака

Льготы при сдаче егэ ребенку инвалиду

Детям-инвалидам и их семьям положены различные льготы и пособия.

Все виды господдержки на федеральном и региональном уровнях призваны обеспечить ребёнка-инвалида самым необходимым, поддержать здоровье, способствовать его социальной адаптации, создать возможности для полноценной жизни. Поддержка оказывается также родителям и опекунам. Какие льготы детям-инвалидам и их родителям предусмотрены в 2020 году?

Основания для присвоения ребёнку статуса инвалида Для детей младше 18 лет не предусмотрена градация инвалидности по группам.

При наличии у ребёнка выраженного расстройства функций организма по результатам медико-социальной комиссии ему присваивается статус ребёнка-инвалида, вследствие чего он и его семья приобретают право на определённые льготы и привилегии.

Условия признания ребёнка инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ № 95 от 20 февраля 2006 г.

Перечислим эти условия:

  1. Выраженные патологии функций организма, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами, травмами или заболеваниями.
  2. Полное или частичное отсутствие способности к самостоятельной жизнедеятельности.
  3. Официально установленная необходимость в оказании мер социальной защиты.

Для получения статуса инвалидности необходимо наличие всех вышеперечисленных оснований.

Само по себе нарушение здоровья, которое не препятствует нормальной жизнедеятельности, не даёт такого права. К примеру, ребёнок, страдающий сахарным диабетом, не получит статус инвалида при высокой вероятности декомпенсации заболевания и отсутствии выраженных осложнений (диабетической энцефалопатии, почечной недостаточности и пр.).

Перечень дефектов и патологий, дающих основания для установления статуса «ребёнок-инвалид», приведён в приложении к Правилам, утверждённым вышеуказанным Постановлением Правительства.

Виды льгот при поступлении в вуз

Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.

п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Право на зачисление без экзаменов имеют:

Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.

Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.

Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.

Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.

Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:

Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.

Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.

Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.

За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.

Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.

Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.

Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.

Другие достижения абитуриентов:

При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.

Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».

Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *