Основания возбуждения уголовного дела

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания возбуждения уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.

Комментарий к ст. 146 УПК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает порядок возбуждения дела публичного обвинения. Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием , осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем. Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) и направить материал прокурору (руководителю СО) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля). Порядок возбуждения дел частного обвинения установлен ст. 318.

———————————

См.: Постановление КС РФ от 14 января 2000 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гр. И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ» // РГ. 2000. 2 февр. N 23.

2. Правом возбудить уголовное дело наделены орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь и руководитель СО (при принятии дела к своему производству). При этом от имени органа дознания постановление составляет должностное лицо органа дознания. Такое постановление требует утверждения начальником органа дознания. Напротив, постановление дознавателя в согласовании с начальником органа дознания не нуждается.

3. Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждения дела, когда он предположительно установлен, т.е. имеются данные о его участии в совершении преступления, например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту. В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации в стадии возбуждения дела. Недопустимо квалифицировать деяние «с запасом» — по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения и к неверному определению родовой подследственности (см. коммент. к ст. 151). Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого (см. коммент. к ст. 171).

4. Часть 3 коммент. статьи с учетом п. 2 ч. 2 ст. 38 в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ страдает неполнотой. Уголовное дело для определения подследственности направляется дознавателем и органом дознания прокурору, а следователем — руководителю СО. В случае возникновения спора о подследственности его разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

5. Основанием для отмены постановления о возбуждении дела прокурором является его незаконность и (или) необоснованность. В некоторых случаях эти основания в силу их очевидности могут быть установлены прокурором путем изучения копии самого постановления (в нем не указана информация, предусмотренная ч. 2 ст. 146; оно вынесено ненадлежащим лицом, например, подлежащим отводу, или постановление органа дознания не утверждено начальником органа дознания; допущена грубая ошибка в квалификации преступления по нормам УК, истекли сроки давности уголовного преследования — п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК; не соблюден порядок возбуждения дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом, — ст. ст. 447, 448 УПК). Однако содержательная оценка законности и обоснованности решения о возбуждении дела, в частности выяснение наличия большинства оснований для отказа в возбуждении дела (ст. 24 УПК), требует изучения материалов предварительной проверки: повода для возбуждения дела, объяснений заявителя, пострадавшего, очевидцев, протокола осмотра места происшествия, заключения специалиста и др.

Уголовно-процессуальный закон прямо предусматривает обязанность следователя предоставить прокурору лишь те материалы, которые послужили основанием для возбуждения дела. Однако систематическое толкование позволяет сделать вывод о том, что прокурор уполномочен на изучение всех материалов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; часть 2 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» и ч. 4 ст. 21 УПК закрепляет право прокурора истребовать информацию, справки, документы и их копии. По буквальному смыслу комментируемой нормы «с момента получения материалов» прокурор изучает не только копию постановления, но и материалы проверки. Именно такие предписания содержит п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». Данный Приказ обязывает прокуратуру вести учет в специальных книгах копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов к ним и постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел.

6. Комментируемая норма устанавливает срок для отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела — 24 часа. Ограничение срока в данном случае обеспечивает стабильность предварительного расследования и судебного разбирательства, так как отмена решения о возбуждении дела делает юридически ничтожными все результаты расследования. Вместе с тем сравнительно малый срок не позволяет произвести содержательную проверку законности и обоснованности данного решения.

Уголовные дела частно-публичного обвинения

Дела данной категории также как и уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, но в отличие от них в связи с примирением прекращены быть не могут.

Еще одно отличие заключается в том, что если по делам частного обвинения выдвигать и поддерживать обвинение вправе сам потерпевший, то по делам частно-публичного обвинения данное полномочие присуще только следователю, дознавателю и прокурору.

К уголовным делам частно-публичного обвинения отнесены дела по:

  • ч. 1 с.131 УК РФ (изнасилование);
  • ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
  • ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни);
  • ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);
  • ч. 1 ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища);
  • ст. 145 УК РФ (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
  • ч. 1 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав);
  • ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).
  • ст. 159-159.6 (все составы мошенничества), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в случаях, если они совершены:
  1. индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
  2. членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

Комментарий к статье 146 УПК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает порядок возбуждения дела публичного обвинения. Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием , осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем. Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) и направить материал прокурору (руководителю СО) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля). Порядок возбуждения дел частного обвинения установлен ст. 318.

———————————
См.: Постановление КС РФ от 14.01.2000 N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гр. И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ» // РГ. 2000. 2 февр. N 23.

2. Правом возбудить уголовное дело наделены орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь и руководитель СО. При этом от имени органа дознания постановление составляет должностное лицо органа дознания. Такое постановление требует утверждения начальником органа дознания. Напротив, постановление дознавателя в согласовании с начальником органа дознания не нуждается.

3. Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждении дела, когда он предположительно установлен, т.е. имеются данные о его участии в совершении преступления, например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту. В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации в стадии возбуждения дела. Недопустимо квалифицировать деяние «с запасом» — по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения и к неверному определению родовой подследственности (см. ком. к ст. 151). Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого (см. ком. к ст. 171).

Читайте также:  РВП для граждан Казахстана

4. Часть 3 ком. статьи с учетом п. 2 ч. 2 ст. 38 в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ страдает неполнотой. Уголовное дело для определения подследственности направляется дознавателем и органом дознания прокурору, а следователем — руководителю СО. В случае возникновения спора о подследственности его разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

5. При проверке законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела прокурор уполномочен на изучение всех материалов предварительной проверки сообщений о преступлениях.

6. Представляется, что 24-часовое ограничение времени для отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного в отношении конкретного лица, не может быть оправдано необходимостью обеспечить стабильность предварительного расследования, поскольку вплоть до его окончания такое постановление может быть признано незаконным и необоснованным судом по жалобе заинтересованных лиц в порядке ст. 125 УПК. Подробнее об этом см. ком. к ч. 2 ст. 145. В связи с этим можно признать возможным применение аналогии пункта 1.12 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», в соответствии с которой вышестоящий прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ч. 4 ком. статьи, при несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным данного постановления.

По буквальному смыслу ком. нормы началом исчисления данного срока является получение прокурором не копии постановления о возбуждении дела, а материалов. Это означает, что, получив копию постановления, прокурор истребует обосновывающие его материалы, с момента получения которых начинает течь 24-часовой срок (см. п. 1.4 вышеуказанного Приказа).

В соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 38 УПК следователь вправе обжаловать с согласия руководителя СО в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

7. Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении дела не указано в числе оснований для прекращения будущего уголовного преследования в отношении конкретных лиц по тому же самому подозрению (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК). Однако повторное возбуждение уголовного дела по тому же самому факту и в отношении тех же лиц возможно при наличии дополнительных оснований (о них см. ком. к ч. 2 ст. 140). Указанное постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору, а потенциальными потерпевшим, гражданским истцом — в суд.

8. Уголовно-процессуальным законом предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (см. ком. к ст. 459) и в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (см. ком. к ст. 448).

9. В судебной и следственной практике возникает вопрос: надо ли возбуждать уголовное дело, когда в процессе предварительного расследования выявляются новые эпизоды преступной деятельности или новые лица, причастные к совершению преступлений? ВС РФ в ряде своих решений указал, что процессуальный закон не предусматривает обязанности органов предварительного расследования выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда по делу будет установлено, что к совершенному преступлению причастно и другое лицо, или установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело . Однако КС РФ занял несколько иную позицию , отметив, что уголовно-процессуальный закон не содержит норм, позволяющих привлекать лицо в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также изменять и дополнять ранее предъявленное обвинение в связи с совершением лицом преступления, по признакам которого уголовное дело не возбуждалось. Напротив, УПК предполагает необходимость соблюдения общих положений его статей 140, 146 и 153, в силу которых при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое при наличии других уголовных дел о совершенных тем же лицом преступлениях может быть соединено с ними в одном производстве. Вместе с тем КС РФ указал, что к компетенции правоприменительных органов относится определение того, является ли вновь обнаруженное преступное деяние составной частью преступлений, по которым ранее уже было возбуждено уголовное дело, или оно образует самостоятельное преступление, по признакам которого должно быть возбуждено новое уголовное дело. Представляется, что для решения вопроса о тождественности или различии деяний необходимо учитывать их локализацию в пространстве и во времени, общность родового объекта посягательства, круг пострадавших, настаивающих на отдельном рассмотрении их заявлений о совершении преступлений.

———————————
См.: Определение ВС РФ от 25.11.1998 // БВС РФ. 2000. N 3; Кассационное определение Военной коллегии ВС РФ от 20.01.2004 по делу N 6-073/03; Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 25.09.2006 по делу N 14-о06-29.
См.: Определения КС РФ от 18.07.2006 N 343-О и от 21.12.2006 N 533-О.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

В соответствии с уголовно-процессуальным законом необходимыми условиями для возбуждения уголовного дела являются наличие законного повода и достаточного основания, а также отсутствие данных о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.

В юридической литературе нет однозначного понимания юридической природы поводов к возбуждению уголовного дела, хотя выяснение именно этого вопроса имеет существенное значение при возбуждении уголовного дела. Одни ученые рассматривают поводы к возбуждению уголовного дела как источники первичных сведений о преступлении, другие, напротив, считают их юридическими фактами. В научной литературе высказываются и другие мнения о правовой природе поводов к возбуждению уголовного дела.

Более распространена первая точка зрения. Следует отметить, что сторонниками взглядов на поводы к возбуждению уголовного дела как на установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают первичную информацию о совершенном или готовящемся преступлении, являются многие процессуалисты. По мнению других процессуалистов, уголовно-процессуальный закон придает поводам значение юридических фактов, появление которых влечет необходимость рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела. Иные точки зрения, по нашему мнению, представляют собой попытки найти компромисс между двумя вышеизложенными подходами в определении правовой природы поводов к возбуждению уголовного дела. П.А. Лупинская определяет повод к возбуждению уголовного дела как источник, из которого лицом, уполномоченным на возбуждение уголовного дела, становятся известны сведения о совершении или готовящемся преступлении.

В.П. Малков определяет повод как поступивший в компетентные органы информационный сигнал, который, с одной стороны, содержит сведения о признаках преступлений, а с другой — представляет собой юридический факт, требующий от соответствующего органа совершения определенных, предусмотренных законом действий.

В теории уголовного процесса были предприняты попытки и качественно иного подхода к определению правовой природы поводов к возбуждению уголовного дела.

На основании анализа различных точек зрения А.Р. Михайленко, подвергая сомнению определение повода как юридического факта, сделал вывод, что повод является «важным условием, предпосылкой, побудительным началом уголовно-процессуальной деятельности компетентных органов по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела и возможности ведения расследования». Эта точка зрения нашла сторонников среди других процессуалистов.

Исходя из изученных точек зрения можно определить следующее: Повод к возбуждению уголовного дела это установленный законом источник информации, из которого становится известно о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, материалы.

Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Отказ в возбуждении уголовного дела — это такое процессуальное решение, которое принимается, если имелись поводы для начала уголовного преследования, но не установлено основание для этого.

В возбуждении уголовного дела отказывается при наличии материально-правовых (базируются на тех нормах уголовного права, которые исключают наличие преступления либо возможность привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, например лицо не достигло возраста уголовной ответственности) либо процессуальных (обусловлены требованиями УПК РФ, запрещающими при определенных обстоятельствах начинать или продолжать уголовно-процессуальную деятельность, например отсутствие жалобы потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения) оснований.

Частным случаем является отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие состава преступления). Такое решение может приниматься лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Круг обстоятельств, составляющих основание для отказа в возбуждении уголовного дела, строго определен законом и расширительному толкованию не подлежит. Грубым нарушением закона являются встречающиеся в практике отказы «в результате изменения обстановки», «за недостаточностью доказательств», «по мотивам нецелесообразности возбуждения уголовного дела». Данный перечень дается в ст. 24 УПК РФ:

Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает, что действие или бездействие, о котором идет речь в представленных материалах, не имело место в действительности. Так, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица. Между тем при проверке было установлено, что смерть наступила в результате длительного, тяжелого заболевания или явилась следствием несчастного случая, в результате неосторожного поведения самого потерпевшего.

Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает, что совершенное деяние лишено признаков преступления или состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) по конкретным преступлениям указано в ст. 48 УК РФ. Течение давности прерывается, если до истечения указанных сроков лицо совершит новое преступление, за которое может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет. Исчисление давности в таких случаях начинается с момента совершения нового преступления.

Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. Однако лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло 15 лет и давность не была прервана совершением нового преступления.

Читайте также:  Ответственность за превышение скорости в РК в 2020 году

Смерть лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), влечет отказ в возбуждении дела, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления производства по уголовному делу в отношении других лиц ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Отсутствие заявления потерпевшего служит основанием для отказа в возбуждении или прекращения дела не только по делам частного и частно-публичного обвинения, но и в случаях, предусмотренных ст. 23 УПК РФ (привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации). В ч. 2 ст. 20 УПК РФ предусмотрено также такое основание прекращения дела, как примирение потерпевшего (его законного представителя) с обвиняемым по делам частного обвинения. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 — 5, 9 и 10 части первой статьи 448УПК РФ (члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи ВС РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного или флотского военного суда, иные судьи; депутаты законодательных органов власти субъектов РФ, следователи, адвокаты), либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 — 5 части первой статьи 448 УПК РФ (члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи ВС РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов). Кроме вышеперечисленных оснований УПК РФ предусматривает и другие, перечисленные в статье 27 УПК РФ. Однако в этом случае речь идет о прекращении уголовного преследования. К таким обстоятельствам относятся: Акт амнистии как акт высшего органа государственной власти представляет собой полное или частичное освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает уголовную ответственность, а преступление было совершено до его издания, уголовное дело не возбуждается (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ). Еще одним обстоятельством, исключающим уголовную ответственность, является недостижение лицом возраста привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 27 УПК РФ). Общеуголовная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду преступлений — с 14 лет. В отношении лиц, не достигших возраста, необходимого для привлечения их к уголовной ответственности, могут применяться внесудебные меры воспитательного воздействия. В этом случае уголовное дело не возбуждается, однако необходимо выяснить, не имело ли место вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми лицами, и решить вопрос о возбуждении уголовного дела по этим действиям.

В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение суда или постановление судьи о прекращении дела по тому же основанию, также исключается производство по уголовному делу (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ). В соответствии с законом (п. 1 ст. 50 Конституции РФ) лицо за одно и то же преступление не может дважды привлекаться к уголовной ответственности. Поэтому уголовное дело не может быть возбуждено, если в отношении данного лица имеются вступивший в законную силу приговор, определение либо постановление суда о прекращении дела по тому же обвинению.

Если в отношении лица имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, уголовное дело не возбуждается. До тех пор пока не будет отменено постановление органа дознания, следователя и прокурора об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, в отношении этих лиц исключается производство по уголовному делу (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

В отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди, уголовное дело не возбуждается (п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Возбуждение уголовного дела (ниже по тексту — ВУД)

Процедура ВУД сопровождается вынесением постановления в письменной форме (печатный формат). Этот документ включает информацию о лице, его вынесшем, сведения о совершении противоправного деяния (дата, время, место и иные обстоятельства по делу), а также визу руководителя отдела.

Для мотивированного ВУД следует обосновать и мотивировать действия лица как незаконные и противоречащие уголовному закону.

После проведения проверочных мероприятий сотрудники правоохранительных органов составляют и подписывают постановление о ВУД, которое направляется прокурору.

Уведомлению подлежит не только орган прокуратуры, но и заявитель, а также лица, признанные потерпевшими. В некоторых случаях, когда преступлением нанесен ущерб государству, процедура признания потерпевшим не производится.

ВУД может быть затянуто, если орган прокуратуры усматривает основания для отмены этого решения. Прокурор — не единственное лицо, обладающее правом для отмены постановления. Начальник следствия обладает еще большим набором полномочий, в который включено и направление расследования (то есть дача прямых указаний).

Какие сроки возбуждения уголовного дела

В данном материале рассмотрим, какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в текущем году, какие корректировки произошли на законодательном уровне, а также разберемся в причинах для начала уголовного делопроизводства. Рассмотрим, какие нюансы необходимо написать в заявлении, процедуру возбуждения и расследования уголовного дела поэтапно.

Все меры в ходе предварительного следствия в обязательном порядке фиксируются в протоколе.

В момент, когда выносится постановление о привлечении гражданина к ответственности в роли обвиняемого, он переквалифицируется в иной статус – из подозреваемого в обвиняемого. До данного момента он пребывал в следственном изоляторе или на свободе, на данном этапе он вызывается и ему выставляется обвинения по определенной статье. Кому нужно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела? Происходят данные этапы в течение 2 месяцев со дня возбуждения делопроизводства.

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация: Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения: Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Статья 140 УПК носит название «Поводы, основания для возбуждения уголовного дела», перечисляет список оснований возбуждения уголовного производства и начала преследования.

Это значит, что срок ознакомления с уголовным делом практически не ограничен . Здесь появляется «лазейка для тех, кто находится в СИЗО.

Сроки ознакомления с материалами уголовного дела в теории не ограничиваются. Но если защитник и обвиняемый явно затягивают с их рассмотрением, то подается жалоба в суд. Суд устанавливает конкретный срок для ознакомления.

Общий срок осуществления предварительного следствия составляет 2 месяца С МОМЕНТА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА (ст. 162 УПК).

  1. Может продлеваться до 3-х месяцев при наличии принятого руководителем соответствующего следственного органа решения.
  2. Может продлеваться на сроки и до 12-ти месяцев, если расследование представляет особую сложность.
  3. Может продлеваться и на больший срок Председателем Следственного комитета Российской Федерации, а равно с тем и руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, их заместителями.

Когда должны ознакомить с постановлением о возбуждении уголовного дела

  • орган дознания;
  • следователь;
  • начальник следственного отдела;
  • дознаватель;
  • руководитель следственной группы
  • с обязательной процедурой предварительного следствия (выполнение ряда неотложных действий (следственных) с последующей передачей уголовного дела соответствующему следователю);
  • необязательной (материалы дознания – основание для разбирательства в судебном порядке по данному делу).
  • Член Совета Федерации, депутат Госдумы. Дело возбуждает председатель российского следственного комитета при генпрокуратуре с их одобрения.
  • Генпрокурор.

Итак, должностное лицо, оформившее данного рода заявление, должно выдать заявителю специальный талон-уведомление о том, что оно принято, с указанием на нем времени и даты. Эти бланки – документы строгой отчетности. Что касается органов дознания, то их право ограничивается установленной компетенцией, прописанной в соответствующем российском уголовном законодательстве, а деятельность осуществляется по следующим делам: Специфика возбуждения дел относительно специальных субъектов Ими выступают.

Возможность выделения материалов существует в отечественной следственной практике уже довольно давно. Тем не менее, многие теоретики права сходятся во мнении, что такое мероприятие нельзя назвать правильным. Дело в том, что наличие необходимости выделения материалов говорит о том, что в деле имеются недочеты и разветвления, что для правильного расследования недопустимо.

Судебная практика применения рассматриваемого процессуального действия, касается дальнейшего вынесения судом вердикта по обвинению субъектов в результате выделения материалов. Как правило, выделение материалов не является препятствием для признания субъекта фигурирующего в материалах виновным. Этот процесс дает возможность лишь смягчить приговор и привлечь к ответственности правонарушителей до определенного время остававшихся неизвестными.

Поводы для возбуждения

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса — это неотъемлемая, имеющая первоочередное значение часть комплекса мероприятий, направленных на восстановление справедливости, в частности наказание виновных в совершении противоправных, опасных для общества действий. Уяснив, что первая стадия – это возбуждение уголовного дела, нужно детально рассмотреть поводы к выполнению данного действия ответственными лицами.

В качестве таких поводов выступают источники сведений о совершении противоправных действий. Они воспринимаются законом как юридический факт. Согласно 140 статье УПК РФ существует всего 4 повода:

  • заявление о совершении преступления или его подготовке;
  • явка с повинной лица совершившего преступное действие;
  • сообщение о совершении противоправных действиях полученное из любых других источников;
  • постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов в компетентные органы для решения вопроса о возможном преследовании.

Возбуждению уголовного дела в УПК РФ отведено достаточно большое значение. В связи с этим нужно рассмотреть все возможные поводы более детально.

Это истоки сведений, связанных с преступлением, принимаемые законодательством в качестве юридических фактов. В рамках ст. 140 УПК фигурирует всего 4 таких повода:

  • поступление заявительной бумаги о преступлении – это наиболее частый повод (при этом роли не играет, является ли заявитель пострадавшей стороной, или нет), бумага может носить письменный или устный характер;
  • появление преступника с повинной, эта явка должна отвечать определенному набору требований, в частности – быть добровольной и включать указания о преступных деяниях;
  • поступление сообщения, которое включает в себя различные материалы о совершенном деянии, основанием для формирования УД в данном случае выступает ст. 143 УПК;
  • прокурорское постановление о направлении материалов в соответствующие инстанции: если в процессе ведения прокурорско-надзорной деятельности специалист выявит факт нарушения, он также может завести УД.
Читайте также:  Виды отпусков у военнослужащих, выплаты и компенсации

Комментарий к ст. 146 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).

3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.

4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).

5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 – 14 к ст. 476 УПК.

Заявление о возбуждении уголовного дела

Составление документа подчиняется общим правилам:

  1. С правой стороны указывается адресат, к которому обращается гражданин, например, следователь.
  2. С этой же стороны прописываются полные данные заявителя.
  3. В середине – наименование документа. Например, гражданин может воспользоваться такой формулировкой, как «заявление о преступлении».
  4. В середине заявления прописываются обстоятельства, при которых произошло правонарушение. Они излагаются лаконично и кратко. Заявитель должен перечислить все имеющиеся у него доказательства правонарушения.
  5. В документе гражданин указывает на требование о возбуждении уг.дела.
  6. В заявлении делается сноска о том, что гражданин осведомлен об ответственности за ложный донос.
  7. Документы, свидетельствующие о преступлении, прикладываются к заявлению.
  8. Проставление даты, подписи.

Заявление передается представителю уполномоченного органа.

Сроки ведения следствия

Моментом для открытия дела и проведения расследования становится распоряжение о возбуждении уголовного делопроизводства. По категории дел частного и частно-публичного обвинения необходимо письменное заявление пострадавшего или его легального представителя. Стандартный срок выполнения мер предварительного следствия равен 2 месяцам с дня начала ведения дела, об этом гласит ст. 162 УПК РФ.

Эта статья также прописывает, что срок может быть пролонгирован:

  • до 3 месяцев в случае вынесенного руководителем следственного ведомства решения;
  • до 12 месяцев при возникновении особых трудностей в процессе расследования;
  • на больший срок при наличии существенных оснований председателем следственного органа РФ, начальниками следственных ведомств и их заместителями.

Все меры в ходе предварительного следствия в обязательном порядке фиксируются в протоколе. В момент, когда выносится постановление о привлечении гражданина к ответственности в роли обвиняемого, он переквалифицируется в иной статус – из подозреваемого в обвиняемого. До данного момента он пребывал в следственном изоляторе или на свободе, на данном этапе он вызывается и ему выставляется обвинения по определенной статье. Происходят данные этапы в течение 2 месяцев со дня возбуждения делопроизводства.

Алгоритм действий следующий:

  • после возбуждения дела проводится предварительно следствие и сбор доказательной базы;
  • вынесение постановления о присвоении статуса обвиняемого гражданину, в постановлении обязательно проставляется дата и место формирования документа, данные ответственного лица и обвиняемого, прописывается описание преступного деяния со всеми существенными обстоятельствами, указывается статья УК РФ, по которой прописана соответствующая мера наказания, также должен быть прописан пункт о рассмотрении субъекта в качестве обвиняемого;
  • на протяжении 3 дней обвиняемый должен быть уведомлен о вынесении распоряжения администрацией изолятора или вызовом для проведения допроса;
  • в присутствии адвоката обвиняемому выдвигаются обвинения и зачитываются его права, после чего и адвокат, и обвиняемый ставят свои подписи на постановлении, если гражданин отказывается ставить подпись, об этом ставится соответствующая отметка;
  • обвиняемому и его адвокату передается копия документа, также она пересылается прокурору, затем выполняется допрос обвиняемого по ст. 173 УПК РФ, в ходе которого оформляется протокол, при отказе от допроса фиксируется пометка;
  • затем проводится сбор доказательной базы, служащей подтверждением обвинения (дознания, сбор показаний свидетелей, экспертизы и обследование места осуществления преступного акта);
  • после сбора доказательств оформляется заключение обвинения, а расследовательные меры прекращаются и начинается следующий этап делопроизводства.

Там, где служба и опасна, и трудна

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Всему на свете приходят сроки

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

  • кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
  • чем подтверждается факт обращения;
  • в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
  • чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
  • о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *